Конспект ООД по образовательной области«Речевое развитие»с элементами ТРИЗ в средней группе «Новый теремок»
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_novyy_teremok.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по образовательной области«Речевое развитие»с элементами ТРИЗв средней группе «Новый теремок»

Программное содержание:

Цель педагога: Создать условия для развития всех компонентов устной речи,  развития умения пересказывать сказки, вовлечения детей в беседу, при этом внятно отвечать на вопросы и задавать их.

Цель. Придумать добрый конец сказке.

Задачи.

  1. Закрепить умение передавать образ героев сказки через движения, голос, мимику.

2. Развивать интонационную выразительность и эмоциональность речи, память, творческое воображение.

3. Воспитывать дружелюбие через героев сказки, доброту, желание прийти на помощь.

Оборудование и материалы: подушки для сидения, шапочки для героев сказки (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь),  части нового теремка из бумаги для конструирования на фланелеграфе, фланелеграф, три пиктограммы с изображением эмоций (весёлый, грустный, злой), два мольберта, ширма, стол, волшебная палочка, указка, фонограмма песни о Барбарики «Друзья».

Организация детей: начало ООД – стоя в полукруге, в кругу, затем – сидя на пуфиках, конец ООД – стоя в кругу на ковре.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки «Теремок».
  2. Драматизация сказки.
  3. Разучивание ритуала начала и конца занятия.
  4. Лексико-грамматическая игра «Что нужно домику?» - составление предложений по образцу воспитателя.
  5. Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбка».

Ход ООД:

Организационная часть (дети входят в группу и останавливаются полукругом).

Воспитатель. Дорогие ребята! Я очень рада, что вы пришли на занятие такие красивые и опрятные, я очень рада вас всех видеть. А вы рады нашей встрече?

Дети. Да.

Воспитатель. Посмотрите, у нас в группе присутствуют гости. Давайте покажем, что мы их очень рады видеть, улыбнёмся и поздороваемся.

Воспитатель и дети. Здравствуйте, гости! Милости просим!

 Ритуал начала ООД «Доброе животное». Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, также ровно бьётся его большое доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.»

I этап – мотивационно-ориентировочный

Воспитатель. Я предлагаю вам закрыть глаза. (Воспитатель приводит ребёнка в костюме медведя).

Воспитатель. Откройте, пожалуйста, глаза. Посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети. К нам пришёл медведь.

Воспитатель. Его зовут Миша. Как вы думаете, что нужно сделать, когда приходит гость в группу?

Дети. Поздороваться.Здравствуй, Миша!

Воспитатель. Миша не знает, как вас зовут. Я хочу показать вам, как можно с ним познакомиться. (Берёт за руку медведя  и говорит: «Здравствуй, Миша! Меня зовут,  Ирина Васильевна»). Предлагаю говорить громко, чтобы Миша вас услышал. (Каждый ребёнок здоровается за руку и называет своё имя). Молодцы! Предлагаю вам сеть на подушки (дети садятся по кругу на заранее подготовленные подушки)

Воспитатель. Дети, а вы заметили, что Миша пришёл к нам грустный. (Воспитатель указывает на пиктограммы, развешанные на мольберте). Обратите внимание на эти лица и найдите нашего гостя. (Один ребёнок подходит к мольберту и с помощью указки показывает пиктограмму – грустный). Как вы думаете, какое у него сейчас настроение? Почему вы так думаете? Я предлагаю вам выбрать один из вариантов рисунка, который передает настроение Миши.

Дети. У него брови «домиком», глаза грустные, уголки губ опущены вниз.

Воспитатель. Молодцы. Миша, почему ты такой грустный?

Медведь. Я весь теремок развалил, и поэтому от меня убежали все друзья.

Воспитатель. Миша, ты такой большой, неуклюжий, косолапый. Вы догадались, из какой сказки этот медведь?

Дети. Этот медведь из сказки «Теремок».

Воспитатель. Как вы думаете, как мы можем развеселить Мишу?

II этап – поисковый

Дети. Надо построить новый теремок и придумать добрый конец сказке.

Воспитатель. Постройка теремка – очень трудная работа, давайте хорошо подумаем. Из чего можно построить теремок?

Дети. Из строительного материала, из бумаги, и т.д.

III этап – практический

Воспитатель. Назовите, какие части есть у дома?

Дети. У дома есть стены, крыша, окна, этажи, балкон, крыльцо.

Воспитатель. Прежде чем приступить к постройке нового теремка, предлагаю вам  подготовить наши пальцы и руки.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом» или «Мастера»

Раз, два, три, четыре, пять,                     Загибают пальцы левой и правой руки.

Будем строить и играть.                         Стучат кулаком об кулак.

Дом большой, высокий строим.           Соединяют пальцы, делают крышу и поднимают руки вверх.

Стены ставим, крышу кроем.                Разводят руки в стороны, делают крышу.

Вот какой красивый дом!                      Все пальцы в кулачок, показывают большие пальцы.

Будут жить все звери в нём.                  Шевелят пальцами правой и левой руки.

Воспитатель. Предлагаю вам взяться за работу и построить новый теремок, высокий и прочный.

Лексико-грамматическая игра «Что нужно теремку?»(составление предложений по образцу воспитателя).

Воспитатель. Как вы думаете из каких частей можно построить теремок?

Дети. Теремку нужны стены. Теремку нужны окна. Теремку нужен балкон. Теремку нужны этажи.

Теремку нужна крыша. Теремку нужно крыльцо. (Дети строят теремок из частей на фланелеграфе).

Воспитатель. Молодцы, дети, вы построили высокий теремок. Миша вам очень благодарен. Но он ещё грустный, как вы думаете, как ему помочь?

Дети. Нужно найти Мише друзей и придумать добрый конец сказке.

Воспитатель. Предлагаю вам встать дружно в кружок, чтоб найти Мишиных дружков.

Физкультминутка «Как у наших у зверят»

Как у наших у зверят                               Хлопки в ладоши.

Лапки весело стучат:                              

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.                      Топание ногами.

А устали ножки,                    

Хлопают ладошки:                                

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.         Хлопки в ладоши.

А потом вприсядочку                              Приседания.

Пляшут звери рядышком.                      Прыжки на месте.

Воспитатель.  А вы помните, какие слова говорили Мишины друзья, когда подходили к теремку?

Дети. Терем-теремок, кто в тереме живёт?

Воспитатель. Кто первым прибежал к теремку?

Дети. Мышка-норушка. (Повторяют вместе).

Воспитатель. Какая мышка? Что умеет делать? Как пищит?

Дети. Мышка маленькая, быстро бегает, пищит: «Пи-пи-пи». (Дети идут по кругу и изображают мышку. Воспитатель выбирает ребёнка, лучше всех изобразившего мышку и надевает ему шапочку. Дети называют всех остальных героев сказки: лягушка-квакушка, зайка - попрыгайка, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок, описывают каждого героя по плану: какой герой? (Быстрый, ловкая, хитрая, сильный, храбрый). Что умеет делать? (Квакает, прыгает, скачет, рыщет). Каким голосом говорит? (Ква-ква, у-у, изображают). Воспитатель распределяет роли и надевает шапки).

Обсуждение с детьми, какими словами можно закончить сказку? (И стали они дружно жить-поживать, да добра наживать.)

Воспитатель. Очень стыдно стало Мишке и решил тогда Топтыжка:

Медведь. «Всех зверей я соберу, дружно с ними заживу!»

Воспитатель с помощью волшебной палочки превращает детей в Мишиных друзей:

«Вокруг себя обернись и в мышку-норушку превратись». И так с каждым героем. Они садятся на отдельные стулья. Остальные дети – зрители, сидят на подушках и смотрят сказку.

Драматизация сказки.

Воспитатель. Стоит в поле терем-теремок, он не низок, не высок-не высок. Бежит мимо Мышка-Норушка. Остановилась, постучалась (ребёнок топает ногой) и говорит:

Мышка-Норушка. «Пи-пи, терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Воспитатель. Никто мышке не ответил, забежала в теремок и стала в нём жить. (Ребёнок заходит за ширму). Прискакала Лягушка-Квакушка и постучалась:

Лягушка-Квакушка. Ква-ква, терем-теремок, кто в тереме живёт?

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка, а ты кто?

Лягушка-Квакушка. А я Лягушка-Квакушка. Пусти меня в теремок.

Мышка-Норушка. Будем жить дружно.

Воспитатель. И стали они жить вдвоём. Прискакал Зайка-Попрыгайка и постучал:

Зайка-Попрыгайка. «Терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка.

Лягушка-Квакушка. Я Лягушка-Квакушка.

Мышка-Норушка и Лягушка-Квакушка. А ты кто? 

Зайка-Попрыгайка. А я Зайка-Попрыгайка. Пустите меня в теремок.

Мышка-Норушка и Лягушка-Квакушка. Будем жить дружно.

Воспитатель. И стали они жить втроём. Прибежала Лисичка-Сестричка и постучала:

Лисичка-Сестричка. «Терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка.

Лягушка-Квакушка. Я Лягушка-Квакушка.

Зайка-Попрыгайка. Я Зайка-Попрыгайка.

Все. А ты кто?

Лисичка-Сестричка.  А я Лисичка-Сестричка. Пусти меня в теремок.

Все. Будем жить дружно. 

Воспитатель. И стали они жить вчетвером. Прибежал Волчок-Серый бочок и постучался:

Волчок-Серый бочок. «У-у, терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка.

Лягушка-Квакушка. Я Лягушка-Квакушка.

Зайка-Попрыгайка. Я Зайка-Попрыгайка.

Лисичка-Сестричка.  Я Лисичка-Сестричка.

Все. А ты кто?

Волчок-Серый бочок. А я Волчок-Серый бочок. Пусти меня в теремок.

Все. Будем жить дружно.

Воспитатель. И стали они жить впятером. Бредёт по полю Медведь-Косолапый, остановился, постучал и заревел:

Медведь. «Р-р, терем-теремок, кто в тереме живёт?»

Мышка-Норушка. Я Мышка-Норушка.

Лягушка-Квакушка. Я Лягушка-Квакушка.

Зайка-Попрыгайка. Я Зайка-Попрыгайка.

Лисичка-Сестричка.  Я Лисичка-Сестричка.

Волчок-Серый бочок. Я Волчок-Серый бочок.

Все. А ты кто?

Медведь. А я Медведь-Косолапый. Пусти меня в теремок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем закончилась эта сказка?

Ответы детей. Ответы детей обсуждаются и обговариваются, в итоге выбирают вариант где все звери живут дружно.

Воспитатель: Предлагаю вам придумать добрый конец сказки.

Все. Будем жить дружно.

Все дети вместе с воспитателем. И стали они дружно жить-поживать, да добра наживать. (Дети заходят за ширму, снимают шапочки. Затем выходят и кланяются). Воспитатель. Молодцы, ребята, помогли Мише придумать добрый конец сказке и встретиться с друзьями, он развеселился. Предлагаю вам посмотреть на лица, и найти новое выражение Миши. (Дети находят нужную пиктограмму и объясняют, почему они так думают?)

Дети. Брови радугой, глаза весёлые, уголки губ вверху.

Воспитатель. Покажем всем, как Мишка улыбается.

Упражнение артикуляционной гимнастики «Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так (растягивание разомкнутых губ), чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5-10 секунд. (Можно вместе с детьми пропеть звук «и», и губы растянуться в улыбке).

IV этап – рефлексивно-оценочный

Воспитатель. Дети, предлагаю вам вспомнить, кому мы сегодня помогали? Как мы ему помогли? (Мы построили Мише новый теремок, придумали добрый конец сказке и нашли друзей). Миша говорит вам «спасибо» за помощь. Ему пора спать, медведи зимой впадают в спячку и спят всю зиму до весны. (Медведь прощается с детьми и уходит). Дети встают в круг.

 Ритуал окончания ООД «Эстафета дружбы». (Дети берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие).

Воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Риане, от Рианы к Кариму и т.д., и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Спасибо, ребята, вы сегодня очень дружно и хорошо занимались, и сделали очень доброе дело, помогли Мише найти своих друзей и построить им новый теремок. А сейчас я предлагаю вам всем потанцевать (Звучит фонограмма песни Барбарики «Друзья».Дети танцуют).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: "Новый теремок"

Конспект НОД содержит пальчиковую гимнастику, лексико-грамматическую игру, физминутку, упражнение артикуляционной гимнастики, драматизацию сказки, ритуалы начала и конца НОД....

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе с использованием технологии ТРИЗ (противоречия в предметах) по теме: «Волшебный сундучок зимы».

Цели:1. учить детей формировать умение разрешать противоречия;  учить находить в одном объекте противоположное значение какого-либо признака;  активизировать использование антонимов в речи.2...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в средней группе «Айболит в гостях у ребят»

Конспект занятия разработан для детей средней группы. Цель данного занятия - обогащение знаний детей о частях тела человека, основных органах чувств....

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Стоит в поле Теремок" в младшей группе

Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе на тему «Стоит в поле Теремок»Автор: воспитатель младшей группы «Лучики» МАДОУ д/с «Радуга», Банно...

Конспект ОД По образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Я познаю мир » (средняя группа)

Цель: расширять у детей представление о своем организме, органах чувств.Образовательные задачи:1. расширять представления детей об органах чувств детей  органами чувств человека.2. уточнить, како...