Обобщение опыта работы
методическая разработка по развитию речи на тему

"Театральная деятельность в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_obobshch.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ-Детский сад № 3 "Ласточка"

Обобщение опыта работы по развитию творчества. Театрализованная деятельность.

 

                                                                               БикбулатоваТ.В.

                                                          воспитатель МБДОУ-

Детский сад № 3 "Ласточка"

с. Мишкино 2013г.

                                                               

«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии.

              Без этого – он засушенный цветок».

В.А. Сухомлинский

 

Театр - это волшебный   край, в котором

 ребенок радуется, играя, а в игре он познает  мир!»

С.И. Мерзлякова

 

В настоящее время происходит модернизация общего и дошкольного образования. Целью этой модернизации является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 2011 г., основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

-охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

-обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

-воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

-осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

-взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Большую часть этих задач помогут решить занятия театрализованной деятельностью, так как театр и искусство облагораживают личность ребенка, помогают понять другой мир, мир эмоций, переживаний. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, развитию ассоциативного мышления, проявлению общего интеллекта. У ребёнка развивается интуиция, смекалка, повышается самооценка. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными.

_______________________

1 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010)

 

Методические  пособия Е.В. Мигуновой, М.Д. Маханевой, А.В. Щеткина и другие предлагают разные формы и приемы работы с детьми по театрализованной деятельности. В своей работе я пользовалась этими пособиями и хочу поделиться наиболее удачными моментами и своими наработками, принесшими положительные результаты.

Основой совместной деятельности с детьми стала рабочая программа, в которой я отразила работу по развитию артикуляционного аппарата, физиологического и речевого дыхания, игры с пальчиками и массажными мячиками, работу над этюдами, сочинение и постановку сказок. Постаралась темы игр и упражнений подобрать в соответствии с комплексным тематическим планированием образовательной деятельности (после вступления в силу ФГОС возможно придется пересмотреть темы). Для составления программы использовала пособия Т.Н. Дороновой «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности», М.Д.Маханевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности», А.В.Щеткина «Театральная деятельность в детском саду».

В программе, рассчитанной на три года, первостепенной является деятельность,  направленная на постепенное расширение игрового опыта детей за счет освоения разновидностей игры-драматизации и развитие режиссерской игры.

Опыт показал, что моим воспитанникам наиболее интересны игры-драматизации, в этом случае они играют сами - используя интонацию, мимику и пантомиму. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт.

Так же ребятам оказались интересны   игры с наборами пластизоливых  игрушек, изображающими домашних и диких зверей. Здесь у детей появляется возможность придумывать свои диалоги, действия с персонажами.

     

Интересны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, эмоций, фантазии, памяти, внимания: покажи, что ты удивился, расстроился, что тебе весело. Здесь активно использую картинки с изображением эмоций и схемы эмоций.

Так же нравятся детям упражнения в различном интонировании слов (скажи радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро). Эти этюды можно использовать как  в индивидуальной работе, так и во время непосредственно образовательной деятельности. Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

Очень нравится нам игровое упражнение «Пальчики рассказывают сказки», в котором, почти, каждое слово нужно сопроводить или заменить жестом. Тем самым развиваем навыки пантомимы. А воображение и фантазия здесь нужны, чтобы придумывать жесты для новых героев. Надо отметить, что данный прием больше подходит к рассказыванию русских народных сказок, а поэтому его можно применять как пальчиковую игру даже в младшем дошкольном возрасте.

Технику пантомимы, координацию и красоту движений мы совершенствовали и при проведении народных подвижных игр «Дрема», «Дед-домовой», современных музыкальных игр «Лиса и зайцы», «Как-то мы в лесу гуляли» и других, требующих выполнения движений.

         Надо сказать, что творчество в театрализованной деятельности невозможно без развития речи, воображения, мышления, эмоциональности, самостоятельности. Но в то же время и занятия театрализованной деятельностью помогают развить и речь, и эмоциональность, и воображение. Поэтому еще одним направлением моей работы с детьми явилось речевое творчество. Положительные результаты дали такие приемы, как придумывание продолжения сказки или изменение конца знакомой сказки, придумывание рассказов и сказок о самих детях, составление рассказов о семье и ее членах для оформления тематических выставок. Часто практикуем с детьми сочинение новых сказок с помощью приема ТРИЗ «Салат из сказок» (объединяя в сюжете героев из разных произведений). В старшей группе мы с детьми прочитали книгу Зои Шустерман «Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких».  Книга вводит читателя в волшебный мир детской фантазии, знакомит со способами формирования у детей творческого воображения. Прочитав книгу, мы узнали, что сочинить сказку можно используя сказочный треугольник – в сказке взаимосвязаны обычный герой, сказочный герой и волшебство. А еще можно придумать сказку о любом ребенке при условии, что он возьмет с собой в сказку любой предмет. Это может быть, например, ручка или фонарик. Простая ручка в сказке может превратиться в волшебную палочку. В результате использования технологии ТРИЗ обеспечивается эмоционально-личностное развитие детей. Развиваются такие качества как: мышление, сообразительность, самостоятельность.

Все рассказы и сказки мы дополняем иллюстрациями и оформляем  в книги, которые потом с удовольствием читаем и рассматриваем.

Работа по созданию «творческой атмосферы» не могла не коснуться предметно-развивающей среды. В группе был оформлен центр театрально-речевого развития, где для самостоятельных игр детей имеются настольные театры, пальчиковый театр, театр на палочках, театр масок, костюмы, дидактические игры, театры на фланелеграфе, варежковый театр и другие. Так же выделено место для сцены с занавесом.

Надо сказать, большинство наших детей не имеют возможность посетить настоящий театр и получить опыт зрителя, так как мы проживаем в сельской местности. Здесь мы старались использовать каждую возможность: просмотр спектаклей, созданных старшими детьми, просмотр сказок в исполнении педагога, родителей, посещение спектаклей приезжих театров. Для знакомства с театром и тем как в нем себя вести использовали презентации, взятые в интернете и адаптированные мною, аудиоэнциклопедию «Знакомство с театром». С удовольствием слушали аудиосказки в исполнении профессиональных артистов.

Параллельно велась активная работа с родителями.

Неоднократно на родительских собраниях знакомила родителей с актуальностью темы, её основными аспектами, заручилась их поддержкой.

Родители помогли в создании фонда костюмов, изготовлении ширм и фланелеграфов, приобретении игрушек для настольного театра. Силами семей были изготовлены разные виды настольного театра, теневой театр, театр на фланелеграфе и другие.

Для родителей была оформлена папка-передвижка «Театрализованная деятельность дошкольника», в которой был размещен материал о традициях семейного театра, рекомендации по изготовлению театральных кукол, иллюстративный материал «Правила поведения в театре», материал по развитию речи – скороговорки, артикуляционная гимнастика, считалки и многое другое.

Два года для детей и родителей мною издавалась «Театральная газета», где отражалась театральная жизнь в группе, давались рекомендации, практический материал, некоторые театральные игры, которые можно использовать на семейных праздниках. Объемная информация «Учимся сочинять сказки» и «Театр своими» руками была оформлена в   памятки для родителей.

     

Традиционными, начиная со средней группы, являлись театрализованные выступления детей перед родителями и детьми других групп. Были показаны сказка «Репка» в классической постановке и ее новый вариант. Музыкальную сказку «Репка» мы сняли на видео. Дети с интересом и сейчас смотрят ее в своем исполнении. Дополнительно у нас появилась возможность увидеть себя со стороны, обсудить ошибки и удачные моменты.

Интересно, по моему мнению, оказалось направление работы по созданию семейных театров. Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир1.

2012-2013 учебный год мы посвятили семейному театру. Так на традиционном праздновании Дня матери в группе наряду с показом сценок детьми, выступили театральные дуэты двух семей. Выступление дуэтов зрители наградили бурными аплодисментами. О дебюте семейных театров было рассказано в «Театральной газете». В течение года семьи принимали участие в различных выставках и конкурсах, обогащая предметно-развивающую среду в группе. В конце учебного года в группе состоялся трехдневный театральный фестиваль, где выступили театральные дуэты уже семи семей и два семейных театра в составе трех человек! Так же один из дней фестиваля был посвящен выступлению детских театральных коллективов – нашей группы и детей 3 класса средней общеобразовательной школы нашего единого образовательного комплекса.

Неоценимый опыт выступления на сцене ребята получали на традиционных в детском саде конкурсах чтецов стихотворений «Здравствуй, Зимушка-Зима!» и «С Днем рождения, Россия». Каждое выступление я старалась сопроводить мультимедийной презентацией (презентации к стихотворениям «Снеговик» В.Степанова и «Белые стихи» С.Михалкова размещены на сайте «Детские электронные презентации»). Благодаря возможностям мультимедиа, я нашла новое решение для разыгрывания сценок – общение ребенка-артиста с анимированными персонажами на экране. Конечно, это дополнительное время, мозговое усилие. Но дело того стоит! Дети вживаются в образ, и общение с мультимедийным – анимированным и озвученным – персонажем проходит живо и естественно.

Для того, чтобы отследить динамику развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, я разработала диагностические карты, в основу которых легли критерии оценивания из учебно-методического пособия Е.В. Мигуновой «Организация театрализованной деятельности в детском саду» и ранее разработанная мною пятиуровневая система диагностики для изобразительной деятельности. Диагностические карты такого вида позволяют увидеть даже малейшие успехи ребенка, спланировать коррекционную работу.

__________________

1 Т.Н. Доронова «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности»

 

Анализ проделанной работы позволяет сделать следующие выводы:

-во время занятий театрализованной деятельностью у детей развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

-участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

         Можно с уверенностью сказать, что направление работы по созданию семейных театров сплотило детско-взрослый коллектив группы, а вся работа по развитию творчества детей в театрализованной деятельности разнообразила и обогатила повседневную жизнь в группе.  

                                                                                                   

Список используемой литературы:

1.     Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2004.

2.     Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.     Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Нов. ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

4.     Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...