Развитие речи детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Статья по развитию речи детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста

Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребенка. Сначала он осознает речь, слышит ее и понимает, общаясь со взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный   момент. Поэтому объединение слова и дела – очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь можно с помощью игр и упражнений.

   В области речевого развития перед педагогом ставятся основные задачи, они же этапы развития речи:

- развитие понимания речи окружающих, или развитие пассивной речи;

- формирование активной речи;

- формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания;

- развитие речи как средства управления собственным поведением.

    Одним из важных проявлений речевого развития ребенка раннего возраста является пассивная речь. Ребенок должен научиться понимать речь взрослых. Совершенствование грамматической структуры речи и преодоление проблемы ситуационной связанности – важнейшие моменты развития в раннем возрасте.

    Помогают в решении этих проблем сказки, потешки, песенки, стихи.

     Но для этого воспитатели и родители должны так преподнести данный материал, чтобы он был понятным, доступным и интересным для малышей. Можно заинтересовать детей спектаклями разных видов театра, созданными по знакомым сказкам; выразительным чтением. Каждое литературное произведение обязательно прочитывается много раз, чтобы дети повторяли уже знакомые слова.

Можно организовать различные подвижные игры,в которых педагог сопровождает слова соответствующими движениями.

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и стряхивают кистями.)

Капай, капай посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (Разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.)

Мы гулять пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги.)

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает, не всегда употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова, которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

Игра «Встречаем гостей»

Цель: Обогатить пассивный словарь (названия домашних животных).

Ход игры

Воспитатель

К нам в гости кто-то пришел Попробуйте отгадать!

Мягкая шерстка,

Усатая мордочка,

Коготки на лапках,

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей)

Как говорит кошка? Какая у нее шерстка? Какая у нее мордочка? И т .д.

 Просто разговаривать с ребенком недостаточно, необходимо развивать и активную речь малыша. Известный способ ее развития – повторение за взрослым произнесенных им звуков, фраз, слов, т.е. подражание.

В один-три года дети еще не умеют произносить многие сложные по артикуляции слова. В этот период они могут придумывать свои слова и звукосочетания, которые понятны только близким.

 Существует ряд эффективных приемов развития активной речи ребенка. Такие как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких-либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста с движениями, с мелодией, использование иллюстраций к текстам, рифмованные загадки.

    Итак, в раннем возрасте стремительно растет пассивный и активный словарь; формируется коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....