Проект «А я знаю наизусть!»
проект по развитию речи (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «А я знаю наизусть!»
Проблемно – ориентированный анализ
Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!
Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.
«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже 5 лет. Это проблема и ее необходимо решать.
Так возникла идея проекта «А знаю наизусть!»
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.
Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скопление людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания гораздо увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.
Цель: содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе заучивания стихотворений.
Задачи:
- формировать интерес к художественной литературе
- учить детей различным видам запоминания
- знакомит детей со стихами русских и зарубежных писателей
- создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь
- формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное
Тип проекта: педагогический
Участники: воспитатели группы
Целевая группа: дети 4 – 5 лет, родители детей
Масштаб: 1 год
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие речи | Психологическая диагностика познавательных процессов. Начальная, итоговая |
Владение детьми различными видами запоминания стихов | Участниками проекта выполнены схемы, рисунки-«подсказки» Конспекты итоговых занятий по блокам Открытые занятия для педагогов и родителей Музыкальные подборки |
Повышение уровня знаний о детской художественной литературе Расширение кругозора Знания о писателях и поэтах, их произведений Повышение интереса к заучиванию стихов наизусть | Опрос детей по стихотворному материалу до начала проекта и после окончания работы, сравнительный анализ Выставки детских работ Конкурсы и викторины по содержанию изученных стихов Отзывы родителей и самих детей о проделанной работе по проекту |
Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении | Конкурс чтецов. Награды. Грамоты. Чтение стихов по ролям. Отзывы родителей и коллег Аудио и видео-записи занятий по работе проекта |
Риски:
- Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления:
Преподносить «стихотворный материал проекта» на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на итоговые занятия. Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы. Создать папку для родителей «А я знаю наизусть!»
- Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с детьми и родителями
Этапы работы:
1 этап: Организационный | -подбор стихотворного материала -первичная диагностика детей (память, внимание) -ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта -подбор дидактического и методического оснащения проекта -консультации со специалистами ДОУ |
2 этап: Практический | - цикл мероприятий по реализации проекта ( 5 блоков) -конкурсы, открытые занятия, Викторины, инсценировки, чтение по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов. -мероприятия с родителями, паки для родителей по реализации проекта |
3 этап: Заключительный | -Итоговая диагностика познавательных процессов. Сравнительный анализ. -рефлексия создателей проекта -отчет о реализации проекта -сбор полученного материала по проекту, монтаж -конкурс чтецов, выдача грамот, благодарностей Стихотворный праздник «А я знаю наизусть» |
Реализация проекта
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии весь материал для заучивания был разделен на «блоки». Стихи в «блоках» подобраны по теме, по смысловой направленности, либо это стихи одного автора.
- Из большого по содержанию стихотворения для заучивания берется только отрывок, с учетом возрастных особенностей детей
- Существует другой вариант. Когда из стихотворения создается «стихотворная нарезка» (начало, конец, середина). «Нарезка» не искажает смысловую нагрузку и эмоциональный фон стихотворения. Таким образом, стихотворение адаптируется для заучивания наизусть.
- Стихи в проект выбраны не случайно, это «яркие», «понятные» стихи с характерными героями.
- В проект включены стихи поэтов разных эпох, народов и культур.
Стратегия и механизмы реализации проекта
Тема 1 блока (ноябрь – декабрь) | Творчество К. И.Чуковского |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями |
|
Тема 2 блока (январь - февраль) | Творчество С.Я. Маршака |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями |
|
Тема 3 блока (март - апрель) | Творчество поэтов России |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями |
|
Тема 4 блока (май – июнь) | Творчество поэтов и писателей разных стран |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями |
|
Тема 5 блока (сентябрь - октябрь) | Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки |
Задачи |
|
Развивающая среда |
|
Самостоятельная деятельность детей |
|
Совместная деятельность |
|
Ответственный | Воспитатель |
Работа с родителями |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей 4-6 лет на тему: "А я знаю наизусть!"
Проект для детей 4-6 лет на тему: "А я знаю наизусть!"...
ПРОЕКТ "А я знаю наизусть"
Совместная деятельность педагога, родителей и детей....
Образовательный проект "Я знаю наизусть!"
Образовательный проект содействует развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе заучивания стихотворений....
Педагогический проект в средней группе "А я знаю наизусть"
Педагогический проект в средней группе "А я знаю наизусть"...
Проект «А я знаю наизусть!»
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном во...
Проект« А я знаю наизусть!»
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучиван...
План-проект "А я знаю наизусть"
План-проект "А я знаю наизусть"...