Конспект тематического занятия (подгрупповое, логопедическое). Тема "Космос"
методическая разработка по развитию речи на тему

Лисина И.В.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 г. Сим

Ашинского района Челябинской области

 

 

 

 

 

 

 

                             Конкурс

"Лучшая методическая разработка"

 

Номинация  конспект тематического занятия (подгрупповое, логопедическое)

Тема "Космос"

Целевая аудитория  дети подготовительной к школе логопедической  группы

 

 

 

Выполнила:

Лисина Ирина Владимировна

учитель-логопед МКДОУ№8 г.Сим

стаж: 36 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Тема непрерывной организованной деятельности: "Космос"

 II. Программное содержание:

 Коррекционно-образовательные задачи:  

Активизировать и обогащать  словарь по теме "Космос":

Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных, родственных слов. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения. Закреплять умения анализировать предложения.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать связную речь, умение выразительно читать стихи.

Развивать фонематическое восприятие, творческое воображение, мышление,  координацию речи с движением внимание, память.

 Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть  похожими на них.

Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность.

Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.

III. Словарная работа:

обогащение словаря: космодром, скафандр, космический корабль,

планеты;

активизация словаря: Земля, Луна, планеты, космос, космонавт, ракета, старт, шлем, звезда, спутник, взлетать, управлять, наблюдать, приземляться, прилуниться, солнечный, лунный, земной, космический. звёздный, межзвёздный, межпланетный

 

 

IV. Индивидуальная работа.

Активизировать Вику Щ. - добиваться четкого произношения  автоматизированных звуков, закреплять умение составлять сложноподчиненные  предложения.

V. Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций о космосе,рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, изготовление совместно с родителями и воспитателями альбома «Космос», заучивание стихотворений о созвездиях, чтение  стихотворения В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт». В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу». Знакомство с картой Солнечной системы. Оформление выставки  "Космические дали" Просмотр мультимидийной презентации "Космическая энциклопедия для детей".

VI. Оборудование. 

Мульти - медийное оборудование (проектор, экран), видеоролик о Космосе, видеоролик о планетах, су - джоки (5 штук), мяч в форме астероида, макет ракеты, глобус,картинки: скафандра, космодрома, космического корабля, звёздочки, звёздного неба, звездочёта, звездолёта, созвездия, звездопада, макет Солнечной системы.

 

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(Организационный момент.(3 мин.))

Работа на линии (методический приём из научной педагогики

М.    Монтессори)

Дети входят в зал под звуки музыки "Speis"   (встают на линии полукругом). На экране компьютерная презентация "Бесконечность мироздания".   

Логопед: Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? Правильно, о космосе.   

I часть - вступительная (8 мин.)

Логопед:. Часто, когда мы с вами  выходим вечером на улицу,   поднимаем  глаза вверх перед нами открывается огромное чёрное пространство и мы  пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество звезд, которые кажутся нам такими маленькими. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты. Хотели бы вы узнать, что это за планеты?

Дети: Да.

Логопед: А как мы можем о них узнать?   

Дети: Посмотреть фильм, прочесть в книгах.

Логопед: А я предлагаю вам отправиться в космическое  путешествие. Согласны вы побывать в космосе?

Дети: Да

Логопед: Кем мы должны с вами стать, чтобы отправиться в космическое путешествие?

Дети:  Космонавтами.

Логопед: Тогда мы сегодня поступаем  в школу будущих космонавтов, где и пройдем специальную подготовку! Какими должны быть космонавты?

Дети: Сильными, выносливыми, умными, отважными, смелыми.

Логопед:  Специальная подготовка  определит, кто сможет попасть в экипаж космического корабля. В начале у нас с вами будет небольшая разминка, мы вспомним историю покорения Космоса. Кто первым поднялся в космос и когда это произошло расскажет нам Вика Щукис, она  приготовила презентацию.

Презентация ребёнка  Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт —  Юрий Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года. Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Он первый в мире человек увидел землю из космоса. 

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог!

Поет об этом песни

Весенняя капель.

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель. (В Степанов).

II часть - основная (15 минут)

Логопед: Наши испытания начинаются.

Логопед предлагает детям сесть на линию.

Трёхступенчатый урок: (методический приём из научной педагогики

 М. Монтессори для введения новых слов в лексическую тему)

Для того чтобы подняться в космос космонавту нужен скафандр, космический корабль, космодром (1 ступень - показать картинки - введение понятий, соединение чувственного понятия с именем)

 А сейчас покажите мне космодром, возьмите в руки картинку скафандра, положите на середину круга космический корабль (2 ступень-узнавание предмета по названному имени).

Логопед показывает картинки предметов, дети называют что это?(3 ступень - название предмета)  

Логопед: Мы сейчас проведём небольшую игру "Угадай"

(Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

1...............?......................(Иллюминатор)

2. Прозрачный, стеклянный.

3. Просвечивает, смотреть, разглядывать.

4.  Люблю смотреть в него

5. Окно.

Логопед показывает картинку иллюминатора.

Логопед: Переходим к физической подготовки

Физ.минутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять

Дети садятся на линию

Артикуляционная гимнастика

 Логопед: Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

«Часики» - Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

Язычок наш потянулся,

«Улыбка» - Широко нам улыбнулся

«Почистим зубы» - Зубки он почистил..

«Блинчик» - Блинчик он покушал

«Чашечка» Выпил чаю чашку

«Вкусное варенье» Запачкался вареньем

«Качели» На качелях покачался

«Горка» И на горке покатался.

Логопед: Необходима космонавтам тренировка пальцев  рук, мы её проведём с  помощью специальных тренажеров (су-джок):

В руки мячик мы возьмем.

И разминку проведем!

Летит, летит ракета

Вокруг земного света,

А в ней сидит Гагарин,

Простой советский парень.

Логопед: Продолжаем подготовку и приступаем к выполнению следующего задания. Для этого приглашаю сесть за столы.

Упражнение "Полёт"

(приставочные глаголы)

У каждого ребёнка небольшой макет вселенной и макет ракеты. Дети, вы сейчас скажите, что делал Юрий Гагарин?

Юрий Гагарин на ракете с космодрома (что сделал?)..............(взлетел)

Юрий Гагарин в  Космос.................(полетел)

Вокруг Земли он ...............(облетел)

На землю...............(прилетел)

Логопед: Следующее задание сложное, но нам необходимо с ним справиться.

Упражнение "Закончи предложение"

(образование сложноподчиненных предложений)

Вы сейчас мне поможете закончить предложение. Логопед показывает картинки и начинает предложение, дети его заканчивают.

Космический корабль - аппарат, в котором .............(летают в космос).

Космонавт - это человек, который............(летает в космос).

Космодром - это площадка, с которой ............(взлетает ракета).

Космонавтика - это наука, которая.......(изучает космос).

Скафандр - это одежда, которая.......( защищает космонавта в полёте).

Луноход - это аппарат, который........(ходит по луне).

 Логопед: С заданием справились. Встанем на линию и продолжим свою подготовку.

Игра   «Наоборот»  (антонимы)

Логопед бросает мяч в форме  астероида ребёнку говорит слово, ребёнок возвращает астероид и говорит противоположное слово

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Логопед: Сейчас мы будем готовиться к невесомости

Физ.минутка : имитирование движений невесомости под музыку движения хаотичные, плавные между предметами

Логопед: Что такое невесомость?

Дети: Невесомость – это такое состояние,  когда   космонавты, предметы,  вещи  в космосе  не могут стоять, висеть все и всё плавают как рыбки  в аквариуме.

Вот так новость, вот так новость -

  Мы попали  в невесомость! ( Имитация плавающих движений)

  Где же верх и где же низ? ( Дети  укладываются  на ковёр)

 Ноги вверх, а руки вниз! (Поднимают ноги  вверх, руки вниз)

  Ходим мы по потолку, (Ходят на руках и ногах, торс приподнят)

  Плыть мы можем на боку. (Плывут)

  Оттолкнулись, повернулись

  И нечаянно столкнулись! ( Отталкиваются, поворачиваются, сталкиваются)

  Надо нам остановиться,

  В кресло медленно спуститься. (Садятся)

  Плавно машем мы руками, (Машут руками)

  Двигаем слегка ногами. (Двигают ногами)

  Командира будем слушать -

  Космос - это не игрушка!

Логопед: А сейчас я предлагаю вам лечь, закрыть глаза и следующее упражнение мы будем с вами выполнять с закрытыми глазами.

 Упражнение "Космический сон"

(относительные прилагательные)

Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)

Сон о Луне - (какой?).......  

Сон о космосе - (какой).....

Сон о Солнце - (какой?)......

Сон о планетах - (какой?).......

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка  и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.

Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка )

Звезда солнце камень луна ( камень)

Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)

Космодром ракета скафандр тележка (тележка)

Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"

Игра с мячом «Семейка слов».

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.

Логопед: Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!

Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,

летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова

«звезда».

Дети: Звездолет.

Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!

Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!

Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»

с неба?

Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

Дети: Созвездие.

Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у

нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.

Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.

Включается светильник "Звёздное небо"и на экране появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс  говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.

Логопед: Полетим? 

Дети: Полетим

Логопед: вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.

На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений), ведётся обратный отсчёт,  мигает свет, корабль взлетает.

Видеоролик  Путешествие в космосе, знакомство с планетами.

Логопед: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.

Логопед:  С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты называют её и ставят на орбиту.

 III Заключительная часть  непрерывной  образовательной деятельности (2 минуты)

Логопед: Итак, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: проходили подготовку в (относительные прилагательные)

Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)

Сон о Луне - (какой?).......  

Сон о космосе - (какой).....

Сон о Солнце - (какой?)......

Сон о планетах - (какой?).......

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка  и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.

Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка )

Звезда солнце камень луна ( камень)

Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)

Космодром ракета скафандр тележка (тележка)

Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"

Игра с мячом «Семейка слов».

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.

Логопед: Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!

Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,

летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова

«звезда».

Дети: Звездолет.

Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!

Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!

Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»

с неба?

Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

Дети: Созвездие.

Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у

нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.

Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.

Включается светильник "Звёздное небо"и на экране появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс  говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.

Логопед: Полетим? 

Дети: Полетим

Логопед: вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.

На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений), ведётся обратный отсчёт,  мигает свет, корабль взлетает.

Видеоролик  Путешествие в космосе, знакомство с планетами.

Логопед: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.

Логопед:  С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты называют её и ставят на орбиту.

 III Заключительная часть  непрерывной  образовательной деятельности (2 минуты)

Логопед: Итак, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: проходили подготовку в (относительные прилагательные)

Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)

Сон о Луне - (какой?).......  

Сон о космосе - (какой).....

Сон о Солнце - (какой?)......

Сон о планетах - (какой?).......

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка  и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.

Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка )

Звезда солнце камень луна ( камень)

Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)

Космодром ракета скафандр тележка (тележка)

Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"

Игра с мячом «Семейка слов».

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.

Логопед: Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!

Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,

летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова

«звезда».

Дети: Звездолет.

Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!

Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!

Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»

с неба?

Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

Дети: Созвездие.

Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у

нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.

Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.

Включается светильник "Звёздное небо"и на экране появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс  говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.

Логопед: Полетим? 

Дети: Полетим

Логопед: вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.

На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений), ведётся обратный отсчёт,  мигает свет, корабль взлетает.

Видеоролик  Путешествие в космосе, знакомство с планетами.

Логопед: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.

Логопед:  С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты называют её и ставят на орбиту.

 III Заключительная часть  непрерывной  образовательной деятельности (2 минуты)

Логопед: Итак, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: проходили подготовку в школе будущих космонавтов, путешествовали в Космосе.

Логопед: Что нового вы узнали о Космосе?

Дети: Мы узнали, что космонавтами быть не просто, необходимо много учиться, быть сильными, смелыми. Мы выполняли различные задания подбирали противоположные слова, собирали "семейку слов", Взлетали, облетали и приземлялись на ракете, рассказывали какой приснился сон, помогали закончить предложение, познакомились с планетами и Юпиком.

IV.  Итог непрерывной образовательной деятельности.

Логопед: Мне тоже очень понравилось заниматься с вами, я надеюсь, что в будущем кто - то из вас может побывать в Космосе, и вы вспомните нашу подготовку и наше космическое путешествие. А что бы вы запомнили нашу встречу я награжу вас за хорошую работу эмблемой юного космон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30_konspekt_zanyatiya_kosmos.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 г. Сим

Ашинского района Челябинской области

        Конкурс

"Лучшая методическая разработка"

Номинация  конспект тематического занятия (подгрупповое, логопедическое)

Тема "Космос"

Целевая аудитория  дети подготовительной к школе логопедической  группы

Выполнила:

Лисина Ирина Владимировна

учитель-логопед МКДОУ№8 г.Сим

стаж: 36 лет

I. Тема непрерывной организованной деятельности: "Космос"

 II. Программное содержание:

 Коррекционно-образовательные задачи: 

Активизировать и обогащать  словарь по теме "Космос":

Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных, родственных слов. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения. Закреплять умения анализировать предложения.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать связную речь, умение выразительно читать стихи.

Развивать фонематическое восприятие, творческое воображение, мышление,  координацию речи с движением внимание, память.

 Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

Воспитательные задачи.

Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть  похожими на них.

Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность.

Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.

III. Словарная работа:

обогащение словаря: космодром, скафандр, космический корабль,

планеты;

активизация словаря: Земля, Луна, планеты, космос, космонавт, ракета, старт, шлем, звезда, спутник, взлетать, управлять, наблюдать, приземляться, прилуниться, солнечный, лунный, земной, космический. звёздный, межзвёздный, межпланетный

IV. Индивидуальная работа.

Активизировать Вику Щ. - добиваться четкого произношения  автоматизированных звуков, закреплять умение составлять сложноподчиненные  предложения.

V. Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций о космосе,рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, изготовление совместно с родителями и воспитателями альбома «Космос», заучивание стихотворений о созвездиях, чтение  стихотворения В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт». В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу». Знакомство с картой Солнечной системы. Оформление выставки  "Космические дали" Просмотр мультимидийной презентации "Космическая энциклопедия для детей".

VI. Оборудование.  

Мульти - медийное оборудование (проектор, экран), видеоролик о Космосе, видеоролик о планетах, су - джоки (5 штук), мяч в форме астероида, макет ракеты, глобус,картинки: скафандра, космодрома, космического корабля, звёздочки, звёздного неба, звездочёта, звездолёта, созвездия, звездопада, макет Солнечной системы.

ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ

(Организационный момент.(3 мин.))

Работа на линии (методический приём из научной педагогики

М.    Монтессори)

Дети входят в зал под звуки музыки "Speis"   (встают на линии полукругом). На экране компьютерная презентация "Бесконечность мироздания".  

Логопед: Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? Правильно, о космосе.  

I часть - вступительная (8 мин.)

Логопед:. Часто, когда мы с вами  выходим вечером на улицу,   поднимаем  глаза вверх перед нами открывается огромное чёрное пространство и мы  пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество звезд, которые кажутся нам такими маленькими. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты. Хотели бы вы узнать, что это за планеты?

Дети: Да.

Логопед: А как мы можем о них узнать?  

Дети: Посмотреть фильм, прочесть в книгах.

Логопед: А я предлагаю вам отправиться в космическое  путешествие. Согласны вы побывать в космосе?

Дети: Да

Логопед: Кем мы должны с вами стать, чтобы отправиться в космическое путешествие?

Дети:  Космонавтами.

Логопед: Тогда мы сегодня поступаем  в школу будущих космонавтов, где и пройдем специальную подготовку! Какими должны быть космонавты?

Дети: Сильными, выносливыми, умными, отважными, смелыми.

Логопед:  Специальная подготовка  определит, кто сможет попасть в экипаж космического корабля. В начале у нас с вами будет небольшая разминка, мы вспомним историю покорения Космоса. Кто первым поднялся в космос и когда это произошло расскажет нам Вика Щукис, она  приготовила презентацию.

Презентация ребёнка  Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт —  Юрий Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года. Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Он первый в мире человек увидел землю из космоса.  

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог!

Поет об этом песни

Весенняя капель.

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель. (В Степанов).

II часть - основная (15 минут)

Логопед: Наши испытания начинаются.

Логопед предлагает детям сесть на линию.

Трёхступенчатый урок: (методический приём из научной педагогики

 М. Монтессори для введения новых слов в лексическую тему)

Для того чтобы подняться в космос космонавту нужен скафандр, космический корабль, космодром (1 ступень - показать картинки - введение понятий, соединение чувственного понятия с именем)

 А сейчас покажите мне космодром, возьмите в руки картинку скафандра, положите на середину круга космический корабль (2 ступень-узнавание предмета по названному имени).

Логопед показывает картинки предметов, дети называют что это?(3 ступень - название предмета)  

Логопед: Мы сейчас проведём небольшую игру "Угадай"

(Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):

1...............?......................(Иллюминатор)

2. Прозрачный, стеклянный.

3. Просвечивает, смотреть, разглядывать.

4.  Люблю смотреть в него

5. Окно.

Логопед показывает картинку иллюминатора.

Логопед: Переходим к физической подготовки

Физ.минутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять

Дети садятся на линию

Артикуляционная гимнастика

 Логопед: Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

«Часики» - Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

Язычок наш потянулся,

«Улыбка» - Широко нам улыбнулся

«Почистим зубы» - Зубки он почистил..

«Блинчик» - Блинчик он покушал

«Чашечка» Выпил чаю чашку

«Вкусное варенье» Запачкался вареньем

«Качели» На качелях покачался

«Горка» И на горке покатался.

Логопед: Необходима космонавтам тренировка пальцев  рук, мы её проведём с  помощью специальных тренажеров (су-джок):

В руки мячик мы возьмем.

И разминку проведем!

Летит, летит ракета

Вокруг земного света,

А в ней сидит Гагарин,

Простой советский парень.

Логопед: Продолжаем подготовку и приступаем к выполнению следующего задания. Для этого приглашаю сесть за столы.

Упражнение "Полёт"

(приставочные глаголы)

У каждого ребёнка небольшой макет вселенной и макет ракеты. Дети, вы сейчас скажите, что делал Юрий Гагарин?

Юрий Гагарин на ракете с космодрома (что сделал?)..............(взлетел)

Юрий Гагарин в  Космос.................(полетел)

Вокруг Земли он ...............(облетел)

На землю...............(прилетел)

Логопед: Следующее задание сложное, но нам необходимо с ним справиться.

Упражнение "Закончи предложение"

(образование сложноподчиненных предложений)

Вы сейчас мне поможете закончить предложение. Логопед показывает картинки и начинает предложение, дети его заканчивают.

Космический корабль - аппарат, в котором .............(летают в космос).

Космонавт - это человек, который............(летает в космос).

Космодром - это площадка, с которой ............(взлетает ракета).

Космонавтика - это наука, которая.......(изучает космос).

Скафандр - это одежда, которая.......( защищает космонавта в полёте).

Луноход - это аппарат, который........(ходит по луне).

 Логопед: С заданием справились. Встанем на линию и продолжим свою подготовку.

Игра   «Наоборот»  (антонимы)

Логопед бросает мяч в форме  астероида ребёнку говорит слово, ребёнок возвращает астероид и говорит противоположное слово

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Логопед: Сейчас мы будем готовиться к невесомости

Физ.минутка : имитирование движений невесомости под музыку движения хаотичные, плавные между предметами

Логопед: Что такое невесомость?

Дети: Невесомость – это такое состояние,  когда   космонавты, предметы,  вещи  в космосе  не могут стоять, висеть все и всё плавают как рыбки  в аквариуме.

Вот так новость, вот так новость -

  Мы попали  в невесомость! ( Имитация плавающих движений)

  Где же верх и где же низ? ( Дети  укладываются  на ковёр)

 Ноги вверх, а руки вниз! (Поднимают ноги  вверх, руки вниз)

  Ходим мы по потолку, (Ходят на руках и ногах, торс приподнят)

  Плыть мы можем на боку. (Плывут)

  Оттолкнулись, повернулись

  И нечаянно столкнулись! ( Отталкиваются, поворачиваются, сталкиваются)

  Надо нам остановиться,

  В кресло медленно спуститься. (Садятся)

  Плавно машем мы руками, (Машут руками)

  Двигаем слегка ногами. (Двигают ногами)

  Командира будем слушать -

  Космос - это не игрушка!

Логопед: А сейчас я предлагаю вам лечь, закрыть глаза и следующее упражнение мы будем с вами выполнять с закрытыми глазами.

 Упражнение "Космический сон"

(относительные прилагательные)

Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)

Сон о Луне - (какой?).......  

Сон о космосе - (какой).....

Сон о Солнце - (какой?)......

Сон о планетах - (какой?).......

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка  и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.

Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка )

Звезда солнце камень луна ( камень)

Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)

Космодром ракета скафандр тележка (тележка)

Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"

Игра с мячом «Семейка слов».

Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.

Логопед: Как можно назвать звезду ласково?

Дети: Звездочка!

Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?

Дети: Звездное.

Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,

летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова

«звезда».

Дети: Звездолет.

Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!

Человек, который считает звезды это.

Дети: Звездочет!

Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»

с неба?

Дети: Звездопад.

Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

Дети: Созвездие.

Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у

нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.

Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.

Включается светильник "Звёздное небо"и на экране появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс  говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.

Логопед: Полетим?  

Дети: Полетим

Логопед: вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.

На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений), ведётся обратный отсчёт,  мигает свет, корабль взлетает.

Видеоролик  Путешествие в космосе, знакомство с планетами.

Логопед: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.

Логопед:  С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты называют её и ставят на орбиту.

 III Заключительная часть  непрерывной  образовательной деятельности (2 минуты)

Логопед: Итак, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: проходили подготовку в школе будущих космонавтов, путешествовали в Космосе.

Логопед: Что нового вы узнали о Космосе?

Дети: Мы узнали, что космонавтами быть не просто, необходимо много учиться, быть сильными, смелыми. Мы выполняли различные задания подбирали противоположные слова, собирали "семейку слов", Взлетали, облетали и приземлялись на ракете, рассказывали какой приснился сон, помогали закончить предложение, познакомились с планетами и Юпиком.

IV.  Итог непрерывной образовательной деятельности.

Логопед: Мне тоже очень понравилось заниматься с вами, я надеюсь, что в будущем кто - то из вас может побывать в Космосе, и вы вспомните нашу подготовку и наше космическое путешествие. А что бы вы запомнили нашу встречу я награжу вас за хорошую работу эмблемой юного космонавта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Тематическое занятие, посвященное Дню Защитников Отечества." в старшей логопедической группе.

Конспект  "Тематическое занятие, посвященное Дню Защитников Отечества." в старшей логопедической группе.Автор: Кузнецова И.Е логопед, Русяева О.В. воспитатель.Цель занятия поддерживать познавател...

Конспект интегрированной индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности» Тема: «Незнайка и его друзья в плену».

Конспект индивидуально-подгрупповой НОД учителя-логопеда ДОУ, с детьми с ФФН. Особенность данной разработки является интергация речевой и познавательной  областей (развитие математических категор...

Конспект тематического занятия, посвященного Дню защитника Отечества – 23 февраля. (с логопедическими приемами)

- расширить представления детей о Российской армии -  надежной защитнице нашей Родины;- познакомит детей с разными родами войск: сухопутными, морскими, воздушными и профессиями военнослужащих;- з...

Конспект открытого музыкального тематического занятия в логопедической группе на тему "К нам пришла Весна - красна "

Конспект открытого музыкального тематического занятияв логопедической группе на тему  "К нам пришла Весна - красна "...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового логопедического занятия с использованием инновационных технологий Тема: «Дифференциация звуков [П] и [Б]. Волшебный цветок добра».

Цель занятия: развитие, коррекция и воспитание личности через использование инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять навыки про...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...