Конспект тематического занятия (подгрупповое, логопедическое). Тема "Космос"
методическая разработка по развитию речи на тему
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 г. Сим
Ашинского района Челябинской области
Конкурс
"Лучшая методическая разработка"
Номинация конспект тематического занятия (подгрупповое, логопедическое)
Тема "Космос"
Целевая аудитория дети подготовительной к школе логопедической группы
Выполнила:
Лисина Ирина Владимировна
учитель-логопед МКДОУ№8 г.Сим
стаж: 36 лет
I. Тема непрерывной организованной деятельности: "Космос"
II. Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизировать и обогащать словарь по теме "Космос":
Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных, родственных слов. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения. Закреплять умения анализировать предложения.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать связную речь, умение выразительно читать стихи.
Развивать фонематическое восприятие, творческое воображение, мышление, координацию речи с движением внимание, память.
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
Воспитательные задачи.
Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть похожими на них.
Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность.
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.
III. Словарная работа:
обогащение словаря: космодром, скафандр, космический корабль,
планеты;
активизация словаря: Земля, Луна, планеты, космос, космонавт, ракета, старт, шлем, звезда, спутник, взлетать, управлять, наблюдать, приземляться, прилуниться, солнечный, лунный, земной, космический. звёздный, межзвёздный, межпланетный
IV. Индивидуальная работа.
Активизировать Вику Щ. - добиваться четкого произношения автоматизированных звуков, закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения.
V. Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций о космосе,рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, изготовление совместно с родителями и воспитателями альбома «Космос», заучивание стихотворений о созвездиях, чтение стихотворения В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт». В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу». Знакомство с картой Солнечной системы. Оформление выставки "Космические дали" Просмотр мультимидийной презентации "Космическая энциклопедия для детей".
VI. Оборудование.
Мульти - медийное оборудование (проектор, экран), видеоролик о Космосе, видеоролик о планетах, су - джоки (5 штук), мяч в форме астероида, макет ракеты, глобус,картинки: скафандра, космодрома, космического корабля, звёздочки, звёздного неба, звездочёта, звездолёта, созвездия, звездопада, макет Солнечной системы.
ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(Организационный момент.(3 мин.))
Работа на линии (методический приём из научной педагогики
М. Монтессори)
Дети входят в зал под звуки музыки "Speis" (встают на линии полукругом). На экране компьютерная презентация "Бесконечность мироздания".
Логопед: Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? Правильно, о космосе.
I часть - вступительная (8 мин.)
Логопед:. Часто, когда мы с вами выходим вечером на улицу, поднимаем глаза вверх перед нами открывается огромное чёрное пространство и мы пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество звезд, которые кажутся нам такими маленькими. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты. Хотели бы вы узнать, что это за планеты?
Дети: Да.
Логопед: А как мы можем о них узнать?
Дети: Посмотреть фильм, прочесть в книгах.
Логопед: А я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Согласны вы побывать в космосе?
Дети: Да
Логопед: Кем мы должны с вами стать, чтобы отправиться в космическое путешествие?
Дети: Космонавтами.
Логопед: Тогда мы сегодня поступаем в школу будущих космонавтов, где и пройдем специальную подготовку! Какими должны быть космонавты?
Дети: Сильными, выносливыми, умными, отважными, смелыми.
Логопед: Специальная подготовка определит, кто сможет попасть в экипаж космического корабля. В начале у нас с вами будет небольшая разминка, мы вспомним историю покорения Космоса. Кто первым поднялся в космос и когда это произошло расскажет нам Вика Щукис, она приготовила презентацию.
Презентация ребёнка Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт — Юрий Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года. Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Он первый в мире человек увидел землю из космоса.
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог!
Поет об этом песни
Весенняя капель.
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В Степанов).
II часть - основная (15 минут)
Логопед: Наши испытания начинаются.
Логопед предлагает детям сесть на линию.
Трёхступенчатый урок: (методический приём из научной педагогики
М. Монтессори для введения новых слов в лексическую тему)
Для того чтобы подняться в космос космонавту нужен скафандр, космический корабль, космодром (1 ступень - показать картинки - введение понятий, соединение чувственного понятия с именем)
А сейчас покажите мне космодром, возьмите в руки картинку скафандра, положите на середину круга космический корабль (2 ступень-узнавание предмета по названному имени).
Логопед показывает картинки предметов, дети называют что это?(3 ступень - название предмета)
Логопед: Мы сейчас проведём небольшую игру "Угадай"
(Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):
1...............?......................(Иллюминатор)
2. Прозрачный, стеклянный.
3. Просвечивает, смотреть, разглядывать.
4. Люблю смотреть в него
5. Окно.
Логопед показывает картинку иллюминатора.
Логопед: Переходим к физической подготовки
Физ.минутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять
Дети садятся на линию
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
«Часики» - Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо
Язычок наш потянулся,
«Улыбка» - Широко нам улыбнулся
«Почистим зубы» - Зубки он почистил..
«Блинчик» - Блинчик он покушал
«Чашечка» Выпил чаю чашку
«Вкусное варенье» Запачкался вареньем
«Качели» На качелях покачался
«Горка» И на горке покатался.
Логопед: Необходима космонавтам тренировка пальцев рук, мы её проведём с помощью специальных тренажеров (су-джок):
В руки мячик мы возьмем.
И разминку проведем!
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин,
Простой советский парень.
Логопед: Продолжаем подготовку и приступаем к выполнению следующего задания. Для этого приглашаю сесть за столы.
Упражнение "Полёт"
(приставочные глаголы)
У каждого ребёнка небольшой макет вселенной и макет ракеты. Дети, вы сейчас скажите, что делал Юрий Гагарин?
Юрий Гагарин на ракете с космодрома (что сделал?)..............(взлетел)
Юрий Гагарин в Космос.................(полетел)
Вокруг Земли он ...............(облетел)
На землю...............(прилетел)
Логопед: Следующее задание сложное, но нам необходимо с ним справиться.
Упражнение "Закончи предложение"
(образование сложноподчиненных предложений)
Вы сейчас мне поможете закончить предложение. Логопед показывает картинки и начинает предложение, дети его заканчивают.
Космический корабль - аппарат, в котором .............(летают в космос).
Космонавт - это человек, который............(летает в космос).
Космодром - это площадка, с которой ............(взлетает ракета).
Космонавтика - это наука, которая.......(изучает космос).
Скафандр - это одежда, которая.......( защищает космонавта в полёте).
Луноход - это аппарат, который........(ходит по луне).
Логопед: С заданием справились. Встанем на линию и продолжим свою подготовку.
Игра «Наоборот» (антонимы)
Логопед бросает мяч в форме астероида ребёнку говорит слово, ребёнок возвращает астероид и говорит противоположное слово
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Логопед: Сейчас мы будем готовиться к невесомости
Физ.минутка : имитирование движений невесомости под музыку движения хаотичные, плавные между предметами
Логопед: Что такое невесомость?
Дети: Невесомость – это такое состояние, когда космонавты, предметы, вещи в космосе не могут стоять, висеть все и всё плавают как рыбки в аквариуме.
Вот так новость, вот так новость -
Мы попали в невесомость! ( Имитация плавающих движений)
Где же верх и где же низ? ( Дети укладываются на ковёр)
Ноги вверх, а руки вниз! (Поднимают ноги вверх, руки вниз)
Ходим мы по потолку, (Ходят на руках и ногах, торс приподнят)
Плыть мы можем на боку. (Плывут)
Оттолкнулись, повернулись
И нечаянно столкнулись! ( Отталкиваются, поворачиваются, сталкиваются)
Надо нам остановиться,
В кресло медленно спуститься. (Садятся)
Плавно машем мы руками, (Машут руками)
Двигаем слегка ногами. (Двигают ногами)
Командира будем слушать -
Космос - это не игрушка!
Логопед: А сейчас я предлагаю вам лечь, закрыть глаза и следующее упражнение мы будем с вами выполнять с закрытыми глазами.
Упражнение "Космический сон"
(относительные прилагательные)
Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)
Сон о Луне - (какой?).......
Сон о космосе - (какой).....
Сон о Солнце - (какой?)......
Сон о планетах - (какой?).......
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.
Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка )
Звезда солнце камень луна ( камень)
Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)
Космодром ракета скафандр тележка (тележка)
Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"
Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.
Логопед: Как можно назвать звезду ласково?
Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,
летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова
«звезда».
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!
Человек, который считает звезды это.
Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»
с неба?
Дети: Звездопад.
Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у
нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Включается светильник "Звёздное небо"и на экране появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.
Логопед: Полетим?
Дети: Полетим
Логопед: вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.
На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений), ведётся обратный отсчёт, мигает свет, корабль взлетает.
Видеоролик Путешествие в космосе, знакомство с планетами.
Логопед: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.
Логопед: С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты называют её и ставят на орбиту.
III Заключительная часть непрерывной образовательной деятельности (2 минуты)
Логопед: Итак, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: проходили подготовку в (относительные прилагательные)
Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)
Сон о Луне - (какой?).......
Сон о космосе - (какой).....
Сон о Солнце - (какой?)......
Сон о планетах - (какой?).......
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.
Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка )
Звезда солнце камень луна ( камень)
Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)
Космодром ракета скафандр тележка (тележка)
Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"
Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.
Логопед: Как можно назвать звезду ласково?
Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,
летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова
«звезда».
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!
Человек, который считает звезды это.
Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»
с неба?
Дети: Звездопад.
Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у
нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Включается светильник "Звёздное небо"и на экране появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.
Логопед: Полетим?
Дети: Полетим
Логопед: вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.
На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений), ведётся обратный отсчёт, мигает свет, корабль взлетает.
Видеоролик Путешествие в космосе, знакомство с планетами.
Логопед: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.
Логопед: С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты называют её и ставят на орбиту.
III Заключительная часть непрерывной образовательной деятельности (2 минуты)
Логопед: Итак, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: проходили подготовку в (относительные прилагательные)
Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)
Сон о Луне - (какой?).......
Сон о космосе - (какой).....
Сон о Солнце - (какой?)......
Сон о планетах - (какой?).......
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.
Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка )
Звезда солнце камень луна ( камень)
Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)
Космодром ракета скафандр тележка (тележка)
Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"
Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.
Логопед: Как можно назвать звезду ласково?
Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,
летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова
«звезда».
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!
Человек, который считает звезды это.
Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»
с неба?
Дети: Звездопад.
Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у
нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Включается светильник "Звёздное небо"и на экране появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.
Логопед: Полетим?
Дети: Полетим
Логопед: вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.
На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений), ведётся обратный отсчёт, мигает свет, корабль взлетает.
Видеоролик Путешествие в космосе, знакомство с планетами.
Логопед: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.
Логопед: С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты называют её и ставят на орбиту.
III Заключительная часть непрерывной образовательной деятельности (2 минуты)
Логопед: Итак, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: проходили подготовку в школе будущих космонавтов, путешествовали в Космосе.
Логопед: Что нового вы узнали о Космосе?
Дети: Мы узнали, что космонавтами быть не просто, необходимо много учиться, быть сильными, смелыми. Мы выполняли различные задания подбирали противоположные слова, собирали "семейку слов", Взлетали, облетали и приземлялись на ракете, рассказывали какой приснился сон, помогали закончить предложение, познакомились с планетами и Юпиком.
IV. Итог непрерывной образовательной деятельности.
Логопед: Мне тоже очень понравилось заниматься с вами, я надеюсь, что в будущем кто - то из вас может побывать в Космосе, и вы вспомните нашу подготовку и наше космическое путешествие. А что бы вы запомнили нашу встречу я награжу вас за хорошую работу эмблемой юного космон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
30_konspekt_zanyatiya_kosmos.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 г. Сим
Ашинского района Челябинской области
Конкурс
"Лучшая методическая разработка"
Номинация конспект тематического занятия (подгрупповое, логопедическое)
Тема "Космос"
Целевая аудитория дети подготовительной к школе логопедической группы
Выполнила:
Лисина Ирина Владимировна
учитель-логопед МКДОУ№8 г.Сим
стаж: 36 лет
I. Тема непрерывной организованной деятельности: "Космос"
II. Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
Активизировать и обогащать словарь по теме "Космос":
Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить образование приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных, родственных слов. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять сложноподчиненные предложения. Закреплять умения анализировать предложения.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать связную речь, умение выразительно читать стихи.
Развивать фонематическое восприятие, творческое воображение, мышление, координацию речи с движением внимание, память.
Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
Воспитательные задачи.
Воспитывать чувство гордости за Российских космонавтов и желание быть похожими на них.
Воспитывать эмоциональный отклик, инициативность, активность, самостоятельность.
Воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия.
III. Словарная работа:
обогащение словаря: космодром, скафандр, космический корабль,
планеты;
активизация словаря: Земля, Луна, планеты, космос, космонавт, ракета, старт, шлем, звезда, спутник, взлетать, управлять, наблюдать, приземляться, прилуниться, солнечный, лунный, земной, космический. звёздный, межзвёздный, межпланетный
IV. Индивидуальная работа.
Активизировать Вику Щ. - добиваться четкого произношения автоматизированных звуков, закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения.
V. Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций о космосе,рисование по теме, беседы о космосе и труде космонавтов, изготовление совместно с родителями и воспитателями альбома «Космос», заучивание стихотворений о созвездиях, чтение стихотворения В.Степанова «Космонавт», «Астроном», Е.Стюарт «Наш спутник», О.Высотской «Космонавт». В.Бороздина «Первый в космосе», И.Холина «Я тоже к звездам полечу». Знакомство с картой Солнечной системы. Оформление выставки "Космические дали" Просмотр мультимидийной презентации "Космическая энциклопедия для детей".
VI. Оборудование.
Мульти - медийное оборудование (проектор, экран), видеоролик о Космосе, видеоролик о планетах, су - джоки (5 штук), мяч в форме астероида, макет ракеты, глобус,картинки: скафандра, космодрома, космического корабля, звёздочки, звёздного неба, звездочёта, звездолёта, созвездия, звездопада, макет Солнечной системы.
ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
(Организационный момент.(3 мин.))
Работа на линии (методический приём из научной педагогики
М. Монтессори)
Дети входят в зал под звуки музыки "Speis" (встают на линии полукругом). На экране компьютерная презентация "Бесконечность мироздания".
Логопед: Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня? Правильно, о космосе.
I часть - вступительная (8 мин.)
Логопед:. Часто, когда мы с вами выходим вечером на улицу, поднимаем глаза вверх перед нами открывается огромное чёрное пространство и мы пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество звезд, которые кажутся нам такими маленькими. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты. Хотели бы вы узнать, что это за планеты?
Дети: Да.
Логопед: А как мы можем о них узнать?
Дети: Посмотреть фильм, прочесть в книгах.
Логопед: А я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Согласны вы побывать в космосе?
Дети: Да
Логопед: Кем мы должны с вами стать, чтобы отправиться в космическое путешествие?
Дети: Космонавтами.
Логопед: Тогда мы сегодня поступаем в школу будущих космонавтов, где и пройдем специальную подготовку! Какими должны быть космонавты?
Дети: Сильными, выносливыми, умными, отважными, смелыми.
Логопед: Специальная подготовка определит, кто сможет попасть в экипаж космического корабля. В начале у нас с вами будет небольшая разминка, мы вспомним историю покорения Космоса. Кто первым поднялся в космос и когда это произошло расскажет нам Вика Щукис, она приготовила презентацию.
Презентация ребёнка Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт — Юрий Гагарин. Это произошло 12 апреля 1961 года. Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Он первый в мире человек увидел землю из космоса.
В космической ракете,
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог!
Поет об этом песни
Весенняя капель.
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В Степанов).
II часть - основная (15 минут)
Логопед: Наши испытания начинаются.
Логопед предлагает детям сесть на линию.
Трёхступенчатый урок: (методический приём из научной педагогики
М. Монтессори для введения новых слов в лексическую тему)
Для того чтобы подняться в космос космонавту нужен скафандр, космический корабль, космодром (1 ступень - показать картинки - введение понятий, соединение чувственного понятия с именем)
А сейчас покажите мне космодром, возьмите в руки картинку скафандра, положите на середину круга космический корабль (2 ступень-узнавание предмета по названному имени).
Логопед показывает картинки предметов, дети называют что это?(3 ступень - название предмета)
Логопед: Мы сейчас проведём небольшую игру "Угадай"
(Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):
1...............?......................(Иллюминатор)
2. Прозрачный, стеклянный.
3. Просвечивает, смотреть, разглядывать.
4. Люблю смотреть в него
5. Окно.
Логопед показывает картинку иллюминатора.
Логопед: Переходим к физической подготовки
Физ.минутка
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять
Дети садятся на линию
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Все космонавты говорят четко, внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.
«Часики» - Наш веселый язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо
Язычок наш потянулся,
«Улыбка» - Широко нам улыбнулся
«Почистим зубы» - Зубки он почистил..
«Блинчик» - Блинчик он покушал
«Чашечка» Выпил чаю чашку
«Вкусное варенье» Запачкался вареньем
«Качели» На качелях покачался
«Горка» И на горке покатался.
Логопед: Необходима космонавтам тренировка пальцев рук, мы её проведём с помощью специальных тренажеров (су-джок):
В руки мячик мы возьмем.
И разминку проведем!
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин,
Простой советский парень.
Логопед: Продолжаем подготовку и приступаем к выполнению следующего задания. Для этого приглашаю сесть за столы.
Упражнение "Полёт"
(приставочные глаголы)
У каждого ребёнка небольшой макет вселенной и макет ракеты. Дети, вы сейчас скажите, что делал Юрий Гагарин?
Юрий Гагарин на ракете с космодрома (что сделал?)..............(взлетел)
Юрий Гагарин в Космос.................(полетел)
Вокруг Земли он ...............(облетел)
На землю...............(прилетел)
Логопед: Следующее задание сложное, но нам необходимо с ним справиться.
Упражнение "Закончи предложение"
(образование сложноподчиненных предложений)
Вы сейчас мне поможете закончить предложение. Логопед показывает картинки и начинает предложение, дети его заканчивают.
Космический корабль - аппарат, в котором .............(летают в космос).
Космонавт - это человек, который............(летает в космос).
Космодром - это площадка, с которой ............(взлетает ракета).
Космонавтика - это наука, которая.......(изучает космос).
Скафандр - это одежда, которая.......( защищает космонавта в полёте).
Луноход - это аппарат, который........(ходит по луне).
Логопед: С заданием справились. Встанем на линию и продолжим свою подготовку.
Игра «Наоборот» (антонимы)
Логопед бросает мяч в форме астероида ребёнку говорит слово, ребёнок возвращает астероид и говорит противоположное слово
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Логопед: Сейчас мы будем готовиться к невесомости
Физ.минутка : имитирование движений невесомости под музыку движения хаотичные, плавные между предметами
Логопед: Что такое невесомость?
Дети: Невесомость – это такое состояние, когда космонавты, предметы, вещи в космосе не могут стоять, висеть все и всё плавают как рыбки в аквариуме.
Вот так новость, вот так новость -
Мы попали в невесомость! ( Имитация плавающих движений)
Где же верх и где же низ? ( Дети укладываются на ковёр)
Ноги вверх, а руки вниз! (Поднимают ноги вверх, руки вниз)
Ходим мы по потолку, (Ходят на руках и ногах, торс приподнят)
Плыть мы можем на боку. (Плывут)
Оттолкнулись, повернулись
И нечаянно столкнулись! ( Отталкиваются, поворачиваются, сталкиваются)
Надо нам остановиться,
В кресло медленно спуститься. (Садятся)
Плавно машем мы руками, (Машут руками)
Двигаем слегка ногами. (Двигают ногами)
Командира будем слушать -
Космос - это не игрушка!
Логопед: А сейчас я предлагаю вам лечь, закрыть глаза и следующее упражнение мы будем с вами выполнять с закрытыми глазами.
Упражнение "Космический сон"
(относительные прилагательные)
Вам приснился сон о звезде, значит это сон (какой?)- …(звездный)
Сон о Луне - (какой?).......
Сон о космосе - (какой).....
Сон о Солнце - (какой?)......
Сон о планетах - (какой?).......
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Дети, в космосе на космическом корабле может возникнуть перегрузка и мы сейчас будем учиться её преодолевать для этого срочно нужно избавиться от всего лишнего. Логопед произносит слова дети на слух определяют, какое слово лишнее.
Ракета спутник самолёт лодка (лишнее лодка )
Звезда солнце камень луна ( камень)
Космонавт моряк лётчик пилот (моряк)
Космодром ракета скафандр тележка (тележка)
Логопед: Прекрасно справились с заданием. Продолжаем нашу подготовку, и я предлагаю вам игру " Семейка слов"
Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед: Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам астероид, а вы образовывать слово. При образовании слова логопед в центр круга кладёт картинку.
Логопед: Как можно назвать звезду ласково?
Дети: Звездочка!
Логопед: Если на небе много звезд, какое оно?
Дети: Звездное.
Логопед: Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль,
летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова
«звезда».
Дети: Звездолет.
Логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!
Человек, который считает звезды это.
Дети: Звездочет!
Логопед: Великолепно! А как называется явление, когда звезды «падают»
с неба?
Дети: Звездопад.
Логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
Дети: Созвездие.
Логопед: Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у
нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
Дети: Звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
Включается светильник "Звёздное небо"и на экране появляется летающая тарелка, в ней инопланетянин, он приветствует детей и говорит, что звать его Юпик и прибыл он с планеты Марс говорит, что путешествует в космосе и ему очень понравилась планета Земля. Он изучает нашу Землю, для этого он выучил наш язык. Юпик спрашивает детей, хотели бы они познакомиться с планетами, услышать космические звуки и предлагает детям космическое путешествие.
Логопед: Полетим?
Дети: Полетим
Логопед: вы все прошли школу подготовку космонавтов, отправляемся в полёт.
На экране инопланетный космический корабль, детям предлагается сесть в него, пристегнуть ремни (имитация движений), ведётся обратный отсчёт, мигает свет, корабль взлетает.
Видеоролик Путешествие в космосе, знакомство с планетами.
Логопед: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся домой.
Логопед: С какими планетами мы познакомились? закрепление названия планет проходит с помощью модели Солнечной системы. Дети берут макет планеты называют её и ставят на орбиту.
III Заключительная часть непрерывной образовательной деятельности (2 минуты)
Логопед: Итак, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: проходили подготовку в школе будущих космонавтов, путешествовали в Космосе.
Логопед: Что нового вы узнали о Космосе?
Дети: Мы узнали, что космонавтами быть не просто, необходимо много учиться, быть сильными, смелыми. Мы выполняли различные задания подбирали противоположные слова, собирали "семейку слов", Взлетали, облетали и приземлялись на ракете, рассказывали какой приснился сон, помогали закончить предложение, познакомились с планетами и Юпиком.
IV. Итог непрерывной образовательной деятельности.
Логопед: Мне тоже очень понравилось заниматься с вами, я надеюсь, что в будущем кто - то из вас может побывать в Космосе, и вы вспомните нашу подготовку и наше космическое путешествие. А что бы вы запомнили нашу встречу я награжу вас за хорошую работу эмблемой юного космонавта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Тематическое занятие, посвященное Дню Защитников Отечества." в старшей логопедической группе.
Конспект "Тематическое занятие, посвященное Дню Защитников Отечества." в старшей логопедической группе.Автор: Кузнецова И.Е логопед, Русяева О.В. воспитатель.Цель занятия поддерживать познавател...
Конспект интегрированной индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по коррекции и формированию звукопроизношения Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности» Тема: «Незнайка и его друзья в плену».
Конспект индивидуально-подгрупповой НОД учителя-логопеда ДОУ, с детьми с ФФН. Особенность данной разработки является интергация речевой и познавательной областей (развитие математических категор...
Конспект тематического занятия, посвященного Дню защитника Отечества – 23 февраля. (с логопедическими приемами)
- расширить представления детей о Российской армии - надежной защитнице нашей Родины;- познакомит детей с разными родами войск: сухопутными, морскими, воздушными и профессиями военнослужащих;- з...
Конспект открытого музыкального тематического занятия в логопедической группе на тему "К нам пришла Весна - красна "
Конспект открытого музыкального тематического занятияв логопедической группе на тему "К нам пришла Весна - красна "...
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового логопедического занятия с использованием инновационных технологий Тема: «Дифференциация звуков [П] и [Б]. Волшебный цветок добра».
Цель занятия: развитие, коррекция и воспитание личности через использование инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять навыки про...
Конспект НОД (индивидуальное/подгрупповое логопедическое занятие) по коррекции звукопроизношения с использованием квест-технологии для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «В поисках сокровищ»
quot;В поисках сокровищ"- квест-игра...
Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи
В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...