Речевой материал, направленный на уточнение и закрепление произношения согласных звуков (д-т, б-п, в-ф, к-г-х)
картотека по развитию речи на тему

Богданова Светлана Борисовна

Материал размещён в таблице для возможности последующего изготовления картотеки в речевом уголке. На каждый звук подобраны слова, фразы (предложения и стихотворения), чистоговорки, которые помогут не только уточнить правильное произношение звуков, но и развить слухоречевую память, слуховое внимание и чувтсво ритма, необходимое для развития слоговой структуры слов; также поможет развить навык дифференциации не только парных согласных, но мягких и твёрдых звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой материал, направленный  на уточнение и закрепление  произношения согласных звуков

(д-т, б-п, в-ф, к-г-х)

Д

«Ду-ду-ду, растут яблони в саду»;

Ду-ду-ду, ду-ду-ду- дети бегают в саду.

Да-да-да, да-да-да – в ручейке бежит вода.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду – за водой сейчас пойду.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды – принесу домой воды.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди – каждый день идут дожди.

Дя-дя-дя, дя-дя-дя – зонтик нужен от дождя.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди – лучше ты не выходи.

Де-де-де, де-де-де – дождик капает везде.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди – лучше дома подожди.

Дя-дя-дя, дя-дя-дя – вот и нет уже дождя.

     Да, Даня, давай, дача, дед, день, десять, дети, Дина, дом, дома, домино, допить, допивать, долить, доливать, дубина, дуб, дубовый, дуга, дупло, дунуть, дуть, духи, духовка, душ, дым, дымить, дыня, дышу, дыхание, дядя, дятел.

Вода, ведущий, веду, ведьма, видеть, водить, водоём, водопад, водопой,  выводить, выдох, выходить, холодина, гудок, гудеть, задание, задача, заходить, иду, куда, туда, ходить.

По дороге мы идем, путь далек, далек и дом.

Мы под дубом отдохнем, потом дальше пойдем.

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.

    «Дарья дарит Дине дыни»;

«Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил».

Дед Демьян домой идет, лошадь рядышком ведет.

За водой пойду, но  воды не найду.

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день , сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем.

Две полоски наклонили,

Снизу третью начертили.

А теперь согнем немножко

Две коротенькие ножки.

Т

   Та-та-та - у нас дома  

   чистота.

Те-те-те - отложи свое шитье.

То-то-то - стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать - мы идем гулять

Ат-ат-ат - берем с собою самокат

Та-та-та, та-та-та – хвост пушистый у кота.

Ту-ту-ту, ту-ту-ту – завязали бант коту.

От-от-от, от-от-от – ходит с бантиком наш кот.

Та-та-та, та-та-та – на кухне есть конфета.

Ту-ту-ту, ту-ту-ту – я хочу конфету.

То-то-то, то-то-то – попадет за это.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты – вот и нет конфеты.

Ти-ти-ти, ти-ти-ти – колоти.

Тя-тя-тя, тя-тя-тя – идет тётя.

Тю-тю-тю, тю-тю-тю – догоню тётю.

Те-те-те, те-те-те – иду к тёте.

     Тю-тю-тю, тю-тю-тю – дую

     на тётю.

Ит-ит-ит, ит-ит-ит – мама спит.

Ят-ят-ят, ят-ят-ят – все уже спят.

Ут-ут-ут, ут-ут-ут – кот вот тут.

Ит-ит-ит, ит-ит-ит – он тоже спит.

От-от-от, от-от-от – вот это кот.

Так, тайна, такой, твой, тебе, темнота, тень, тётя, тик-так, тикать, тихо, ток, тонуть, топить, топот, тот, туго, тугой, туда, туман, ты, тыква, тянуть, тапок.

Тикать, тонуть, кот, пот, тот, тут, кит, бант, компот, сыт, набит, бить, пить, бегать, бодать, нет, поёт, хохот, букет.

Катя, Витя, котенок, дети, киты, коты, бантик, метет, ботинок, петух, минута, минутка, катание, котик, кофта, вата, ветка, бетон, батон, бантик, бутон.  

 

Молоток стучит : тук-тук,

Буква Т стоит вот тут.

Котик, котенька, коток – котик серенький хвосток.

Таня, Тоня и Татоша – ходят все они в галошах.

Таня видит в темноте.

Утка и утята так спят и вот так едят.

У тебя  опять пять опят.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

 Тихо-тихо кот идёт -  
 котенка  несёт.

От топота копыт пыль по полю летит.

«От топота копыт пыль по полю летит»;

«Наш гость купил трость»;

 «Ткет ткач ткани на платья Тане».

Собака Том сторожит дом.

   Б 

Бо-бо-бо, бо-бо-бо – мне купили бибабо.

Бо-бо-бо, бо-бо-бо – что такое бибабо?

Бо-бо-бо, бо-бо-бо – это куклы бибабо.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба – меня зовут Люба.

Бу-бу-бу, бу-бу-бу – я сижу на дубу.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы – мама есть у Любы.

Бо-бо-бо, бо-бо-бо – вот синее небо.

Бы-бы-бы, бы-бы-бы – у меня есть бобы.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба – у тебя нет боба.

Бя-бя-бя, бя-бя-бя – я вижу тебя.

Бе-бе-бе, бе-бе-бе – я иду к тебе.

Бя-бя-бя, бя-бя-бя – догоню тебя.

Бе-бе-бе, бе-бе-бе – я опять бегу к тебе.

Бя-бя-бя, бя-бя-бя – вот поймал я тебя.

Бак, бок, банан, банка, бегать, беда, беседа, бить, боб, бодать, боком, босиком, ботинок, будить, букет, бумага, бык, бубен, бумага,бусы.

Зубы, кубик, дубы,  победа, забота, губа, небо, спасибо, забота, забыть, обувь, обида.

Вот бы, вот бы, вот бы мне покататься на быке.

Видит бабушка банку, не видит бабушка банан.

Если бы, да кабы, на носу были бобы.

Есть у бабушки бобы.

Люба была у бабушки.

Купила бабуся бусы Марусе.

П

Па-па-па, па-па-па – я сижу и папа.

Пу-пу-пу, пу-пу-пу – надо сесть на папу.

Пу-пу-пу, пу-пу-пу – сяду я на папу.

Пы-пы-пы, пы-пы-пы – есть усы у папы.

Па-па-па, па-па-па – наш усатый папа.

Пе-пе-пе, пе-пе-пе – я сижу на папе.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи – а ты иди спи.

Пе-пе-пе, пе-пе-пе – есть вода в супе.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи – мама соку мне купи.

Пух, посуда, папа, повар, пот, пояс, помада, победа, панама, паук, падать. Пакет, папка, паутина, покупать, попугай, песок, писать, петух, пять.

Топот, лапа, кепка, папка, тапок, копать, топать, выкопать, допить, шепот, выпить.

Суп, потоп, сыпь.

Папа купи пилу.

Папа видит у пенька пять опят.

Поля пошла в поле.

У папы упали палки.

От топота копыт пыль по полю летит.

У пенька опять пять опят.
У пенька опять пять опят.

Мы веселые мышата:

Пик, Пак, Пок.

Никого мы не боимся:

Пик, Пак, Пок.

Даже кошки не боимся:

Пик, Пак, Пок.

 

Ф

Фантик, фосоль, фата, фен, фея, филин, фокус, фон, фонтан, фото, футбол, кофта, шкаф, Софья, Фунтик, кафе, кофе, конфета, Федя, туфли.

   

Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф

фа-фа-фа, фа-фа-фа – я стою у шкафа.

Фу-фу-фу, фу-фу-фу – все висит в шкафу.

Аф-аф-аф, аф-аф-аф – вот пустой шкаф.

Фе-фе-фе -  кофе

Фе-фе-фе – я пью   кофе.

Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф

фа-фа-фа, фа-фа-фа – я стою у шкафа.

Фу-фу-фу, фу-фу-фу – все висит в шкафу.

Аф-аф-аф, аф-аф-аф – вот пустой шкаф.

Фе-фе-фе -  кофе

«У Фани фуфайка, у Феди туфли».

У Софьи фантик от конфеты.

Федя купит в кафе кофе.

     В шкафу висит кофта и стоят    

     туфли.

В

Ви-ви-ви, ви-ви-ви – бабочек скорей лови.

Вя-вя-вя, вя-вя-вя – я в траве нашел червя.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве – наш червяк живет в траве.

Ви-ви-ви, ви-ви-ви – его ты больше не лови.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве – пусть он там сидит в траве.

    «Ва-ва-ва, на суку сидит сова»;

Ву-ву-ву – в лесу мы видели сову.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва – во дворе растет айва.

Ву-ву-ву, ву-ву-ву – я полью свою айву.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы – вкусны ягоды айвы.

   

«Водовоз вез воду из-под водопровода».

Витя с Вовой  у ворот, рисовали вертолет.

Рисовали вертолет Витя с Вовой у ворот.

Важно Вова шел у ворот, в руках у Вовы был вертолет.

 Видит Таня идет Вика и Ваня.

Над водой висит ветка ивы.

Вата, ваш, ваше, веник, венок, вес, весить, веточка, вешать, видеть, ваза, висеть, вода, водить, война, военный, возить, восемь, вот, вы, выход, высоко, высыхать, вязать, вишня, веник, вид, завод.

Навес, наводить, овощи, поводок, задавить, садовод, совок, совет, девочка, совушка,  сова, Иван, хватать.

Вова снежный ком слепил.

Влас свой сверху положил.

Чтоб комы те не упали,

Слева палочку вкопали.

Валя мальчикам сказала,

что букву В она узнала.

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая.

  К

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко;

Ко-ко-ко – кошка любит молоко.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – вот какая утка.

  Ку-ку-ку, ку-ку-ку – не боюсь я утку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак – вот большой бак.

Ык-ык-ык, ык-ык-ык – вот большой бык.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак – сделай так.

Ук-ук-ук, ук-ук-ук – будет  слышен стук.

Ик-ик-ик, ик-ик-ик – у меня есть котик.

Ёк-ёк-ёк, ёк-ёк-ёк – какой денёк.

Юк-юк-юк, юк-юк-юк – там у дома тюк.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки – тапки у Вики.

Ке-ке-ке, ке-ке-ке – бантик на тапке.

Ки-ки-ки, Ки-ки-ки – у папы тапки.

Ке-ке-ке, ке-ке-ке – папин тапок в папке.

Ки-ки-ки, Ки-ки-ки – дома нет муки.

Ке-ке-ке, ке-ке-ке – Катин нос в муке.

Кабан, кабина, кабинет, как, какой, камень, канат, капать, капитан, катать, каток, кафе, кидать, кино, кипит, кит, кот, ком, комод, конь, кофе, кто, куда, купать.

 Бак, кубик, домик, конёк, котик, комок, танк, ток, бок, каток, гамак, пятак, мак, паук.

Мука, утка, ватка, банка, папка, буква, тыква, окунь,

нитка, покупка, выкуп, какао, домики, кепка.

 

Коля и Катя пьют какао.

Киска, киска, киска – брысь.

Катя вот твой домик.

Катя пьёт кофе, а котик  - молоко.

«Тук-тук-тук, тук-тук-тук, прибиваю я каблук!»;

Котик, котенька, коток – котик серенький хвосток.

Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.

Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сиди кот,
Он нам песенки поёт.

 

  Х

Хи-хи-хи – это мухи

Их-их-их – бегу от них

Хе-хе-хе – на мехе.

Ех-ех-ех – вот тут мех.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи – вот и нету мухи

Их-их-их, их-их-их – ты убежал от них.

Хихикать, ход, ходить, хобот, ходить, хохот, худой, хохотать, ухо, муха, мех, меховой, тихо, хомяк, кухня, тихонько, пыхтит, пух, охота, охотник, петух

Ух-ух-ух – вот петух

Ха-ха-ха, Ха-ха-ха - Не поймать вам петуха

Ха-ха-ха – вижу пастуха

Ух-ух-ух , ух- ух-ух – кого пасет пастух?

Ха-ха-ха – вот муха

Ух-ух-ух, ух-ух-ух – дома много мух

Хо-хо-хо – моё ухо

Ох-ох-ох – вот тут мох

Муха села на ухо.

У Тихона на кухне муха.

Хомяк по кухне бегает тихо-тихо.

Охотник на охоте ходит тихонько.

Тихон ходит тихо и  хохочет над петухом

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5

Хомка хочет сильным стать.

 

   Г

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты.

Хитрец холодною порой

Храпит в хоромах под землей

Га-га-га – вот нога,

гу-гу-гу – побегу.

Га-га-га, га-га-га – в тапке нога.

Гу-гу-гу, гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу

Гу-гу-гу, гу-гу-гу – я за ними побегу.

 Гамак, гнать, год, губы, гудеть, гудок, гусь, гном, где

Ноги, магазин, бумага, вагон, деньги, гогот, магнит, погода.

Ге-ге-ге  - на ноге.

Ги-ги-ги – не беги.

Оги-оги-оги – вот мои ноги.

Ге-ге-ге, Ге-ге-ге – папин тапок на ноге.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги – никуда ты не беги.

Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.

Гуси, гуси – га-га-га

Есть хотите – да-да-да

Гуси, гуси – вот вода

Га-га-га, га-га-га.

Гена моет ноги.

Ноги моет Гена.

У гнома дом на лугу.

 Гном гоняет  на лугу гусей.

На вагоне есть гудок.

Где на вагоне гудит  гудок.

«На горе гогочут гуси»;

 «Под горой огонь горит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал для автоматизации и дифференциации поставленных звуков

Данный материал представлен в виде индивидуальных карточек, которые могут использоваться логопедом как на индивидуальных занятиях, так и родителями во время закрепления поставленных звуков в домашних ...

Речевой материал, направленный на уточнение и закрепление произношения гласных звуков

В разработке представленны слова, чистоговорки, стихотворения на уточнение произношения гласных звуков. Материал может быть использован при ознакомлении  детей с гласными буквами на обучении грам...

Конспект открытого фронтального занятия в старшей речевой группе Тема: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ] - [ Ш ]

Тема:Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ]  -  [ Ш ] Цель:Коррекционно-образовательные:·...

Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " со стечением согласных в начале слова.

Картинки помогут автоматизировать слова начинающиеся со звука "ш" со стечением согласных в начале слова....

Материал с заданиями учителя-дефектолога на тему "Изучаем согласные звуки и буквы"

Материал с заданиями, которые помогут ребенку изучить согласные звуки и буквы русского языка и соответствующие буквы....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...