Речевой материал, направленный на уточнение и закрепление произношения согласных звуков (д-т, б-п, в-ф, к-г-х)
картотека по развитию речи на тему
Материал размещён в таблице для возможности последующего изготовления картотеки в речевом уголке. На каждый звук подобраны слова, фразы (предложения и стихотворения), чистоговорки, которые помогут не только уточнить правильное произношение звуков, но и развить слухоречевую память, слуховое внимание и чувтсво ритма, необходимое для развития слоговой структуры слов; также поможет развить навык дифференциации не только парных согласных, но мягких и твёрдых звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевой материал, направленный на уточнение и закрепление произношения согласных звуков (д-т, б-п, в-ф, к-г-х) | |
Д | |
«Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; Ду-ду-ду, ду-ду-ду- дети бегают в саду. Да-да-да, да-да-да – в ручейке бежит вода. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – за водой сейчас пойду. Ды-ды-ды, ды-ды-ды – принесу домой воды. | Ди-ди-ди, ди-ди-ди – каждый день идут дожди. Дя-дя-дя, дя-дя-дя – зонтик нужен от дождя. Ди-ди-ди, ди-ди-ди – лучше ты не выходи. Де-де-де, де-де-де – дождик капает везде. Ди-ди-ди, ди-ди-ди – лучше дома подожди. Дя-дя-дя, дя-дя-дя – вот и нет уже дождя. |
Да, Даня, давай, дача, дед, день, десять, дети, Дина, дом, дома, домино, допить, допивать, долить, доливать, дубина, дуб, дубовый, дуга, дупло, дунуть, дуть, духи, духовка, душ, дым, дымить, дыня, дышу, дыхание, дядя, дятел. Вода, ведущий, веду, ведьма, видеть, водить, водоём, водопад, водопой, выводить, выдох, выходить, холодина, гудок, гудеть, задание, задача, заходить, иду, куда, туда, ходить. | По дороге мы идем, путь далек, далек и дом. Мы под дубом отдохнем, потом дальше пойдем. Дима дарит Дине дыни, «Дарья дарит Дине дыни»; «Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил». Дед Демьян домой идет, лошадь рядышком ведет. За водой пойду, но воды не найду. |
По дороге мы идем. Путь далек, далек наш дом. Жаркий день , сядем в тень. Мы под дубом посидим, Мы под дубом полежим. Полежим, отдохнем, Потом дальше пойдем. | Две полоски наклонили, Снизу третью начертили. А теперь согнем немножко Две коротенькие ножки. |
Т | Та-та-та - у нас дома чистота. Те-те-те - отложи свое шитье. То-то-то - стали мы играть в лото. Ать-ать-ать - мы идем гулять Ат-ат-ат - берем с собою самокат |
Та-та-та, та-та-та – хвост пушистый у кота. Ту-ту-ту, ту-ту-ту – завязали бант коту. От-от-от, от-от-от – ходит с бантиком наш кот. | Та-та-та, та-та-та – на кухне есть конфета. Ту-ту-ту, ту-ту-ту – я хочу конфету. То-то-то, то-то-то – попадет за это. Ты-ты-ты, ты-ты-ты – вот и нет конфеты. |
Ти-ти-ти, ти-ти-ти – колоти. Тя-тя-тя, тя-тя-тя – идет тётя. Тю-тю-тю, тю-тю-тю – догоню тётю. Те-те-те, те-те-те – иду к тёте. Тю-тю-тю, тю-тю-тю – дую на тётю. | Ит-ит-ит, ит-ит-ит – мама спит. Ят-ят-ят, ят-ят-ят – все уже спят. Ут-ут-ут, ут-ут-ут – кот вот тут. Ит-ит-ит, ит-ит-ит – он тоже спит. От-от-от, от-от-от – вот это кот. |
Так, тайна, такой, твой, тебе, темнота, тень, тётя, тик-так, тикать, тихо, ток, тонуть, топить, топот, тот, туго, тугой, туда, туман, ты, тыква, тянуть, тапок. Тикать, тонуть, кот, пот, тот, тут, кит, бант, компот, сыт, набит, бить, пить, бегать, бодать, нет, поёт, хохот, букет. Катя, Витя, котенок, дети, киты, коты, бантик, метет, ботинок, петух, минута, минутка, катание, котик, кофта, вата, ветка, бетон, батон, бантик, бутон.
| Молоток стучит : тук-тук, Буква Т стоит вот тут. Котик, котенька, коток – котик серенький хвосток. Таня, Тоня и Татоша – ходят все они в галошах. Таня видит в темноте. Утка и утята так спят и вот так едят. У тебя опять пять опят. Ткет ткач ткани на платки Тане. От топота копыт пыль по полю летит. |
«От топота копыт пыль по полю летит»; «Наш гость купил трость»; «Ткет ткач ткани на платья Тане». Собака Том сторожит дом. | |
Б | Бо-бо-бо, бо-бо-бо – мне купили бибабо. Бо-бо-бо, бо-бо-бо – что такое бибабо? Бо-бо-бо, бо-бо-бо – это куклы бибабо. |
Ба-ба-ба, ба-ба-ба – меня зовут Люба. Бу-бу-бу, бу-бу-бу – я сижу на дубу. Бы-бы-бы, бы-бы-бы – мама есть у Любы. Бо-бо-бо, бо-бо-бо – вот синее небо. Бы-бы-бы, бы-бы-бы – у меня есть бобы. Ба-ба-ба, ба-ба-ба – у тебя нет боба. | Бя-бя-бя, бя-бя-бя – я вижу тебя. Бе-бе-бе, бе-бе-бе – я иду к тебе. Бя-бя-бя, бя-бя-бя – догоню тебя. Бе-бе-бе, бе-бе-бе – я опять бегу к тебе. Бя-бя-бя, бя-бя-бя – вот поймал я тебя. |
Бак, бок, банан, банка, бегать, беда, беседа, бить, боб, бодать, боком, босиком, ботинок, будить, букет, бумага, бык, бубен, бумага,бусы. Зубы, кубик, дубы, победа, забота, губа, небо, спасибо, забота, забыть, обувь, обида. | Вот бы, вот бы, вот бы мне покататься на быке. Видит бабушка банку, не видит бабушка банан. Если бы, да кабы, на носу были бобы. Есть у бабушки бобы. Люба была у бабушки. Купила бабуся бусы Марусе. |
П | Па-па-па, па-па-па – я сижу и папа. Пу-пу-пу, пу-пу-пу – надо сесть на папу. Пу-пу-пу, пу-пу-пу – сяду я на папу. Пы-пы-пы, пы-пы-пы – есть усы у папы. Па-па-па, па-па-па – наш усатый папа. |
Пе-пе-пе, пе-пе-пе – я сижу на папе. Пи-пи-пи, пи-пи-пи – а ты иди спи. Пе-пе-пе, пе-пе-пе – есть вода в супе. Пи-пи-пи, пи-пи-пи – мама соку мне купи. | Пух, посуда, папа, повар, пот, пояс, помада, победа, панама, паук, падать. Пакет, папка, паутина, покупать, попугай, песок, писать, петух, пять. Топот, лапа, кепка, папка, тапок, копать, топать, выкопать, допить, шепот, выпить. Суп, потоп, сыпь. |
Папа купи пилу. Папа видит у пенька пять опят. Поля пошла в поле. У папы упали палки. От топота копыт пыль по полю летит. У пенька опять пять опят. | Мы веселые мышата: Пик, Пак, Пок. Никого мы не боимся: Пик, Пак, Пок. Даже кошки не боимся: Пик, Пак, Пок. |
Ф | Фантик, фосоль, фата, фен, фея, филин, фокус, фон, фонтан, фото, футбол, кофта, шкаф, Софья, Фунтик, кафе, кофе, конфета, Федя, туфли. |
Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф фа-фа-фа, фа-фа-фа – я стою у шкафа. Фу-фу-фу, фу-фу-фу – все висит в шкафу. Аф-аф-аф, аф-аф-аф – вот пустой шкаф. Фе-фе-фе - кофе Фе-фе-фе – я пью кофе. | Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф фа-фа-фа, фа-фа-фа – я стою у шкафа. Фу-фу-фу, фу-фу-фу – все висит в шкафу. Аф-аф-аф, аф-аф-аф – вот пустой шкаф. Фе-фе-фе - кофе |
«У Фани фуфайка, у Феди туфли». У Софьи фантик от конфеты. Федя купит в кафе кофе. В шкафу висит кофта и стоят туфли. | В |
Ви-ви-ви, ви-ви-ви – бабочек скорей лови. Вя-вя-вя, вя-вя-вя – я в траве нашел червя. Ве-ве-ве, ве-ве-ве – наш червяк живет в траве. Ви-ви-ви, ви-ви-ви – его ты больше не лови. Ве-ве-ве, ве-ве-ве – пусть он там сидит в траве. | «Ва-ва-ва, на суку сидит сова»; Ву-ву-ву – в лесу мы видели сову. Ву-ву-ву, ву-ву-ву – я полью свою айву. Вы-вы-вы, вы-вы-вы – вкусны ягоды айвы. |
«Водовоз вез воду из-под водопровода». Витя с Вовой у ворот, рисовали вертолет. Рисовали вертолет Витя с Вовой у ворот. Важно Вова шел у ворот, в руках у Вовы был вертолет. Видит Таня идет Вика и Ваня. Над водой висит ветка ивы. | Вата, ваш, ваше, веник, венок, вес, весить, веточка, вешать, видеть, ваза, висеть, вода, водить, война, военный, возить, восемь, вот, вы, выход, высоко, высыхать, вязать, вишня, веник, вид, завод. Навес, наводить, овощи, поводок, задавить, садовод, совок, совет, девочка, совушка, сова, Иван, хватать. |
Вова снежный ком слепил. Влас свой сверху положил. Чтоб комы те не упали, Слева палочку вкопали. Валя мальчикам сказала, что букву В она узнала. | Вот буква В Видна вдали – Красивая, витая, Как будто крендель испекли, Приезжих ожидая. |
К | Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко; Ко-ко-ко – кошка любит молоко. Ка-ка-ка, ка-ка-ка – вот какая утка. Ку-ку-ку, ку-ку-ку – не боюсь я утку. |
Ак-ак-ак, ак-ак-ак – вот большой бак. Ык-ык-ык, ык-ык-ык – вот большой бык. Ак-ак-ак, ак-ак-ак – сделай так. Ук-ук-ук, ук-ук-ук – будет слышен стук. Ик-ик-ик, ик-ик-ик – у меня есть котик. Ёк-ёк-ёк, ёк-ёк-ёк – какой денёк. Юк-юк-юк, юк-юк-юк – там у дома тюк. | Ки-ки-ки, ки-ки-ки – тапки у Вики. Ке-ке-ке, ке-ке-ке – бантик на тапке. Ки-ки-ки, Ки-ки-ки – у папы тапки. Ке-ке-ке, ке-ке-ке – папин тапок в папке. Ки-ки-ки, Ки-ки-ки – дома нет муки. Ке-ке-ке, ке-ке-ке – Катин нос в муке. |
Кабан, кабина, кабинет, как, какой, камень, канат, капать, капитан, катать, каток, кафе, кидать, кино, кипит, кит, кот, ком, комод, конь, кофе, кто, куда, купать. Бак, кубик, домик, конёк, котик, комок, танк, ток, бок, каток, гамак, пятак, мак, паук. Мука, утка, ватка, банка, папка, буква, тыква, окунь, нитка, покупка, выкуп, какао, домики, кепка. |
Коля и Катя пьют какао. Киска, киска, киска – брысь. Катя вот твой домик. Катя пьёт кофе, а котик - молоко. «Тук-тук-тук, тук-тук-тук, прибиваю я каблук!»; Котик, котенька, коток – котик серенький хвосток. |
Из кискиной миски пёс |
|
Х | Хи-хи-хи – это мухи Их-их-их – бегу от них Хе-хе-хе – на мехе. Ех-ех-ех – вот тут мех. Хи-хи-хи, хи-хи-хи – вот и нету мухи Их-их-их, их-их-их – ты убежал от них. |
Хихикать, ход, ходить, хобот, ходить, хохот, худой, хохотать, ухо, муха, мех, меховой, тихо, хомяк, кухня, тихонько, пыхтит, пух, охота, охотник, петух | Ух-ух-ух – вот петух Ха-ха-ха, Ха-ха-ха - Не поймать вам петуха Ха-ха-ха – вижу пастуха Ух-ух-ух , ух- ух-ух – кого пасет пастух? Ха-ха-ха – вот муха Ух-ух-ух, ух-ух-ух – дома много мух Хо-хо-хо – моё ухо Ох-ох-ох – вот тут мох |
Муха села на ухо. У Тихона на кухне муха. Хомяк по кухне бегает тихо-тихо. Охотник на охоте ходит тихонько. Тихон ходит тихо и хохочет над петухом | |
Хомка-хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 Хомка хочет сильным стать.
Г | Хомяк зимою, в холод лютый Не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землей Га-га-га – вот нога, гу-гу-гу – побегу. Га-га-га, га-га-га – в тапке нога. Гу-гу-гу, гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу Гу-гу-гу, гу-гу-гу – я за ними побегу. |
Гамак, гнать, год, губы, гудеть, гудок, гусь, гном, где Ноги, магазин, бумага, вагон, деньги, гогот, магнит, погода. | Ге-ге-ге - на ноге. Ги-ги-ги – не беги. Оги-оги-оги – вот мои ноги. Ге-ге-ге, Ге-ге-ге – папин тапок на ноге. Ги-ги-ги, ги-ги-ги – никуда ты не беги. |
Топают гуськом гусак за гусаком. | Гуси, гуси – га-га-га Есть хотите – да-да-да Гуси, гуси – вот вода Га-га-га, га-га-га. |
Гена моет ноги. Ноги моет Гена. У гнома дом на лугу. Гном гоняет на лугу гусей. | На вагоне есть гудок. Где на вагоне гудит гудок. «На горе гогочут гуси»; «Под горой огонь горит». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой материал для автоматизации и дифференциации поставленных звуков
Данный материал представлен в виде индивидуальных карточек, которые могут использоваться логопедом как на индивидуальных занятиях, так и родителями во время закрепления поставленных звуков в домашних ...
Речевой материал, направленный на уточнение и закрепление произношения гласных звуков
В разработке представленны слова, чистоговорки, стихотворения на уточнение произношения гласных звуков. Материал может быть использован при ознакомлении детей с гласными буквами на обучении грам...
Конспект открытого фронтального занятия в старшей речевой группе Тема: Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ] - [ Ш ]
Тема:Уточнение и расширение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи. Дифференциация звуков [ С ] - [ Ш ] Цель:Коррекционно-образовательные:·...
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " со стечением согласных в начале слова.
Картинки помогут автоматизировать слова начинающиеся со звука "ш" со стечением согласных в начале слова....
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Многозначные слова. Согласный звук [К] ([К’]), буква «К». Введение понятия «глухой» согласный звук»
Конспект занятия в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие"....
Материал с заданиями учителя-дефектолога на тему "Изучаем согласные звуки и буквы"
Материал с заданиями, которые помогут ребенку изучить согласные звуки и буквы русского языка и соответствующие буквы....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...