"Путешествие в страну развитие речи"
методическая разработка по развитию речи на тему

Ведениктова Елена Сергеевна

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnoe_roditelskoe_sobranie_v.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе.

«Путешествие в страну Развитие речи».

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей  в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи: формирование родительской компетентности в области речевого развития детей;                                                       закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей  и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение  родителями игровыми приёмами развития речи .

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1.Вступительный этап: -введение в проблему; -создание проблемной ситуации.

2. Основная часть: -игра в форме путешествия на паровозике

3.Подведение итогов собрания: -обратная связь; -решение родительского собрания; -рефлексия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

       Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы проведём  нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия по стране «Развитие речи».

 Но вначале немного науки.

 Речь –  основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:

- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Вот основные из них:

От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

От общения ребёнка со сверстниками

От строения артикуляционного аппарата

От речи взрослых (как образец для детей)

От развития мелкой моторики

От регулярного чтения детям художественной литературы

От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

От умения лепить

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Как вы думаете, чему мы должны научить ребёнка в дошкольном возрасте?

•         Формирование звуковой культуры речи.

•         Обогащение словарного запаса.

•         Формирование грамматического строя речи.

•         Обучение рассказыванию, связной речи.

•         Развитие выразительности речи.

 И так, в идеале ребёнок к 5 годам: 

•   Правильно произносит гласные и согласные звуки, умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание;             

•   накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети используют в речи прилагательные,
наречия, местоимения и предлоги.

•   активно осознаёт обобщающую функцию слов;

•   через слово овладевает основными грамматическими формами речи (это множественное число. Винительный и родительный падежи, уменьшительно - ласкательные суффиксы);

•   употребляет в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.         

                                                     
В речи детей 4-5 лет отмечаются некоторые особенности.

•   Дети в 4 года неверно произносят или совсем не произносят шипящие («ш», «ж», «ч», «щ»), сонорные («р», «рь», «л», «ль») звуки, а  некоторые их пропускают.                                      

•   Дети не способны выделить существенные признаки предметов, например затрудняются назвать части предмета.

•   Требует совершенствования интонационная сторона речи.  

•   Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией. Темпом, силой голоса.

•   Не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже.

•   При построении простых распространённых предложений они  опускают отдельные члены предложения.         

•   Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка. 

•   Детям этого возраста доступна простая форма диалогической речи.

•   Дети часто отвлекаются от содержания вопроса.                                                    

 На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.                                                 

 Создание   проблемной ситуации.                                                                        

          Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими  развитию речи детей  среднего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Наш мастер-класс  научат вас изготавливать  дидактические игры из подручного материала .

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!!!

(  Воспитатель берет волшебную палочку)  

Я словно сказочная фея

Волшебной палочкой взмахну

И, вы, нисколько не робея

Помчитесь в детскую страну!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Нам скорее помоги

Нас в детей, ты, преврати!

Быстро собираемся,

В поездку отправляемся!

Паровоз вас ждет,

В страну Развития речи повезет!

     -Внимание! Наш поезд прибывает на первую  станцию.

Выходите из вагона, садитесь поудобнее,

 Первая станция – это артикуляционная гимнастика        

Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений
 Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
 Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 
Часики
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 
Футбол
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 
 Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
 Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 
Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.                                                                                       

Весело стучат колеса

Мчится паровоз,

На следующую станцию

Он детей привез!

  Станция Пальчиковая гимнастика.

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. 
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, 
(печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, 
(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, 
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. 
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

Весело стучат колеса

Мчится паровоз,

В игры речевые

Поиграть привез.

Станция  «Игровая».

Образование прилагательных. (карточки «Соки»)

 Следующая станция  Игра «Чистоговорки ».

  Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.

-А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Занимаем скорее места . Едем дальше!

Станция «Сочиняй-ка»

На этой станции художник оставил нам недорисованную картину. Наша с вами задача дорисовать ее общими усилиями. Отвечая на мои вопросы  мы вместе дорисуем. (схематичное изображение  человечка)

Кто это, мальчик или девочка? Как ее (его) зовут? Что у нее на голове? Какого цвета? Какого цвета у нее глазки? Во что она одета? Какого цвета? Что у него на ножках? Какого цвета?  Что у нее в руках? Какое сейчас время года? Что девочка (мальчик) делала и куда сейчас идет?

Очень хорошо! А сейчас давайте попробуем рассказать, что у нас получилось.

Весело стучат колеса

Мчится паровоз,

На станцию конечную

Он детей привез.

Станция «Конечная»

   -Наш поезд прибыл на конечную станцию . Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и  сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. В группе дети в них с большим удовольствием играют.  Но у нас пока нет игр для развития речевого дыхания.

И  сейчас  мы проведем мастер-класс. Я вам предлагаю всем дружно вместе изготовить игры для развития речевого дыхания.

-С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

 Палочка-чудесница,          

 Волшебная кудесница!                                                        

 Поскорей встали в круг,                                                              

 За руки все взялись вдруг.                                                            

 А теперь начнём вращаться,                                                        

 И во взрослых превращаться.

-Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Подведение итогов собрания.

-Нам  хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям  и задаёт вопросы).

Обратная связь:

 -Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

-Чему могут научить ребёнка  дидактические игры по развитию речи?
- Ваши пожелания на следующее собрание.

    Воспитатель: Я считаю, что цель собрания  достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые  игры по развитию речи,  задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество.  Для того чтобы  дома вы могли заниматься с детьми, мы приготовили вам небольшие памятки.

 Рефлексия

        Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисован контур паровозика и цветные многоугольники «вагончики»: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный прямоугольник, если частично- желтый, а если не удовлетворены – зелёный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста " Игра - путешествие в страну "Развитие речи"

Практикум является частью родительского собрания для родителей 2 младшей группы. В нем представлены игры на развитие мелкой моторики, игры на обогащение словарного запаса, в которые родители могут игр...

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе.Игротека"Путешествие в страну Развитие речи"

Нетрадиционное родительское собрание направлено на  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития речи детей ...

Игра- путешествие по стране развитие речи

Сценарий мастер- класса для родителей во воторой младшей группе "Игра - путешествие по стране развитие речи"...

Родительское собрание в средней группе «Путешествие в страну «Развитие речи»

Родительское собрание в средней группе по теме "Развитие речи детей". Собрание в группе ТНР...

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране «Развитие речи»

Деловая игра «Как развивать речь у ребенка или путешествие по стране  «Развитие речи»...

НОД коммуникация развитие речи Тема «Путешествие в страну Развитие речи»

Тема: Путешествие в страну Развитие речи.Возраст детей: старшая группа в детском саду, дети 5- 6 лет.Цель: создание условия обогащение и активизировать словарный запас посредством участия в слове...