Родительское собрание в средней группе «Путешествие в страну «Развитие речи»
материал (средняя группа) на тему

Шапочникова Наталья Дмитриевна

Родительское собрание в средней группе по теме "Развитие речи детей". Собрание в группе ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_rr.docx26.78 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_rr.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80» _____________________________________________________________________________________

Адрес: 390035, г. Рязань, ул. Островского, д. 44, кор. 2                                         Телефон: 92-93-63,

                                                                                                                                       Тел. Факс: 96-08-13

        Утверждаю

                                                           Заведующий МБДОУ «Детский сад №80»          

                                                                      _____________      Т. В. Храпова

                                                                                                                          «____» _______ 20____ г.

Родительское собрание в средней группе

«Путешествие в страну «Развитие речи»

Подготовила и провела воспитатель

Шапочникова Н.Д.

Заведующий Храпова Т.В.

Рязань, 2017


Автор: Шапочникова Наталья Дмитриевна

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи: 

- формирование родительской компетентности в области речевого развития детей;

- закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий;

- овладение родителями игровыми приёмами развития речи.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым и их развитие шло гармонично, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, в современном ритме жизни, у родителей не всегда хватает времени на общение со своим ребенком. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодняшняя встреча так же будет информационно полезна бабушкам, которые проводят с ребёнком много времени. Сегодня мы с вами будем играть и путешествовать.

Но вначале немного науки.

Речь – основная форма общения.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи.

- От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

- От общения ребёнка со сверстниками

- От строения артикуляционного аппарата

- От речи взрослых (как образец для детей)

- От развития мелкой моторики

- От регулярного чтения детям художественной литературы

- От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

- От умения лепить.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда), то есть достигают второй степени обобщения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка).

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. В этом возрасте дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

Так же дети начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Это связано так же с бурной фантазией детей в данном возрасте. Не для кого не секрет, что фантазию детей необходимо направлять в «правильное русло» так как стихийное её проявление может привести к полному беспорядку в голове ребёнка.

Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Для развития речи ребенка в детском саду ведется очень большая работа. Развитие речи ребенка в каждом возрасте является приоритетным направлением каждого дошкольного учреждения. Проводятся целенаправленные занятия по развитию речи, так же развиваем мелкую моторику рук, чему непременно способствуют занятия лепкой и рисованием, так же можно использовать пальчиковые игры с которыми мы познакомимся позже в процессе нашего путешествия.

Конечно главный совет по этому вопросу прост – с ребёнком нужно говорить! Говорить много, по возможности говорить правильно и красиво. Задавайте много вопросов, читайте ребёнку сказки, стихи и просто рассказывайте свои интересные истории (наверняка такие есть у вас).

Создание проблемной ситуации.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей среднего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Наш мастер-класс научат вас изготавливать дидактические игры из подручного материала.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!

Первая станция – это артикуляционная гимнастика

Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений для артикуляционного аппарата детей, при выполнении этих упражнений хотя бы один раз в день речь ребенка формируется эффективнее.

Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок..

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Футбол

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Станция Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Еще одна гимнастика только на этот раз пальчиковая, так же неотъемлемая часть развития речи детей.  

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Станция «Игровая».

Данная игра дает практическое освоение навыка образования относительных прилагательных и согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Игра очень интересна и многогранна, вариаций много, времени много не занимает. И детям и родителям полезно. Итак, начнём.

Пирог с рыбой (какой).

Пирог с малиной (какой).

Сок из яблока (какой).

Кисель из малины (какой).

Суп из гороха (какой).

Салат из курицы (какой)

Варенье из слив (какое)

Сок из апельсинов (какой)

Станция «Сочиняй-ка»

На этой станции художник оставил нам недорисованную картину. Наша с вами задача дорисовать ее общими усилиями. Отвечая на мои вопросы мы вместе дорисуем. (Схематичное изображение человечка)

Кто это, мальчик или девочка? Как ее (его) зовут? Что у нее на голове? Какого цвета? Какого цвета у нее глазки? Во что она одета? Какого цвета? Что у него на ножках? Какого цвета? Что у нее в руках? Какое сейчас время года? Что девочка (мальчик) делала и куда сейчас идет?

Очень хорошо! А сейчас давайте попробуем рассказать, что у нас получилось.

Как вы уже поняли данная игра позволяет развивать фантазию ребёнка, тренироваться в сравнении, высказывать своё мнение. Так же формируется связная речь при рассказе, и собственно умение строить рассказ по картине.

Станция «Конечная»

-Наш поезд прибыл на конечную станцию. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей. В группе дети в них с большим удовольствием играют. (Родители рассматривают предложенные игры, при желании могут поиграть несколько минут)

-Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Подведение итогов собрания.

Воспитатель: Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Для того чтобы дома вы могли заниматься с детьми, мы приготовили вам небольшие памятки.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!



Предварительный просмотр:

Автор: Шапочникова Наталья Дмитриевна

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.

Задачи: 

- формирование родительской компетентности в области речевого развития детей;

- закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий;

- овладение родителями игровыми приёмами развития речи.

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: помещение группы.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым и их развитие шло гармонично, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, в современном ритме жизни, у родителей не всегда хватает времени на общение со своим ребенком. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодняшняя встреча так же будет информационно полезна бабушкам, которые проводят с ребёнком много времени. Сегодня мы с вами будем играть и путешествовать.

Но вначале немного науки.

Речь – основная форма общения.

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи.

- От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста

- От общения ребёнка со сверстниками

- От строения артикуляционного аппарата

- От речи взрослых (как образец для детей)

- От развития мелкой моторики

- От регулярного чтения детям художественной литературы

- От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

- От умения лепить.

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда), то есть достигают второй степени обобщения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает еще раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребенка).

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. В этом возрасте дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

Так же дети начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Это связано так же с бурной фантазией детей в данном возрасте. Не для кого не секрет, что фантазию детей необходимо направлять в «правильное русло» так как стихийное её проявление может привести к полному беспорядку в голове ребёнка.

Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.

На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий - в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Для развития речи ребенка в детском саду ведется очень большая работа. Развитие речи ребенка в каждом возрасте является приоритетным направлением каждого дошкольного учреждения. Проводятся целенаправленные занятия по развитию речи, так же развиваем мелкую моторику рук, чему непременно способствуют занятия лепкой и рисованием, так же можно использовать пальчиковые игры с которыми мы познакомимся позже в процессе нашего путешествия.

Конечно главный совет по этому вопросу прост – с ребёнком нужно говорить! Говорить много, по возможности говорить правильно и красиво. Задавайте много вопросов, читайте ребёнку сказки, стихи и просто рассказывайте свои интересные истории (наверняка такие есть у вас).

Создание проблемной ситуации.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей среднего дошкольного возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. Наш мастер-класс научат вас изготавливать дидактические игры из подручного материала.

Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!

Первая станция – это артикуляционная гимнастика

Сейчас мы с вами выполним несколько простых, но очень полезных упражнений для артикуляционного аппарата детей, при выполнении этих упражнений хотя бы один раз в день речь ребенка формируется эффективнее.

Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Хоботок..

Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Футбол

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Станция Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Еще одна гимнастика только на этот раз пальчиковая, так же неотъемлемая часть развития речи детей.  

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)

Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач, (печём "пирожки")

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)

А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Станция «Игровая».

Данная игра дает практическое освоение навыка образования относительных прилагательных и согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Игра очень интересна и многогранна, вариаций много, времени много не занимает. И детям и родителям полезно. Итак, начнём.

Пирог с рыбой (какой).

Пирог с малиной (какой).

Сок из яблока (какой).

Кисель из малины (какой).

Суп из гороха (какой).

Салат из курицы (какой)

Варенье из слив (какое)

Сок из апельсинов (какой)

Станция «Сочиняй-ка»

На этой станции художник оставил нам недорисованную картину. Наша с вами задача дорисовать ее общими усилиями. Отвечая на мои вопросы мы вместе дорисуем. (Схематичное изображение человечка)

Кто это, мальчик или девочка? Как ее (его) зовут? Что у нее на голове? Какого цвета? Какого цвета у нее глазки? Во что она одета? Какого цвета? Что у него на ножках? Какого цвета? Что у нее в руках? Какое сейчас время года? Что девочка (мальчик) делала и куда сейчас идет?

Очень хорошо! А сейчас давайте попробуем рассказать, что у нас получилось.

Как вы уже поняли данная игра позволяет развивать фантазию ребёнка, тренироваться в сравнении, высказывать своё мнение. Так же формируется связная речь при рассказе, и собственно умение строить рассказ по картине.

Станция «Конечная»

-Наш поезд прибыл на конечную станцию. Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей. В группе дети в них с большим удовольствием играют. (Родители рассматривают предложенные игры, при желании могут поиграть несколько минут)

-Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Подведение итогов собрания.

Воспитатель: Я считаю, что цель собрания достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, задача которых – помочь детям обогатить активный словарь, развить связную речь и речевое творчество. Для того чтобы дома вы могли заниматься с детьми, мы приготовили вам небольшие памятки.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании в средней группе "Путешествие в страну знаний продолжается"

Знакомство родителей с программами, по которым будет осуществляться воспитание и обучение детей средней группы, с задачами по всем разделам программы....

Родительское собрание в средней группе. «Путешествие в страну игр»

Родительское собрание в средней группе. «Путешествие в страну игр»...

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе "Путешествие в страну Развитие речи"

Родительское собрание в форме путешествия по станциям с матер - классом по изготовлению настольного театра по сказке "Заюшкина избушка"...

Нетрадиционное родительское собрание в средней группе. «Путешествие в страну Развитие речи».

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста, вк...

Конспект родительское собрание по развитию речи в средней группе "Путешествие по стране Развитие речи"

Конспект родительское собрание по развитию речи в средней группе "Путешествие по стране Развитие речи"...