Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Разукова Наталья Анатольевна

«Эффективные приёмы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_effektivnye_priyomy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №16 «Крепыш»

города Димитровграда Ульяновской области

Консультация для педагогов

«Эффективные приёмы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

Подготовила: воспитатель младшей группы «А» Разукова Н.А.

г.Димитровград

        Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте в примерной основной образовательной программе дошкольного  образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. М.А.Васильевой появляется ряд новых образовательных областей, в том числе «Речевое развитие». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

        Связная речь  – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно интонационно выразительно.

        Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
        Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

        Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

        Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важно уметь формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

        Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

        Детям младшего дошкольного возраста доступна простая форма диалога: ответы на вопросы. Разговорная речь детей трехлеток является основой для формирования монолога в среднем возрасте.

        С детьми младшего возраста педагог развивает навыки диалога:

- учит слушать и понимать речь взрослого;
- учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;
- учит выполнять действие по словесной инструкции (принести что-то, показать что-то или кого-то в группе или на картинке);
- учит отвечать на вопросы воспитателя;
- повторять за воспитателем слова и песенки действующих лиц сказок;
- повторять за воспитателем небольшие стихотворные тексты.

        В общей сложности, педагог готовит детей к обучению монологу.

  • Обучение пересказу

        В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приемы.

        В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.

Задачи педагога на этом этапе:

- научить детей воспринимать знакомый текст, читаемый или рассказываемый воспитателем;

- подвести к воспроизведению текста, но не воспроизводить.

        Обучение пересказу начинается с ряда приёмов:

  • воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н.Тостого);
  • запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности: настольного или кукольного театра, магнитной или интерактивной доски;
  • повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из текста или 1-2 слов из предложения.
  • Обучение рассказу по картине и по серии картин

        В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трёхлетний ребёнок составить еще не может, это:

- рассматривание картины;

- ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

        Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на прогулке, дети дома и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки, стихи, потешки, загадки, поговорки. Можно использовать игровые приемы:

- показать картину любой игрушке;

связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;
- познакомить с картиной гостя.

  • Составление описательных рассказов и сравнительных описаний

        В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию с помощью приёмов:

- рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

- тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней;

- воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;
- использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;
- рассказ воспитателя об игрушке.

        Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

  • Заучивание стихотворений

        Для запоминания ребенком короткого текста иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение — когда ему радостно от ощущения здоровья, от внимания взрослых. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке ребенок различает и образы, если в этом помогает ему воспитатель. Помощь воспитателя состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, — и воспитатель припевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно ему вторит. Идет теплый дождик, и дети вместе с воспитателем радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей!» или стихи.

        Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть. Позднее воспитатель может ограничиться уже только вступительной репликой, но обращение к наглядным пособиям типа муляжей, картинок и т. п., безусловно, остается.

        Ребенку четвертого года жизни воспитатель предлагает повторять строчки с ним вместе, а потом просит его одного рассказать все стихотворение, при этом потихоньку подсказывает ему слова, которые тот забыл. Если есть необходимость, с некоторыми младшими дошкольниками воспитатель снова читает вместе: он начинает — ребенок заканчивает строку. После такого упражнения задание для ребенка усложняется: он должен повторять за воспитателем целые строфы (2—4 строки).

  • Использование моделей и схем

        Включение элементов моделирования в образовательную деятельность по развитию речи позволяет работу по связной речи сделать интересной. Хорошо заучивать стихотворение с помощью мнемотехники, проведение занятий по пересказу произведений или рассказу по лексическим темам. В технологии моделирования используются мнемотаблицы, схемы, мнемодорожки.

        Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

        Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе и  используются  для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов. 

        Для изготовления  мнемотаблиц  не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

        Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.

  • ТРИЗ

        Связную речь детей можно развивать применяя ТРИЗ-технологии: придумывать начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....