Русская изба.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект НОД по ознакомлению детей с русским бытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_izba_no2.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия им. Н.В. Пушкова»
Дошкольное отделение №2
Образовательная ситуация: «Русская изба»
(старшая группа)
Подготовила и провела воспитатель:
Мазеева Татьяна Сергеевна
г. Москва, г.о. Троицк
2018 год
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне.
- Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, дать представления об избе, её основных частях; с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
- Упражнять в употреблении простых и сложноподчиненных предложений с союзом: потому что, чтобы.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
- Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за золотые руки русских мастеров.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин с изображением русских домов, деревень, рассматривание иллюстраций русских народных сказок, предметов домашней утвари, заучивание пословиц и поговорок, рисование русской избы, просмотр фильма «Русская изба».
Словарная работа: обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка, полати, рубель и валёк). На ровную палку наматывали белье и прокатывали по рифлёной доске с помощью столешницы. Эта технология, кстати, до недавнего времени применялась во многих гладильных машинах.
Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяйки.
Ход:
Хозяйка, в русском народном костюме, встречает гостей – детей.
Х.: Здравствуйте, гости дорогие, вы откуда ко мне пожаловали, где живете поживаете?
Д.: отвечают, что они живут в городе Москве (Троицке).
Х.: Так вы жители городские, а я деревенская. Живу в деревне. Проходите ко мне, погостите в моей деревеньке.
Дети садятся в круг на ковре, поворачиваются в сторону экрана. На экране появляется деревенская улица.
Х.: Посмотрите и скажите, почему место, где я живу, называется «деревня»?
Д.: Все дома в деревне – деревянные, сделаны из дерева.
Х.: Такие дома называются – избами. В избе все сделано из дерева – и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда, и даже игрушки.
Русский человек рождался в избе, всю жизнь жил в ней. Дом называли родным, родимым и любили как родного человека.
Х.: А вы любите свой дом?
Как вы заботитесь о своем доме?
Как он называется? (квартира).
Х.: Вот посмотрите на мою деревню, избы стоят рядышком как сестрички.
Как вы думаете, у дома лицо есть? Правильно, та часть избы, которая имела большие окна, называлась лицом дома. А дорогу, которая проходила у «лица» дома как называли?
Д.: «Улица».
Х.: Дом смотрел на мир глазами – окнами, и называли их ласково «оконца». Поэтому когда мама вас отпускает гулять на улицу, это значит гулять надо у «лица» дома, то есть где?
Д.: Под окнами.
Х.: Правильно.
Х.: Что это мы стоим на улице? Давайте зайдем в избу.
Х.: Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. (дети заходят в «избу», садятся на скамейку).
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Х.: Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы?
- Какие?
- Для чего служил предмет?
- Из чего вещь изготовлена?
Х.: Самое главное в деревенской избе – это печь, печь – матушка, печь-кормилица. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти половину избы. Говорили: «Без печи, изба не изба». Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили грибы, ягоды, одежду и лечила людей.
Х.: Для чего нужна печь? (составление сложноподчиненных предложений с союзом чтобы).
Х.: Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Пальчиковая гимнастика.
Мы печем пшеничные Пирожки отличные | Дети изображают лепку пирожков |
Кто придет к нам пробовать Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора | Дети загибают пальцы поочередно в кулак, начиная с большого. |
Тесто замесили Сахар не забыли | Мнут «тесто», посыпают сахаром |
Тесто скалкой раскатали Раскатали не устали | Движения рук вперёд - назад |
Взяли ложку с творогом Пирожок – за пирожком Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко | Движения согласно словам |
Х.: Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Х.: В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
(Звучит русская народная песня)
Х.: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Д.: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
Хорошо прядёшься – весело поёшься.
Х.: Долгими вечерами старики плели лапти. Лапти - самая распространённая обувь русского народа. Недаром говорится «Лапотная Русь».
Х.: Что – то мы с вами засиделись. Люди не только трудились, но еще и умели весело играть. Давайте с вами поиграем
Русская игра «Федул»
Физминутка
Эй, Федул, Что губы надул? Ты не злись, не сердись, А ребятам улыбнись. | Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул. Дети останавливаются и грозят ему пальцем. Он хмурится. |
Ты немножко попляши, Что нам делать - прикажи! | Дети хлопают в ладоши. Федул пляшет. Федул дает детям задания - поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т. д., ребята выполняют движения. |
Х.: А может, вы и загадки умеете отгадывать?
Тогда слушайте:
Летом спит, | Не бык, а бодает. | Выпускает жаркий пар (самовар). |
Эту обувь не забыли - | Он как круглая кастрюля | Воду дед носил с утра, |
Х.: А хотите мы с вами ещё и поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях, игру мне оставили, называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите?
Д.: называют виды обуви.
Х.: Правильно, сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Хозяйка проверяет правильность пар).
Х.: А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?
Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
Х.: “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку”.
Дети садятся на лавки вокруг экрана. (Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведётся небольшая беседа: “Что изображено? Для чего вещь служила?” “Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены)
Х.: Ребята, побывали мы с вами в старинной русской деревне. Люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал и одевал. Русский человек рождался в деревянной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней (рассматривание иллюстраций домов).
Красивый прочный дом построить трудно. Строили дом всей деревней и не один день. Дома строили рядом друг с другом, украшали дома (рассмотреть наличники, ставни, крышу, обратить внимание на их особенности.)
Х.: Какие люди строили такие красивые дома?
Д.: Добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные, мастеровые.
Х.: Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Д.: Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Друг познаётся в беде (объясняют значения пословиц).
Х.: Ай-да молодцы! Всё правильно рассказали о моём доме. Но пришло время прощаться нам. Я хочу вас угостить, из гостей без гостинца не уходили (раздаю угощение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...