Русская изба.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мазеева Татьяна Сергеевна

Конспект НОД по ознакомлению детей с русским бытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_no2.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение №2

Образовательная ситуация:  «Русская изба»

(старшая группа)

Подготовила и провела воспитатель:

Мазеева Татьяна Сергеевна

г. Москва,  г.о. Троицк

2018 год

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне.  
  • Познакомить  с избой – жилищем крестьянской семьи, дать представления об избе, её основных частях; с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
  • Упражнять в употреблении простых и сложноподчиненных предложений с союзом: потому что, чтобы.
  • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.       Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям  гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
  • Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за золотые руки русских мастеров.


Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин с изображением русских домов, деревень, рассматривание иллюстраций русских народных сказок, предметов домашней утвари, заучивание пословиц и поговорок, рисование русской избы, просмотр фильма «Русская изба».
Словарная работа:  обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками,  новыми словами (ухват, чугун, прялка, полати, рубель и валёк). На ровную палку наматывали белье и прокатывали по рифлёной доске с помощью столешницы. Эта технология, кстати, до недавнего времени применялась во многих гладильных машинах.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком,  мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен,  русский народный костюм для хозяйки.

Ход:

Хозяйка, в русском народном костюме, встречает гостей – детей.

Х.: Здравствуйте, гости дорогие, вы откуда ко мне пожаловали, где живете поживаете?

 Д.: отвечают, что они живут в городе Москве (Троицке).

Х.: Так вы жители городские, а я деревенская. Живу в деревне. Проходите ко мне, погостите в моей деревеньке.

Дети садятся в круг на ковре, поворачиваются в сторону экрана.  На экране появляется деревенская улица.

Х.: Посмотрите и скажите, почему место, где я живу, называется «деревня»?

Д.: Все дома в деревне – деревянные, сделаны из дерева.

Х.: Такие дома называются – избами. В избе все сделано из дерева – и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда, и даже игрушки.

Русский человек рождался в избе, всю жизнь жил в ней. Дом называли родным, родимым и любили как родного человека.

Х.: А вы любите свой дом?

     Как вы заботитесь о своем доме?

     Как он называется? (квартира).

Х.: Вот посмотрите на мою деревню, избы стоят рядышком как сестрички.

Как вы думаете, у дома лицо есть? Правильно, та часть избы, которая имела большие окна, называлась лицом дома. А дорогу, которая проходила у «лица» дома  как называли?

Д.: «Улица».

Х.: Дом смотрел на мир глазами – окнами, и называли их ласково «оконца». Поэтому когда мама вас отпускает гулять на улицу, это значит гулять надо у «лица» дома, то есть где?

Д.: Под окнами.

Х.: Правильно.

Х.: Что это мы стоим на улице? Давайте зайдем в избу. 

Х.: Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. (дети заходят в «избу», садятся на скамейку).

Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!

Х.: Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы?

     - Какие?

     - Для чего служил предмет?

     - Из чего вещь изготовлена?

Х.: Самое главное в деревенской избе – это печь, печь – матушка, печь-кормилица. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти половину избы.  Говорили: «Без печи, изба не изба». Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили грибы, ягоды, одежду  и лечила людей.

Х.:  Для чего нужна печь? (составление сложноподчиненных предложений с союзом чтобы).

 Х.: Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. 

                                      Пальчиковая гимнастика.

Мы печем пшеничные

Пирожки отличные

Дети изображают лепку пирожков

Кто придет к нам пробовать

Мама, папа, брат, сестра

Пес лохматый со двора

Дети загибают пальцы поочередно в кулак, начиная с большого.

Тесто замесили

Сахар не забыли

Мнут «тесто», посыпают сахаром

Тесто скалкой раскатали

Раскатали не устали

Движения рук вперёд - назад

Взяли ложку с творогом

Пирожок – за пирожком

Ну-ка, печка, дай пирожкам местечко

Движения согласно словам

Х.: Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Х.: В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.   

   

                                (Звучит русская народная песня) 

Х.: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Д.:   У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

        Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

        Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Х.: Долгими вечерами старики плели лапти. Лапти - самая распространённая обувь русского народа. Недаром говорится «Лапотная Русь».

Х.:  Что – то мы с вами засиделись. Люди не только трудились, но еще и умели весело играть. Давайте с вами поиграем

                                                   Русская игра «Федул»       

Физминутка

Эй, Федул,

Что губы надул?

Ты не злись, не сердись,

А ребятам улыбнись.                    

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

В центре стоит надувшийся Федул.

Дети останавливаются и грозят  ему пальцем. Он хмурится.

Ты немножко попляши,

Что нам делать - прикажи!

Дети хлопают в ладоши.

Федул пляшет.

Федул дает детям задания -   поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т. д., ребята выполняют движения.

Х.: А может, вы и загадки умеете отгадывать?

Тогда слушайте:

Летом спит,  
Зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…

(самовар).

Эту обувь не забыли -
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати -
У печи оставят…(лапти).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля,
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло-
Держит ведра…                (коромысло).

Х.: А хотите мы с вами ещё и поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях, игру мне оставили, называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите?

Д.: называют виды обуви.

Х.: Правильно, сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Хозяйка проверяет правильность пар). 

Х.: А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?

      Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.

Х.: “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку”.

Дети садятся на лавки вокруг экрана.  (Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором показаны различные фрагменты деревенского быта. По каждому слайду ведётся небольшая беседа: “Что изображено? Для чего вещь служила?” “Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены)   

Х.:  Ребята, побывали мы с вами в старинной  русской деревне. Люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал и одевал. Русский человек рождался в деревянной, бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней (рассматривание иллюстраций домов).

Красивый прочный дом построить трудно. Строили дом всей деревней и не один день. Дома строили рядом друг с другом,  украшали  дома (рассмотреть наличники, ставни, крышу, обратить внимание на их особенности.)

Х.: Какие люди строили такие красивые дома?

Д.: Добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, любящие, дружные, мастеровые.

Х.: Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Д.:   Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

       Друг познаётся в беде (объясняют значения пословиц).

Х.:  Ай-да молодцы!  Всё правильно рассказали о моём доме.  Но пришло время прощаться нам.  Я хочу вас угостить, из гостей без гостинца не уходили (раздаю угощение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»

Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...

Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...