Развитие связной речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Невзорова Наталья Викторовна

Условия для успешного развития речи ребенка, определение связной речи. предпосылки развития связной речи. задачи связной речи по возрастам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_nevzorova.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

     

Развитие связной речи дошкольников

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность

     Развитие связной речи является центральной задачей  речевого воспитания детей  и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Её успешное развитие зависит от многих условий (представлены на слайде): слайд №2

1.Речевой среды

2.Социального окружения

3.Индивидуальных особенностей личности

4.Познавательной активности ребенка.

происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Уважаемые коллеги как вы думаете, что является высшей формой мыслительной деятельности – СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Слайд №3

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Слайд №3

Развитие предпосылок связной речи происходит:

- в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);

- в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);

- в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми (включающая описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно.

 Задачи связной речи по возрастам на слайде.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Какая же основная функция связной речи? –  КОММУНИКАТИВНАЯ. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Они отличаются по своей коммуникативной направленности

Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе.

Типы монологов

Описание – это характеристика предмета в статике

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного

образца в устной речи

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания

Давайте вспомним какие используются приемы и методы обучению рассказывания?  (совместное рассказывание, образец рассказа, составление рассказа по частям, составление рассказов по подгруппам, моделирование, мнемотехника) Посмотрите пожалуйста на слайд.

В каждом возрасте создаются свои предпосылки для развития монологической речи.  

Какие характерны для детей раннего возраста?                             - детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткое рассказы и сказки,

- повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.

- в 2  - 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.            

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. 

-  детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, - рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»).

- детей постепенно подводятся к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок.

- воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).                          

 В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет. («Как-то раз … собрались звери на полянке. Стали они…  Вдруг … Взяли звери … И тогда …»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.                                                                                           В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передовая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать время и место действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описание игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.                                         

В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием  разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.  

Следующая форма это – ДИАЛОГ. Слайд № 11 на слайде представлены группы диалогических умений.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Сейчас мне хотелось бы подробнее остановиться на наиболее часто используемом  методе диалогической речи – БЕСЕДА. Слайд № 12

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

 Выделила три типа бесед:

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности, предваряющая получение новых знаний. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим, увидим, проверим»).

2. Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта (предварительная). Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. . Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

3. Беседа заключительная (обобщающая), уточняющая и расширяющая опыт  детей. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения

Структурные компоненты беседы: Слайд № 13

  1. Начало Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.

  1. Основная часть Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок
  2. Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы

Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Слайд № 14

Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками

Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать

Правила речи воспитателя: Слайд № 15

- Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);

- Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям );

- Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Надо всегда помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем.

Речь не передается по наследству.

Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих!

 

  

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...