Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР «Звук и буква «А»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Занятие способствует воспитанию у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям. Цель занятия - четко произносить и выделять в словах звук "А", знакомство с буквой "А".

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Конспект логопедического занятия в подготовительной группе

                                  детского сада для детей с ОНР

                                      Тема: «Звук и буква «А»

Цель:

- четкое произношение звука «а»;

- учить выделять звук «а» в словах;

- выделять слова со звуком «а»;

- знакомство с буквой «а»;

- закрепление понятий «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

- закреплять умение составлять предложения с заданным словом;

- развивать двигательную активность, правильную осанку, общую и мелкую моторику;

- воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям;

Оборудование:

план – схема,

доска с плакатом,

аудиозапись с пением птиц,

кукла Аня в красном платье;

красный, синий, зеленый квадраты;

цветные фишки для обозначения звуков,

предметные картинки,

схемы с буквой «А»,

корзинка с буквами «А», вырезанными из цветной бумаги;

разноцветные веревочки,

шарики из картона, фломастеры,

Ход занятия:

1.Организационный момент: приветствие,  упражнение «Проснулись».

Логопед:

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и с новой буквой.

Вбегает Незнайка.

Незнайка:

- А ничего у вас не получится! Ха – ха – ха! Я побывал  в городе Азбуке и спрятал одну букву. И если вы хотите её найти, должны выполнить правильно все мои задания!

Отдает план – схему с заданием логопеду.

Логопед:

- Ребята, спасём букву и поможем ей вернуться в город Азбуку? Давайте найдем её! Посмотрим, что оставил нам Незнайка.

Рассматривают план – схему:

- Стрелки указывают путь, движемся к первому пункту.

2. Игра «Что такое звук?»

Логопед:

- Куда мы попали?

Дети:

- В рощу.

Подходят к дереву. Здесь стоит доска с плакатом. Раздается пение птиц (аудиозапись).

Логопед:

- Дети, вы узнали этот звук?

Дети:

- Это пение птиц.

Логопед:

- Скажите, пожалуйста, вы сейчас увидели птиц?

Дети:

- Нет.

Логопед зачеркивает на плакате изображение глаза.

Логопед:

- А мы потрогали птиц?

Дети:

- Нет.

Логопед зачеркивает изображение руки.

Логопед:

- Для того чтобы понять, что это поет птица, нам нужно её понюхать?

Дети:

- Нет.

Логопед зачеркивает изображение носа.

Логопед:

- Что же надо сделать, чтобы понять, что это поет птица?

Дети:

- Услышать.

Логопед:

- Правильно, поэтому на плакате остается изображение  уха.

Логопед:

- Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой – либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук?

Дети:

- Его надо произнести.

Логопед рисует губы.

Логопед:

- Значит, что такое звук?

Дети:

- Это то, что мы можем услышать и произнести.

Логопед:

- Молодцы, ребята! Посмотрим, куда нам нужно двигаться дальше.

3. Фонетическая зарядка «Больной».

Дети:

- Мы пришли к кукле Ане.

Логопед:

- Дети, что же случилось с Аней? Почему она грустная?

Дети:

- Аня заболела.

Логопед:

- А какой звук произносят больные, когда доктор осматривает их горло?
Дети:

- А! (четко артикулируют).

Логопед:

- Ребята, Аня говорит, что ей грустно. Давайте покажем Ане, как мы её любим, придумаем, как еще можно называть её?

Дети:

- Анечка, Анюта, Анна, Анютка.

Логопед:

- Какой первый звук мы услышим в имени?

Дети:

- Звук «а»

Логопед:

- Давайте все вместе  произнесем звук «а».

- А сейчас только девочки. Только мальчики.

- Дима, произнеси звук «а» весело, а ты, Катя, грустно. Миша, произнеси звук «а» тихо, Наташа – с удивлением.

Логопед:

- Молодцы, ребята. Догадались, какой звук и какую букву мы будем искать?

Дети:

- Мы будем искать звук и букву «А».

Логопед:

- Скажите, а какой звук «а» и почему?

Ребенок:

- Звук «а» - гласный, т.к. его можно петь и тянуть. Когда мы его произносим, воздушная струя выходит свободно.

Логопед:

- Ребята, в платье какого цвета нас встречает Аня?

Дети:

- Красного.

Логопед:

- Гласные звуки живут в красных домиках, поэтому «а» поселили в красный домик (поднять красный квадрат).

4. Игра «поймай звук» - развитие слухового внимания.

 

Логопед:

- Ребята, сейчас я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «а»: а ,и, ы, э, о ,у, а, и, у, э, а, и

(Сначала упражнение проводится без экрана, затем с экраном)

Логопед:

- А сейчас я буду произносить слоги, и вы хлопните в ладоши, когда услышите в слоге звук «а»:  ма, то, пу, ры, мо, ла

5. Логопед:

- Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, куда нам нужно отправляться?

На схеме – изображение корабля.

Логопед:

- Вам нужны билеты. Пожалуйста, выберите картинки, в названии которых  есть звук «а». Дети выбирают картинки, называют их и проходят на корабль.

Логопед:

- Чтобы скорее добраться до острова, давайте составим предложения!

 Дети составляют предложения со словами (изображения на картинках).

6. Игра «Внимательные ушки»

Логопед:

- Ребята, пока мы плывем на корабле, прослушайте стихи и назовите слова со звуком «а», которые вы услышали:

У Аграфены и Арины растут георгины,

А у Ани и Аси растут апельсины.

Астроном, адвокат и один альпинист,

Архитектор, аптекарь и даже артист

Сели однажды на карусели.

Не удержались и вниз полетели:

Аптекарь, артист, акробат, астроном.

Кто из них вам еще не был знаком?

Логопед:

- Давайте обозначим фишками каждый звук в слове АРТИСТ.

7. Игра «Живые звуки».

- какой первый звук?

- какой второй звук?

- сколько всего звуков?

- сколько букв?

- назовите гласный звук;

- назовите согласный звук.

8. Логопед:

- Наш корабль причалил к пристани города Азбука. Но на этом наши испытания не закончились, самое сложное Незнайка оставил напоследок.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, кто нас встречает на берегу? Кто эта птица с красными ногами и красным клювом?

Дети:

-Аист.

Логопед:

- А-а-а-ист (выделить интонацией звук «а»). Какой первый звук слышим в слове?

 

Дети:

- Звук «а».

Физминутка.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.  (машем руками)

Топни правою ногой

Топни левою ногой

Шагните левою ногой

И придёте вы домой.   (ходьба на месте, высоко поднимая ноги)

 

Логопед:

- Молодцы, ребята. Садитесь. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу.

9. Знакомство с буквой «А».

 Логопед:

- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились хорошо! Давайте позовем Незнайку.

Логопед:

- Незнайка, ты где?

Выходит Незнайка и выносит корзинку с буквой «А» и шариками из картона.

Незнайка:

- Какие вы, ребята, умные и смекалистые! Хорошо справились с моими заданиями. Так и быть, возвращаю вам букву «А» (отдает корзинку с буквой А).

Логопед:

- Дети, звук «а» мы слышим и произносим, а чем же мы обозначаем его?

Дети:

- Буквой «А».

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок,

Ты эту букву знаешь, а?

Перед тобою буква «А».

Задания:

  1. рассматривание большой и маленькой буквы «А»;
  2. на что похожа?
  3. написать пальчиками в воздухе;
  4. выложить из веревочек;
  5. печатные буквы в шариках (фломастером)

Логопед:

Чудный остров посетили,

И с Незнайкой подружили.

А сейчас опять нам нужно

В детский сад вернуться дружно!

10. Итог.

Логопед:

- Молодцы! Ребята, какую букву мы спасали?

- Что такое буква?

- Что такое звук?

- Какие задания вам понравились?

Логопед и Незнайка хвалят детей. Незнайка дарит детям букву «А», вырезанную из цветной бумаги.

Использованная литература:

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005

2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. -  СПб.: Издательство «Лань», 1999

3. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.

На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...

Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий

Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий  Тема:  «Пушистый урок» Задачи:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе детского сада

Тема: "Насекомые". Логопедическая цель: "Автоматизация звука [ж] в словах". Логопедическая тема: "Путешествие весёлого жука"....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...

конспект развивающего занятия в подготовительной группе детского сада "Прогулка с буквами"

Занятие из  психологическойй программы по профилактике школьной дезадаптации для детей подготовительной группы детского сада...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему : «Звуки и буквы П,Т,К. Повторение »

Закрепление зрительных образов звуков и навыков правильного произношения звуков П,Т,К; формирование умения выделять согласные звуки П,Т,К  в начале слова. Формирование навыков звукового анализа и...