Конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР «Звук и буква «А»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Занятие способствует воспитанию у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям. Цель занятия - четко произносить и выделять в словах звук "А", знакомство с буквой "А".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
детского сада для детей с ОНР
Тема: «Звук и буква «А»
Цель:
- четкое произношение звука «а»;
- учить выделять звук «а» в словах;
- выделять слова со звуком «а»;
- знакомство с буквой «а»;
- закрепление понятий «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- закреплять умение составлять предложения с заданным словом;
- развивать двигательную активность, правильную осанку, общую и мелкую моторику;
- воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям;
Оборудование:
план – схема,
доска с плакатом,
аудиозапись с пением птиц,
кукла Аня в красном платье;
красный, синий, зеленый квадраты;
цветные фишки для обозначения звуков,
предметные картинки,
схемы с буквой «А»,
корзинка с буквами «А», вырезанными из цветной бумаги;
разноцветные веревочки,
шарики из картона, фломастеры,
Ход занятия:
1.Организационный момент: приветствие, упражнение «Проснулись».
Логопед:
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и с новой буквой.
Вбегает Незнайка.
Незнайка:
- А ничего у вас не получится! Ха – ха – ха! Я побывал в городе Азбуке и спрятал одну букву. И если вы хотите её найти, должны выполнить правильно все мои задания!
Отдает план – схему с заданием логопеду.
Логопед:
- Ребята, спасём букву и поможем ей вернуться в город Азбуку? Давайте найдем её! Посмотрим, что оставил нам Незнайка.
Рассматривают план – схему:
- Стрелки указывают путь, движемся к первому пункту.
2. Игра «Что такое звук?»
Логопед:
- Куда мы попали?
Дети:
- В рощу.
Подходят к дереву. Здесь стоит доска с плакатом. Раздается пение птиц (аудиозапись).
Логопед:
- Дети, вы узнали этот звук?
Дети:
- Это пение птиц.
Логопед:
- Скажите, пожалуйста, вы сейчас увидели птиц?
Дети:
- Нет.
Логопед зачеркивает на плакате изображение глаза.
Логопед:
- А мы потрогали птиц?
Дети:
- Нет.
Логопед зачеркивает изображение руки.
Логопед:
- Для того чтобы понять, что это поет птица, нам нужно её понюхать?
Дети:
- Нет.
Логопед зачеркивает изображение носа.
Логопед:
- Что же надо сделать, чтобы понять, что это поет птица?
Дети:
- Услышать.
Логопед:
- Правильно, поэтому на плакате остается изображение уха.
Логопед:
- Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой – либо звук, нам не надо видеть этот предмет или явление, и сам звук мы не можем увидеть, потрогать, понюхать. Мы можем его только услышать. А что должен сделать человек, чтобы появился звук?
Дети:
- Его надо произнести.
Логопед рисует губы.
Логопед:
- Значит, что такое звук?
Дети:
- Это то, что мы можем услышать и произнести.
Логопед:
- Молодцы, ребята! Посмотрим, куда нам нужно двигаться дальше.
3. Фонетическая зарядка «Больной».
Дети:
- Мы пришли к кукле Ане.
Логопед:
- Дети, что же случилось с Аней? Почему она грустная?
Дети:
- Аня заболела.
Логопед:
- А какой звук произносят больные, когда доктор осматривает их горло?
Дети:
- А! (четко артикулируют).
Логопед:
- Ребята, Аня говорит, что ей грустно. Давайте покажем Ане, как мы её любим, придумаем, как еще можно называть её?
Дети:
- Анечка, Анюта, Анна, Анютка.
Логопед:
- Какой первый звук мы услышим в имени?
Дети:
- Звук «а»
Логопед:
- Давайте все вместе произнесем звук «а».
- А сейчас только девочки. Только мальчики.
- Дима, произнеси звук «а» весело, а ты, Катя, грустно. Миша, произнеси звук «а» тихо, Наташа – с удивлением.
Логопед:
- Молодцы, ребята. Догадались, какой звук и какую букву мы будем искать?
Дети:
- Мы будем искать звук и букву «А».
Логопед:
- Скажите, а какой звук «а» и почему?
Ребенок:
- Звук «а» - гласный, т.к. его можно петь и тянуть. Когда мы его произносим, воздушная струя выходит свободно.
Логопед:
- Ребята, в платье какого цвета нас встречает Аня?
Дети:
- Красного.
Логопед:
- Гласные звуки живут в красных домиках, поэтому «а» поселили в красный домик (поднять красный квадрат).
4. Игра «поймай звук» - развитие слухового внимания.
Логопед:
- Ребята, сейчас я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «а»: а ,и, ы, э, о ,у, а, и, у, э, а, и
(Сначала упражнение проводится без экрана, затем с экраном)
Логопед:
- А сейчас я буду произносить слоги, и вы хлопните в ладоши, когда услышите в слоге звук «а»: ма, то, пу, ры, мо, ла
5. Логопед:
- Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, куда нам нужно отправляться?
На схеме – изображение корабля.
Логопед:
- Вам нужны билеты. Пожалуйста, выберите картинки, в названии которых есть звук «а». Дети выбирают картинки, называют их и проходят на корабль.
Логопед:
- Чтобы скорее добраться до острова, давайте составим предложения!
Дети составляют предложения со словами (изображения на картинках).
6. Игра «Внимательные ушки»
Логопед:
- Ребята, пока мы плывем на корабле, прослушайте стихи и назовите слова со звуком «а», которые вы услышали:
У Аграфены и Арины растут георгины,
А у Ани и Аси растут апельсины.
Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?
Логопед:
- Давайте обозначим фишками каждый звук в слове АРТИСТ.
7. Игра «Живые звуки».
- какой первый звук?
- какой второй звук?
- сколько всего звуков?
- сколько букв?
- назовите гласный звук;
- назовите согласный звук.
8. Логопед:
- Наш корабль причалил к пристани города Азбука. Но на этом наши испытания не закончились, самое сложное Незнайка оставил напоследок.
Логопед:
- Ребята, посмотрите, кто нас встречает на берегу? Кто эта птица с красными ногами и красным клювом?
Дети:
-Аист.
Логопед:
- А-а-а-ист (выделить интонацией звук «а»). Какой первый звук слышим в слове?
Дети:
- Звук «а».
Физминутка.
Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу. (машем руками)
Топни правою ногой
Топни левою ногой
Шагните левою ногой
И придёте вы домой. (ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
Логопед:
- Молодцы, ребята. Садитесь. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу.
9. Знакомство с буквой «А».
Логопед:
- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились хорошо! Давайте позовем Незнайку.
Логопед:
- Незнайка, ты где?
Выходит Незнайка и выносит корзинку с буквой «А» и шариками из картона.
Незнайка:
- Какие вы, ребята, умные и смекалистые! Хорошо справились с моими заданиями. Так и быть, возвращаю вам букву «А» (отдает корзинку с буквой А).
Логопед:
- Дети, звук «а» мы слышим и произносим, а чем же мы обозначаем его?
Дети:
- Буквой «А».
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква «А».
Задания:
- рассматривание большой и маленькой буквы «А»;
- на что похожа?
- написать пальчиками в воздухе;
- выложить из веревочек;
- печатные буквы в шариках (фломастером)
Логопед:
Чудный остров посетили,
И с Незнайкой подружили.
А сейчас опять нам нужно
В детский сад вернуться дружно!
10. Итог.
Логопед:
- Молодцы! Ребята, какую букву мы спасали?
- Что такое буква?
- Что такое звук?
- Какие задания вам понравились?
Логопед и Незнайка хвалят детей. Незнайка дарит детям букву «А», вырезанную из цветной бумаги.
Использованная литература:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2005
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. - СПб.: Издательство «Лань», 1999
3. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в средней группе детского сада. Звук и буква О.
На логопедическом занятии дети знакомятся со звуком и буквой О. Формируется понятие о «гласных звуках». Упражняются в четком произнесении звука О изолированно, в словах, в предложениях. Развиваю...
Конспект интегрированного логопедического занятия в подготовительной группе детского сада с применением здоровьесберегающих технологий
Конспект интегрированного логопедического занятияв подготовительной группе детского садас применением здоровьесберегающих технологий Тема: «Пушистый урок» Задачи:·...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе детского сада
Тема: "Насекомые". Логопедическая цель: "Автоматизация звука [ж] в словах". Логопедическая тема: "Путешествие весёлого жука"....
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему: "Дифференциация звуков и букв п-б"
Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти ...
конспект развивающего занятия в подготовительной группе детского сада "Прогулка с буквами"
Занятие из психологическойй программы по профилактике школьной дезадаптации для детей подготовительной группы детского сада...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детского сада на тему : «Звуки и буквы П,Т,К. Повторение »
Закрепление зрительных образов звуков и навыков правильного произношения звуков П,Т,К; формирование умения выделять согласные звуки П,Т,К в начале слова. Формирование навыков звукового анализа и...