Развитие речи дошкольников через ситуации общения
учебно-методический материал по развитию речи на тему
В материале представлины игры для развития речи детей в игровых ситуациях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zazvitie_rechi_detey_cherez_situatsii_obshcheniya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников через ситуации общения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в самостоятельную образовательную область и включает в себя следующие компоненты:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в качестве первого компонента речевого развития указано «владение речью как средством общения» Почему это так? Если мы посмотрим на само определение речи, то всё встанет на свои места. Согласно словарю, речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Из этого определения следует то, что речь и общение тесно связаны между собой, речь человека формируется и развивается в общении с другими людьми.
Сегодня мне хотелось бы познакомить Вас с тем как, развивать речь дошкольников через ситуации общения. Ситуация общения – это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использование освоенных детьми речевых категорий. Мы поговорим о специально планируемых ситуациях общения которыми в отношении к дошкольникам являются …. различные игры. Поэтому сегодня я познакомлю вас с некоторыми речевыми играми, которые можно использовать как на занятиях так и вне их.
Начнём мы с игры «Доскажи словечко» . Вариантов этой игры много. Взрослый называет ребенку словосочетания, предложения или загадки делая паузы в тех местах где нужно добавить слово. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу. Предлагаю вашему вниманию такую игру на тему «Домашние животные»
«Жили у бабуси» (автор стихотворных строк неизвестен)
В деревушке у опушки
Бабушка живет в избушке.
Вместе с нею там живет
Полосатый Васька-…
Кот мяукает, мурлычет,
Всем он очень симпатичен,
Но поймать его за хвост
Очень хочет старый …
Службу пес несет исправно,
Во дворе он самый главный.
Пес следит из новой будки,
Как в пруду ныряют …
Утки маленьких утят,
Научить всему хотят.
К кряканью давно привык
Толстый и сердитый …
Рогом бык плетень бодает,
Тот от этого страдает.
Возмущаться начал вслух,
Вниз слетев с плетня, …
К петуху бегут гурьбою
И кудахчут меж собою
Неразлучные подружки
Наши курочки-…
У несушек круглый год
Много во дворе хлопот,
Но милей всего бабусе
Два ее веселых …
Гуси ходят по дорожке,
Чтоб помыть в канаве ножки
И на мостике у речки
Встретить белую …
У овечки есть соседка,
Лежебока-домоседка.
Лежа в луже у ручья,
Громко хрюкает …
А над свинкою летает
Вороватых птичек стая,
"Эй, ребята, не робей!" -
Прочирикал …
Воробей зерно клюет,
Только песен не поет.
В доме пусто, в доме тишь,
И из норки вышла …
Мышь опять в углу скребется,
Кот не хочет с ней бороться -
Просит молока парного.
Ну, когда ж придет …
За коровой по пятам
Есть резон ходить котам.
Ну, а вкусной шоколадкой
Лучше угостить …
Лошадь очень любит, чтобы
Был за ней уход особый,
Ведь лошадка та родня
Богатырского …
Конь зовет богатырей:
"Приходите поскорей!
И тогда, я не шучу,
На себе вас прокачу!"
«Назови слово похожее по звучанию» Педагог называет слово детям нужно назвать слово похожее по звучанию. В эту игру можно играть на слух, а можно раздать детям картинки, на которых изображены предметы, названия которых похожи по звучанию
- Врач – мяч,
- Значок – крючок,
- Ключи – кирпичи,
- Стол – пол,
- Халат – салат,
- Елка – иголка,
- Белка – стрелка,
- Зайцы – пальцы,
- Яйцо – крыльцо,
- Огурец – продавец,
- Дворец – певец,
- Пирог – творог,
- Ворона – корона,
- Топор – забор,
- Нора – дыра.
Игра «Подходящие слова». Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон! ( )
А теперь не зевайте, слова к слову подбирайте!
Быстрый (быстрая, быстрое, быстрые) - ракета, самолет, тигр, орел, конь, машина.
Сладкие слова – конфеты, торт, пирожное, сахар. Кислые слова – лимон, сок, конфета, ягода. Большой – дом, пакет, грузовик…
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Медленный – человек, черепаха и тд. Мягкие слова - подушка, хлеб, печенье… Задание можно усложнить. Назвать слова подходящие к двум другим (предмет обладает сразу двумя признаками)
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа). Круглый и красный – (арбуз, мяч, яблоко, помидор). Игра «Что внутри». Педагог называет предмет или место, а дети в ответ называют что – то или кого – то, что может быть внутри названного предмета: дом – стол, мама, игрушки… шкаф – платье, свитер, книги… детский сад – игрушки, дети, воспитатели… холодильник – йогурт, молоко, колбаса… нора – лиса, мышка, крот… магазин – продукты, конфеты, сок, игрушки… Игра «Скажи наоборот» Педагог называет слово, дети слово противоположное по значению. Нам с вами пришел черед сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», а вы ответите ... («низко»). Скажу я слово «далеко», а вы ... («близко»). Скажу поднял - вы… опустил, взял - … положил Скажу я слово «потолок», в ответ услышу… («пол»). Скажу я слово «потерял», а вы ... («нашел»)! Скажу вам слово «трус», а вы в ответ ... («храбрец»). Теперь «начало» я скажу — ну, отвечайте же ... («конец»). (автор стихотворных строк неизвестен) Сахар сладкий, а лимон ... Луна видна ночью, а солнце ... Огонь горячий, а лед ... Река широкая, а ручей ... Камень тяжелый, а пух ...
«Что больше? Что меньше?» Педагог ставит перед детьми задачу: «я буду называть кого- нибудь или что – нибудь, а вы назовёте предмет или живое существо, которое больше по размеру (или меньше). Муравей - …, кошка- … , карандаш - …, книга - …, стол - … Игра «Волшебная палочка». Для игры необходимы предметные картинки или игрушки и «волшебная палочка» Предложите детям по очереди взмахнуть палочкой и «уменьшить» какой – то предмет, назвав его ласково ( образование уменьшительно – ласкательной формы), или увеличить предмет до огромных размеров (домище, конфетища).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...
План по самообразованию на 2016-2021 г.г по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой»
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного по...
Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»
В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...
Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...
План рабочей программы бесплатного кружка по теме: «Развитие речи дошкольников через общение с природой посредством аппликации»
Направленность программы - художественно-эстетическое развитиеИзобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художес...
Консультация для педагогов. Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия.
Современная практика организации работы по развитию речи дошкольников через развитие межполушарного взаимодействия....