ПРОЕКТ по профориентации воспитанников II младшей группы №4 в летний период «Путешествие в страну профессий»
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбинированного вида № 7"
ПРОЕКТ
по профориентации воспитанников
II младшей группы №4
в летний период
«Путешествие в страну профессий»
Руководитель проекта:
Воспитатель:
Рукавицына В.В.
г. Курск
2018
Паспорт проекта
Наименование проекта | « Где родился, там и пригодился» |
Категории участников проекта | Воспитанники МБДОУ, педагоги, родители, социальные партнеры |
Цели проекта | Создание максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и профессионально-ориентированной развивающей среды, направленной на развитие задатков и реализацию способностей дошкольников в разных сферах деятельности в процессе организации профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении через «погружение» в реальные практические ситуации |
Задачи проекта | -развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда; - формировать представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; -развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых; -формировать обобщенные представления о структуре трудового процесса, -воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда; -формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия |
Срок реализации | Май – август 2018г. |
Этапы реализации | 1 организационный этап (май)– Цель: подготовка условий профориентационной работы Задачи: 1. изучить нормативную базу. 2. разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации воспитанников. 3. проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы 5. составление плана по реализации проекта 2 практический этап (июнь-август) - запуск реализации проекта: -проведения мониторинга в целях определения эффективности проекта (на начало, промежуточный мониторинг); Задачи: 1.Отработать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2.Обогащать содержание профпросвещения. 3. Расширять и укреплять связи и отношения детского дома с учреждениями города. 6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности. 7. Проводить мониторинг реализации проекта. 8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города. 3 заключительный этап (август) – обобщение опыта работы на пед.совете; Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1.Обобщить результаты работы, дать анализ проектной деятельности. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3. Планирование перспективы работы с учётом полученных результатов на следующий период. |
Модули | 1.Июнь - «Знакомство с профессиями детского сада» Цель и задачи модуля Цель: Знакомство детей с профессиями взрослых, работающих в детском саду Задачи: учить детей наблюдать за работой взрослых; развивать интерес к профессиональной деятельности; воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться. 2.Июль - «Кем работают родители». Цель и задачи модуля Цель: Знакомство детей с профессиями родителей. Задачи: познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с результатами труда взрослых, оборудованием, инструментами, необходимыми для работ людям, работающим в разных сферах; развивать любознательность и интерес к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать положительное отношение и уважение к труду взрослых. 3.Август - «Знакомство с профессиями родного поселка Хор» Цель: Обогащение представлений детей о труде взрослых и роли труда в жизни каждого человека Задачи: формировать способность представлять и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий; расширять знания детей о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда взрослых, работающих в разных сферах; развивать любознательность и интерес к профессиональной деятельности взрослых в родном селе; воспитывать положительное отношение и уважение к труду взрослых. |
Мастерские | 1. Июнь- «Библиотечный центр» включает в себя подбор библиотечных центров по разным разделам: 1.Времена года 2.Все профессии важны 3.В мире сказок 4. Выставки по произведениям Маршака и т.д. 2. Июль-Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих на Хору, Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т.д. 3. Август - Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС, медицинскими работниками и т.д. игровыми центрами в группах. |
Ожидаемые конечные результаты | 1.Формы планирования ознакомления дошкольников с профессиями в рамках тематических комплексов; 2.Пополнение предметно-развивающей профессионально-ориентированной среды; 3.Сформированность интегративных качеств личности старших дошкольников; 4.Диагностика трудовых умений в разных видах детской деятельности; 5.Разработка научно-методического сопровождения (конспекты, проекты, методическая литература, мультимедийные презентации и т. д.); 6.Включенность родителей в образовательный процесс |
Пояснительная записка.
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду;
оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»
К.Д. Ушинский.
В соответствии с ФГОСДО трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через область «Социально-коммуникативное развитие». Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В п.3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
Труд должен радовать ребёнка, и наша задача - развить это чувство у маленьких детишек. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т.к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Цель проекта:
Создание максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы и профессионально-ориентированной развивающей среды, направленной на развитие задатков и реализацию способностей дошкольников в разных сферах деятельности в процессе организации профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении через «погружение» в реальные практические ситуации
Задачи:
- создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда;
-формировать представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
-развивать познавательную активность, интерес к профессиям взрослых;
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда
-формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия
Принципы:
-свободного выражения своего мнения;
-взаимоуважения;
-доверительности;
-обратной связи;
-безоценочности.
Место проведения занятий: группа, диагностические центры, библиотека, детский сад.
Продолжительность проекта: май-август
Методы:
Беседы;
психодиагностические методы исследования личности;
методы социально-психологического тренинга:
дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем,
метод анализа конкретных ситуаций,
учебно-игровая деятельность.
Результат:
1.Формы планирования ознакомления дошкольников с профессиями в рамках тематических комплексов;
2.Пополнение предметно-развивающей профессионально-ориентированной среды;
3.Дальнейшая работа с социальными партнерами;
4.Диагностика трудовых умений в разных видах детской деятельности;
5.Разработка научно-методического сопровождения (конспекты, проекты, методическая литература, мультимедийные презентации и т. д.)
6.Включенность родителей в образовательный процесс.
Месяц | Профессии | Дни проведения | Мероприятия |
Июнь «Знакомство с профессиями детского сада» | Мед.сестра, повар, дворник, кастелянша. | 13-15июня 18-20 июня 21-25 июня 26-29июня | 1.Знакомство с профессией медсестра -Экскурсия в медицинский кабинет. -Рассказ медсестры о своей профессии, ее важности и необходимости в детском саду. -Показ «предметов – помощников». -Беседа «Если ты заболел» -Дид. игры : «Что должно быть в аптечке» -Сюжетно-ролевая игра «Больница», -Чтение художественной литературы ---А.Барто « Мы с Тамарой», К.Чуковский«Айболит» -Конструирование «Больница для кукол» -Рисование «Пилюли для Мишки» -Лепка «Градусник». -П/и «Найди себе пару», «Доктор Айболит» -Экспер.: Измерить температуру у нескольких детей. 2.Знакомство с профессией повар -Экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами.Рассматривание посуды на кухне. -Рассматривание предметов – помощников : мясорубка, дуршлаг,половник. -Лепка «Угощение для куклы» -Аппликация «Консервируем овощи» -Рисование «Овощи и фрукты» -Дид.игры : «Угадай на вкус» -Чтение художественной литературы :О.Емельянова «Повар» В.Мирясова «Стихотворение про повара», -Настольно – печатная игра «Кем быть?» -Приготовление детьми салата из фруктов, овощей. -П/и «Береги предмет», «Пекарь». -Экспер. «Тонет не тонет с яйцом» 3. Знакомство с профессией дворник -Беседа «Труд дворника». -Рассматривание иллюстраций «Труд дворника в разное время года» -Наблюдение за работой дворника во время прогулоки. -Знакомство с рабочим инвентарем дворника, его назначением -Дид.игры : «Рабочие инструменты дворника» -Аппликация «Лопата и грабли для дворника» -Чтение художественной литературы С.Севрикова «Про дворника», Лика Разумова «Дворник» -Пословицы и поговорки о труде. -П/и «По ровненькой дорожке», «Вороны и воробьи», «Клеевой дождик» -Чтение художественной литературы:П.Синявский «Кастелянша» -П/и «Постираем кукле платье», «Иголочка и ниточка». -Экспер. «Мыльные пузыри своими руками». |
Июль «Кем работают родители». | Полицейский, ветеринар, водитель, парикмахер, военный. | 2-6 июля 9-13 июля 16-19 июля 20-25 июля 26-31 июля | 1. Знакомство с профессией полицейский. -Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа милиционер» -Встреча с родителем, представителем профессии полицейский. -Раскрашивание картинки с изображением полицейского. -Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с профессией кинолог» -Д/и «Профессии» -Просмотр мультфильма «Фиксики. Служебные собаки» -Лепка «Собака» -П/и «Лохматый пес», «Найди платок» -Экспер. «Шпионские чернила». 2.Знакомство с профессией ветеринар. –Беседа «Ветеринар» - Просмотр видеоролика «Прием в ветеринарной клинике»; -Чтение художественной литературы К.Чуковский «Айболит»;Н.Носов «Дружок» А. Барто «Ветеринарный врач» -Рисование «Мое любимое животное» -Работа в технике квиллинг «Морковка – для кролика -Раскраска о животных. -Рассматривание иллюстраций к сказке К.Чуковского «Доктор Айболит» -С/р игра «В ветлечебнице». Просмотр мультфильма «Свинка Пеппа. Больница» -П/и «Лиса и куры», «Воробушки и кот». 3. Знакомство с профессией водитель -Беседа с детьми о профессии водитель. -Чтение рассказов по теме «Машины на нашей улице» М. Ильин, Е. Сегал -Конструирование: «Макет дороги», -Дидактические и сюжетно-ролевые игры «С Хрюшей через дорогу», «Автомобили». -Повторение правил дорожного движения. -Просмотр мультипликационных фильмов «Город тачек». -Игры в лепбуке -П/и «Воробушки и автомобиль», «Разноцветные автомобили». -Экспер. «Эксперименты с песком». 4. Знакомство с профессией парикмахер -Приглашение парикмахера, беседа с ним; -Мастер - класс «Прическа на праздник для девочки» от родителей; -Д/игры: «Сделай прическу кукле», «Четвертый лишний», «Найди пару». -Конкурс «Лучшая прическа»; -Сюжетно-ролевая игра: «Парикмахерская». -П/и «Найди и промолчи» -Экспер. «С косичками», «рассмотреть волос в увеличительное стекло». 5. Знакомство с профессией военный -Беседы: «Что надо уметь солдату», -Отгадывание загадок. -Пальчиковые игры: «Вертолеты», «Солдаты» -Чтение: Бегунова «От кольчуги до мундира» Карнаухова «Русские богатыри» Барто «На заставе» Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» -Д/игры «Почини военную технику», «Что делают солдаты»; -Сюжетно-ролевые игры: «Моряки» -Рисование «Военная техника», «Солдат на посту», -Лепка «На аэродроме» -П/и «Самолеты», «Шагаем как солдаты». |
Август «Знакомство с профессиями родного поселка | Пожарный, пекарь, библиотекарь, эколог, швея | 1-7 августа 8-13 августа 14-17 августа 20-24 августа 27-31 августа | 1 Познакомить с профессией пожарный -Беседа «Пожарный» -Рассматривание иллюстраций по теме - Чтение песенки пожарного, - Дидактическая игра « Если возник пожар»; - Аппликация «Пожарный щит» -Спортивное соревнование между мальчиками и девочками «Я пожарный» -П/и «Кто быстрее», «Пожарные на учении». -Экспер. «С бумагой ». 2. Познакомить с профессией пекарь -Беседы «Кто такой пекарь?» - Презентация «Как хлеб пекут» -Обсуждение пословиц: «Плох обед, коли хлеба нет», «Хлеб всему голова», «Хлеб - батюшка, водица – матушка», «Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат», «Хочешь есть калачи – не лежи на печи! » -Загадки о хлебе, поле, комбайне, зерне. -Чтение:А.Мирзаев «Растите хлеб», «Хлеба растут», «Свежий хлеб».А Симонов «Легенда о Бородинском хлебе»Т.Шорыгина «Он не падает к нам с неба…» -Пальчиковые игры «Колосок», «Месим тесто», «Пироги» -Д/игры «Родственные слова» ( к слову хлеб), «Какой бывает хлеб?» -Лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны…» -П/и «Съедобное, не съедобное», «палочка-выручалочка» -Экспер. «С соленым тестом». 3.Знакомство с профессией библиотекарь -Беседа«Что такое библиотека?» -Экскурсия в библиотеку детского сада Чтение худ. Литературы: -Т.Шорыгина «Библиотекарь» -Носов «Замазка» -Успенский «Дядя Федор, пес и кот» -Словесные игры «Кто где живет», «Большой – маленький» -Загадки «Отгадай героя сказки» -Составление рассказа из личного опыта «Как мы в библиотеку ходили» -П/игры «Найди пару», «Найди свою книжку», «Беги к своей сказке». Д/игры: «Собери сказку», «Из какой сказки герой?», домино «Любимые сказки» -Изготовление закладок для книжек. Экспер. «Рассматривание электр. Книги и простой», «Рассматривание книг увеличительным стеклом». 4.Знакомство с профессией эколог Беседы «Кто такой эколог?», «О правилах поведения в лесу» Дидактические игры « Бывает – не бывает», «Зеленая аптека - Рисование «В лесу» -Рассматривание картин и иллюстраций - Чтение художественной литературы В. Бианки. Экурсия в экологическую комнату д/с. -Экскурсия по экологической тропе д/с. -Изготовление буклетов о загрязнении окружающей среды. П/и «Цветы», «Земля, вода, воздух» Экспер. «Солнце высушивает предметы», «Воздух невидим», «Уличные тени». 5. Знакомство с профессией швея -Беседы: «О разных тканях», «О чем рассказала швейная машинка». -Пальчиковые игры: «Наперсток», «Платье» -Речевые игры «Смысловые парочки», «Четвертый лишний» -Сюжетно-ролевая игра «Ателье» -Д/игра: «Кому что нужно для работы», «Найди два одинаковых инструмента» -Чтение:В.Вежливцева «Сказ про швею и влюбленного царя. -Г.Х.Андерсен «Новое платье короля» -П/игра «Куда иголочка, туда и ниточка» -Аппликация «Украсим платье» -Экспер. «Рассматривание тканей» |
Заключение
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду, здоровому образу жизни.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Список литературы.
Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»)
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008
Беседы с дошкольниками о профессиях / Т.В. Потапова. — М.: Сфера, 2005
Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2–7 лет / Т. С.Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. /
З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Путешествие в страну здоровья"
В моем конспекте показана интегрированная образовательная деятельность и описаны здоровьесберегающие технологии....
Конспект открытого занятия с детьми и родителями младшей группы Тема: «Спасение семьи рыбок. Путешествие в страну сенсорику»
Цель: Формировать представления детей о семье и членах семьи. Развивать у детей все сенсорные каналы восприятия и органы чувств...
Перспективный план вечеров досуга 2-ой младшей группы «Ромашка» на летний период 2015 г.
Перспективный план вечеров досуга 2-ой младшей группы «Ромашка» на летний период 2015 г....
Познавательно- исследовательский проект педагогов и воспитанников второй младшей группы "Камешки, ракушки".
Данный проект включает в себя информационную карту, в которой содержатся: цель, задачи, актуальность, этапы, ожидаемые результаты и продукты проекта.Проект направлен на познавательное и эк...
Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе "В гости к Смешарикам. Путешествие в страну Здоровья".
Конспнект оод по формированию основ здорового образа жизни содержит различнуе виды оздоровительной гимнастики, дидактическую игру, загадки....
Конспект занятия по театрализованной деятельности для детей младшей группы (3-6 лет) Тема: «Путешествие в страну Игралию»
Цели:- развивать интерес к театрально – игровой деятельности;- развивать коммуникативные особенности ребёнка средствами театрализованной деятельности;- воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелатель...
Конспект СООД по ФЦКМ в средней группе с использованием игровых технологий «Путешествие в страну профессий»
laquo;Путешествие в страну профессий»...