Проект «Литературный сундучок»
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Мандеш Любовь Ивановна

Проект «Литературный сундучок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_literaturnyy_sunduchok_starshaya_gruppa.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Литературный сундучок»

(старший дошкольный возраст)

Тип проекта: информационно - познавательный, творческий.

Участники проекта: дети, их родители, воспитатели группы, транспортная библиотека, музыкальный руководитель, педагог английского языка, педагоги по хореографическим танцам.

Сроки реализации проекта: долгосрочный, годовой.  Сроки реализации: 01.10.2015 г -25.08. 2016 г.

Цель:  создать условия для формирования познавательной функции речи старших дошкольников через освоение литературной культуры.

Задачи проекта:

- способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения;

- развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов;

- совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе;

- формировать умение выражать свои отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации);

- воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

1 этап. Предварительная работа:

• Изучение и подбор литературы, для реализации проекта.

• Изготовление  информационных папок-передвижек и буклетов для родителей.

• Договорённость с детской библиотекой, о совместном проведении проекта.

• На родительском собрании объявили родителям о начале проекта «Литературный сундучок».

• Проведение анкетирования для родителей: «Почитаем детям», «Художественная литература дома».

• Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему: «Любимая книга моего детства».

2 этап. Реализация проекта:

Реализация проекта началась с общение на тему: «Откуда пришла книга», беседы: «Бережное отношение к книгам». После рассматривание книг в группе, пришли к выводу, чтобы продлить жизнь состарившимся книжкам, их нужно починить. Мы организовали сюжетно - ролевую игру «Книжкина больница». Выявив больные книжки, мы организовали мастерскую по ремонту книг, вырезали полоски из бумажного скотча, цветной и белой бумаги, и ими обклеивали рваные и потёртые странички.     Затем познакомились с творчеством баснописца И.А. Крылова и через художественно-эстетическую деятельность «оживили» героев басни «Стрекоза и муравей». В ноябре месяце группе состоялся конкурс лучших чтецов. Детям предлагали выучить стихотворение и выразительно рассказать детям средней группы. Лучшим чтецам было предложено выступить на общем родительском собрании «Таланты наши - для вас, мамы».

На протяжении всего времени реализации проекта стартовал творческий этап проекта. Деткам предлагали взять сундучок с русскими народными сказками «Заяц – хваста», «По щучьему велению» и др. домой, для совместного чтения с родителями. После прочтения нужно было зарисовать понравившийся сюжет сказки. Дети с большой радостью и гордостью брали сундучок домой для совместного с родителями изучения его содержимого. Родители с большой ответственностью и энтузиазмом отнеслись к домашнему заданию. Кто - то из детей самостоятельно рисовали рисунок, кому - то помогали рисовать мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры, а детки самостоятельно раскрашивали героев сюжета. Самое главное, родители с детьми были заняты общим делом и, конечно сотворчество сблизило детей и родителей, и принесло чувство удовлетворения результатами от совместной творческой деятельности. Дети несли свои рисунки в группу, рассказывали, как рисовали, кто помогал, почему выбрали именно этот сюжет. В конечном результате была создана книжка «Наши сказки!», обложку которой изготавливали дети совместно с педагогами на художественно-творческой деятельности.

Для родителей дети показали театрализованное представление по мотивам сказки «Гуси-лебеди», а так же удиви драматизацией сказки «Теремок» на английском языке.

Накануне новогоднего торжества мы беседовали о православном празднике «Рождество Христово», ознакомились с Рождественской историей.

В феврале состоялось спортивное развлечение ко Дню защитника Отечества, деткам были предложены индивидуальные стихи для заучивания наизусть.

В марте заучивали индивидуальные стихи о маме и бабушке к празднику 8 марта.

В течение учебного года мы с детками постоянно читали стихи, рассказы, сказки, беседовали об их содержании, заучивали наизусть, обыгрывали сказки и басни в драматизации и инсценировании. В группе создан богатый уголок театрализации, в котором есть костюмы, шапочки, атрибуты, большое количество театров по разным сказкам.

3 этап. Заключительный:

В апреле состоялась «Литературная викторина» по прочитанным произведениям и сказкам.

В мае, провели итоговое родительское собрание, на котором были подведены итоги творческих работ, лучшие читающие семьи были награждены грамотами и призами. Для родителей детки, выступили с показом инсценировки  р. н. сказки «Теремок» на новый лад (на английском языке), что вызвало бурю радостных эмоций.

         В группе создана книга: «Наши сказки», содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.

План по реализации проекта

Дата

Наименование мероприятия

Цель

Место проведения

Сентябрь, 2015

Согласовать график посещения библиотеки детьми.

Старт проекта «Книжный рюкзачок».

 

Сформировать мобильную библиотечку «Книжный сундучок» для детей.

библиотека

   

Октябрь

Беседы на тему: «Откуда пришла книга?», «Бережное отношение к книгам».

Рассматривание книг в группе.

Сюжетно – ролевая игра «Книжкина больница».

Художественно-творческая деятельность «Обложка для книжки «Наша сказка».

Познакомить детей с процессом изготовления книги, с людьми, которые принимают участие в этом трудоемком процессе.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

 

Выявить, какие книги нуждаются в реставрации.

Организовать мастерскую по ремонту книг.

Научить детей изготавливать обложку для самодельной книжки аппликативным способом, украшать ее ленточками и бусинами.

     Группа «Смешарики»

Ноябрь

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».

  Художественно-эстетическая деятельность (аппликация) «Закладка для книги».

Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка».

Драматизация сказки «Гуси-лебеди»

Конкурс лучших чтецов. Детям предлагали выучить стихотворение и выразительно рассказать их детям средней группы.

Познакомить детей с русской народной сказкой. Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

Научить детей изготавливать своими руками закладку для книги по типу ажурного вырезывания.  

Учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Формировать оценочное отношение к героям сказки.

Цель: формировать устойчивый интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, обогащать коммуникативные способности.

 Учить детей запоминать стихотворение, читать с выражением. Развивать память. Воспитывать интерес к художественной литературе разных жанров.

     Группа «Смешарики»

   Группа «Гномики»

Декабрь

«Почитай-ка с мамой и папой». Деткам предлагалось взять из детского сада сундучок с русскими народными сказками «Заяц - хвастун», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению» и др., домой, для совместного чтения с родителями.

«Нарисуем сказку».

(Рисуем с родителями сюжет знакомых  сказок).

Рассказывание сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

Беседа и рассматривание иллюстраций на тему: «Рождество Христово».

Способствовать возрождению традиции семейного чтения, воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. 

  Побудить родителей к совместному художественному творчеству с детьми. 

Расширить представление о старинном русском быте, формировать умение поддерживать беседу, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Сформировать у детей знания о празднике Рождество Христово, и о его значении, воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, желание делать добрые дела.

Домашняя обстановка

Комната «Сказок»

     Группа «Смешарики»

Январь, 2016

Беседа: «Сказки матушки Гусыни»  (педагог английского языка).

Сказка «Новая репка» (педагог английского языка).

Познакомить детей с коротенькими английскими сказками, побудить к желанию знакомиться с героями английских сказок.  

Понимать на слух элементарную английскую речь в нормальном темпе,  понимать реплики других детей.     

«Комната английский дворик»

Февраль

«Творчество писателя И. А. Крылова».

Знакомство с басней «Стрекоза и муравей»

Художественно-творческая деятельность «Дружба муравья и стрекозы» (лепка).

Обогащать знания детей о творчестве баснописца И. А. Крылове; формировать понимание о литературном термине «басня».

Помочь детям узнать в прочитанном произведении знакомый литературный 
жанр, учить детей определять, в чём заключается мораль
. 

Формировать умение  лепить насекомых (стрекозу и муравья) конструктивным способом, развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом.

     Группа «Смешарики»

Театральная студия

 

    Группа «Смешарики»

Март

День поэзии: «Словечко, словечко, выйди на крылечко» (чтение стихов ко дню 8 Марта).

«Речевой тренинг по русской народной сказке «Царевна – лягушка».

«Колобок» (театрализация сказки с ростовыми куклами).

Дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, совершенствовать художественно – речевые навыки при чтении: громкость, интонационную выразительность. 

Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самостоятельно и с помощью взрослого); воспитывать познавательный интерес; развивать речь, внимание, память. 

Развитие связной речи, расширение кругозора ребёнка дошкольного возраста путём театрализации сказки

Сцена театральной студии

Комната сказок

Музыкальный зал

Апрель

Общение на тему: Загадочный космос и деятельность космонавтов»

Подготовка костюмов и атрибутов к инсценировке сказки «Репка» на английском языке.

Драматизация сказки «Новая репка» (на английском языке).

Обогатить знания детей о космосе и космонавтах.

Побудить у детей и их родителей  желание создавать атрибуты своими руками, воспитывать доброжелательные отношения в процессе совместной творческой работы.

Закрепить знания о содержании сказки, проигрывать роль сказочных героев, ведя диалоги на английском языке.

 Группа «Смешарики»

Комната сказок и домашняя обстановка.

Сцена театральной студии

Май

Сбор материала в самодельную книжку «Наша сказка».

Подведение итогов творческих работ, лучшие читающие семьи будут награждены грамотами и призами.

Сбор творческих работ и мероприятий в памятную книгу «Наша сказка» для показа детям средней группы и родителям.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с дошкольным учреждением.

     Группа «Смешарики»

Сцена театральной студии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Бабушкин сундучок"

Тема: Работа с дошкольниками в системе проектной деятельности.  Художественно - эстетическое развитие в детском саду. Декоративно – прикладное искусство Кубани....

Проект "Бабушкин сундучок"

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Мы практически не посещаем музеи, предметы старины сохранились в едини...

Проект «Книжкин сундучок».

Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть времени у телевизора и ко...

Проект "Кукольный сундучок"

Возвращение народных традиций...

Сказочная викторина "Литературный сундучок!

Викторина прохрдит в форме игры-путешествия по сказкам. Предназначена для детей старшего дошкольного возраста или младшего школьного возраста....

Проект литературной гостиной "Сундучок сказок"

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст ...

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта...