Развитие связной, граматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через освоение умений перессказа литературных произведений.
консультация по развитию речи

Вшивкина Татьяна Николаевна

презентация по развитию речи детей старшего доршкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_razvitiyu_rechi.pptx283.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной, граматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через освоение умений перессказа литературных произведений. Выполнили: Вшивкина Т.Н. . МБДОУ Детский сад №345 2018- 2019 учебный год

Слайд 2

Задачи: Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Слайд 3

Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца . Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Слайд 4

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет , так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения. Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. В средней группе , проводятся специально организованные занятия по пересказыванию . Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию , поддерживать проявления активности и самостоятельности. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.

Слайд 5

Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. В подготовительной к школе закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Слайд 6

Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа : доступное, понятное детям содержание; разнообразие жанров; четкая композиция; простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств; небольшой объем. Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Слайд 7

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру : Вводная часть . Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.). Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям. Подготовительная беседа (анализ произведения ). Повторное чтение . При этом уместна установка на пересказ. Пауза для подготовки детей к ответам , для запоминания текста (несколько секунд). Пересказ (3—7 человек ). Анализ пересказов детей.

Слайд 8

Приемы работы над текстом произведения: беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения); выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке; выделение из текста фраз к каждой картинке; придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста ; частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц); составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Слайд 9

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Слайд 10

Варианты мнемотехники. Мнемокартинка Мнемодорожка Мнемотаблица

Слайд 12

Перспективы дальнейшей работы: В дальнейшем мы планируем продолжить работу по обучению детей перессказу с опорой на мнемотаблицы. Планируем привлечь детей к составлению мнемотаблиц по литературным произведениям, стихам, загадкам, пословицам и поговоркам. Также представляем вашему вниманию картотеки литературных произведений для перессказывания детьми с опорой на серию картинок. Сюда же входят картинки для обучения детей составлению рассказов, т.к. одной из задач, которые мы поставили – развитие речевого творчества, учитывая индивидуальные особенности ребенка

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образ...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....