Развитие связной, граматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через освоение умений перессказа литературных произведений.
консультация по развитию речи
презентация по развитию речи детей старшего доршкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_razvitiyu_rechi.pptx | 283.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Пересказ – связное изложение прослушанного текста. Это средство развития речи на основе образца . Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет , так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения. Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. В средней группе , проводятся специально организованные занятия по пересказыванию . Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию , поддерживать проявления активности и самостоятельности. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.
Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. В подготовительной к школе закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа : доступное, понятное детям содержание; разнообразие жанров; четкая композиция; простой и грамотный язык с использованием разнообразным языковых средств; небольшой объем. Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру : Вводная часть . Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.). Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям. Подготовительная беседа (анализ произведения ). Повторное чтение . При этом уместна установка на пересказ. Пауза для подготовки детей к ответам , для запоминания текста (несколько секунд). Пересказ (3—7 человек ). Анализ пересказов детей.
Приемы работы над текстом произведения: беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения); выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке; выделение из текста фраз к каждой картинке; придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста ; частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц); составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Варианты мнемотехники. Мнемокартинка Мнемодорожка Мнемотаблица
Перспективы дальнейшей работы: В дальнейшем мы планируем продолжить работу по обучению детей перессказу с опорой на мнемотаблицы. Планируем привлечь детей к составлению мнемотаблиц по литературным произведениям, стихам, загадкам, пословицам и поговоркам. Также представляем вашему вниманию картотеки литературных произведений для перессказывания детьми с опорой на серию картинок. Сюда же входят картинки для обучения детей составлению рассказов, т.к. одной из задач, которые мы поставили – развитие речевого творчества, учитывая индивидуальные особенности ребенка
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц"
Мнемотехника...
Семинар-практикум «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образ...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....
« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая явл...
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.
Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе".
Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы....