речь и общение
статья по развитию речи на тему
в дошкольном возрасте важную играют общение со взрослыми и сверстниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции. | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь и общение.
Составил воспитатель ГДОУ№ 97 Калининского р-на г. СПб.
Кузнецова Ольга Михайловна
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – познавательная, общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой.
Чтобы эти функции своевременно появились и реализовались, необходимы соответствующие условия, только с помощью слова это сделать очень трудно, необходимы наглядная и действенная опора. Т.е. взрослым необходимо создать условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову.
Тема нашего педагогического совета «Речь и общение», в дошкольном возрасте важную роль играют общение со взрослыми и общение со сверстниками. Общение со взрослыми и сверстниками возникает в основном в совместной деятельности.
В работе по развитию речи педагоги используют следующие формы совместной деятельности:
- Наблюдения и труд в природе
- Сценарии активирующие общение (пересказ, составление рассказа)
- Игры-забавы и хороводные игры на развитие общения
- Слушание х\л
- Рассматривание иллюстраций и картин
- Игры на развитие мелкой моторики
- Д\И и упражнения (на развитие ЗКР, на формирование грамматического строя речи, на обогащение словарного запаса, игры на развитие связной речи) остановлюсь подробнее
- Инсценирование и драматизации литер. произведений. Остановлюсь подробнее.
- Бытовые и игровые ситуации
- Элементарное эксперементирование
В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи:
- внешняя (речь для других); включает в себя устную (монологическую и диалогическую) и письменную
- внуреняя (речь для себя; основное средство мышления)
- эгоцентрическая (сочетание монологической и диалогической; мысли и рассуждения вслух; проговаривание своих действий).
В детском саду основной задачей, в работе по развитию речи, является развитие и совершенствование диалогической и монологической речи.
Т.к. игра это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте то и развитие связной речи лучше происходит в игре. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра способствует создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение.
Игры на развитие ЗК:
«Придумай слово»
Цель – развитие фонематического слуха у дошкольников; умение определять количество слогов в слове.
Ход игры – дети должны придумать слово по заданию, с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов (например: чтобы открыть посылку надо сказать слово которое начинается со звука «м» и.т.д.).
«Строим дорожку»
Цель – развитие фонематического слуха.
Ход игры – ребёнку даётся мяч и задание придумать слово. Мяч передаётся другому ребёнку и он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука и т.д.
Игры на формирование грамматического строя речи:
«Кузовок»
Цель – образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его наименованием.
Ход игры – ребёнку даётся в руки корзинка. Дети говорят слова:
Вот тебе кузовок
Клади в него, что на –ок
Обмолвишься клади залог.
Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок замок». Передаёт кузовок другому ( коробок, сапожок, чулок…)
«Чьё всё это»
Цель – упражнять в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.
Ход – показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? …
« Домики»
Цель – упражнять в определении рода слов – предметов.
Ход – педагог объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором «она моя», в третьем «оно моё».
Игры на развитие связной речи.
«Распространи предложение»
Цель – развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами – признаками, словами действиями.
Ход – педагог начинает предложение: «Дети идут в школу, чтобы…»; «Девочка взяла краски и бумагу, чтобы…».
«Цветные рассказы»
Цель – развивать детское литературное творчество
Ход – детям предлагается полоска бумаги состоящую из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в 2 ряда. Указывается на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?». Опираясь на детский ответ, взрослый придумывает первое предложение, остальные придумывают дети.
1(верхний) – зелёный, голубой, жёлтый, белый. 2(нижний) – коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый.
В зелёном лесу было прохладно. В голубом небе светило жёлтое солнце. На белой берёзе сидела коричневая птичка. Красная земляника пряталась в траве. Кругом цвели оранжевые и фиолетовые цветы.
Драматизирование литературных произведений.
Пересказ, стихотворные тексты.
1. Чтение произведения.
2. Составление наглядной опорной схемы (упрощают задачи, делают высказывания более чёткими, близкими к тексту. Связными и последовательными. Это план – подсказка).
3. Пересказ с использованием различных видов театра.
При помощи кукол, масок, перчаточного театра и т.д. ребёнок перевоплощается, обогащает свой коммуникативный и эмоциональный опыт, лучше запоминает текст.
Общение со сверстниками.
Играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Оно тоже возникает в совместной деятельности. Если деятельность носит примитивный характер. То и общение будет таким же. Развитие особенно успешно в коллективных видах деятельности и в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а следовательно и речи. Ролевые игры, настольные игры, хороводные игры, подвижные игры, конструктивные игры, режиссерские игры, спортивные игры, театрализованные игры.
Самое главное ребёнку должно быть интересно и комфортно, это золотое правило в организации любой деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический КВН "Речь и общение"
Ежегодно провожу с педагогическим коллективом логопедический КВН....
Родительское собрание на тему:«Речь и общение»
Данный материал поможет педагогу в приобщении родителей к работе по формированию связной речи у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи в общении со взрослыми".
Консультация по теме:«Развитие связной речи в общении со взрослыми» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять...
Статья . "Речь и общение в дошкольном возрасте"
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. ...
Игры способствующие развитию речи и общению
Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...
Игры способствующие развитию речи и общению
Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...
Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...