Педагогическая технология проектной деятельности в рамках реализации ФГОС: всестороннее развитие дошкольников при знакомстве с детской лирикой К. Д. Бальмонта на примере познавательно-творческого проекта «В гости к Фее...»
проект по развитию речи на тему
Согласно ФГОС, развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе в сфере «восприятия художественной литературы и фольклора». Обращаясь к творчеству Бальмонта, адресованному детям, можно реализовать данное требование, причем в интегрированном варианте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_fee.odt | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология проектной деятельности в рамках реализации ФГОС: всестороннее развитие дошкольников при знакомстве с детской лирикой К. Д. Бальмонта на примере познавательно-творческого проекта «В гости к Фее...»
Актуальность
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), развитие детей в ДОУ должно быть направлено на приобретение опыта в ряде основных видов деятельности, в том числе в сфере «восприятия художественной литературы и фольклора». Также среди задач становления первичной ценностной ориентации и социализации во ФГОС ДО обозначено «развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» [1]. Обращаясь к творчеству К. Д. Бальмонта, адресованному детям, можно реализовать данное требование, причем в комплексном, интегрированном варианте.
В современной методической литературе довольно обширно представлен опыт изучения жизни и творчества К. Д. Бальмонта в школе, как в рамках основной программы, так и в различных формах внеурочной работы [2]. Однако следует отметить, что знакомство с некоторыми стихотворениями поэта начинается ещё на этапе дошкольного образования, т. к. они входят в программы ДОУ (например, план-программа «Детство» включает ознакомление со стихотворением «Осень» в первом квартале во второй младшей группе и затем возвращение к этому же тексту в подготовительной группе [3]).
На базе ГБДОУ №81 творческой группой в лице воспитателей О. В. Ваккер и Ю. В. Высоцкой был разработан и реализован краткосрочный познавательно-творческий проект по поэтическим страницам творчества К. Д. Бальмонта «В гости к Фее...» в разных возрастных группах (младший и старший дошкольный возраст).
Хотелось бы отметить, что избранный центральный образ разработанного проекта – Фея – сейчас достаточно популярен среди детей, особенно у девочек: они интересуются мультипликационными героинями-феями, любят современные игрушки-феи. Опираясь на этот интерес, мы в своем проекте попытались развернуть эту тему к отечественным традициям на базе литературного образа, созданного поэтом серебряного века в стихах, написанных для своей дочери Ниники, и таким образом обогатить представление дошкольников и о сказочном персонаже-фее, и о творчестве К. Д. Бальмонта.
Проблема
Несмотря на то, что многие считают лирику Бальмонта сложной для детского восприятия, у поэта есть определённый корпус именно детских стихотворений. Как показывает опыт совместного чтения, даже если дети понимают не все слова, общий смысл стихотворения им всё равно понятен: они с интересом слушают, включаются в беседу, рассматривают иллюстрации, задают свои вопросы. В свою очередь, родители в большинстве случаев не соотносят творчество и имя Бальмонта с детскими поэтами. Поэтому целесообразно расширить круг чтения дошкольников, познакомив детей и родителей с детской лирикой поэта.
Цель
Цель нашего выступления – продемонстрировать возможности реализации требований ФГОС по использованию педагогической технологии проектной деятельности на примере познавательно-творческого проекта «В гости к Фее...» при знакомстве с детской лирикой К. Д. Бальмонта.
Обоснованность условий достижения планируемых результатов
В процессе подготовки проекта к реализации мы постарались трансформировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с темой проекта: в книжном центре появились иллюстрированные книги с детскими стихами К. Д. Бальмонта, центр изодеятельности был дополнен раскрасками с изображением феечек и других персонажей стихотворений (бабочки, жуки, гусеницы и проч.), для организации сюрпризных моментов во время планируемых бесед была изготовлена из цветной шерсти фигурка поэтической Феи, которая приходила к ребятам в гости.
Направленность на обеспечение качественного образования
Расширение читательского кругозора, способность эмоционально воспринимать художественный материал и отображать его в разных видах своей деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, изобразительной и др.) позволяют всесторонне развивать личность дошкольника, готовя к следующей ступени образовательного процесса.
Социальная значимость
Знакомя детей с книжной культурой, отечественными культурными традициями и богатым литературным наследием нашей страны, мы воспитываем будущее культурное поколение, которое будет знать свои корни, гордиться ими и строить свое будущее, опираясь на них.
Возможность использования в образовательной практике
Паспорт проекта был представлен на педагогическом совете ДОУ №81 в рамках Всемирного дня поэзии (21 марта 2016) и в последующем расположен на сайте ДОУ в методической копилке, где с ним может ознакомиться каждый желающий.
Кроме того, результаты разработанного проекта были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «Космос Бальмонта: миры и люди (XXVIII бальмонтовские чтения)» (3 июня 2016) и получили высокую оценку, подтвержденную Благодарственным письмом от Департамента культуры и туризма Ивановской области за «новаторский подход в деле популяризации творческого наследия К. Бальмонта». По итогам этого выступления в научно-популярном и литературно-художественном альманахе «Солнечная пряжа» была опубликована статья «Детская лирика К. Д. Бальмонта в проектной деятельности ДОУ», а также методическая разработка «Познавательно-творческий проект «В гости к Фее...», включающая полные тексты трех конспектов бесед [4].
Содержательная часть
Согласно ФГОС ДО и образовательной программе ДОУ, одной из задач дошкольного образования выступает развитие умений художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов, что предполагает такие виды деятельности как пересказ, выразительное чтение наизусть, придумывание поэтических рифм, а также воплощение впечатлений о прослушанных произведениях в разных видах художественной деятельности (рисунки, лепка, изготовление фигурок из природного материала и проч.) Также здесь уместны такие методы работы как включение фрагментов художественных текстов в режимные моменты и в наблюдения за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры по мотивам услышанного (прочитанного), моделирование (например, заучивание наизусть по мнемотаблицам).
Дети дошкольного возраста любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Кроме того, специалисты отмечают, что качественные изменения в речевом развитии детей дошкольного возраста связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. Если говорить о младшем дошкольном возрасте, то, согласно программе, на этом этапе дети могут с помощью педагога понять общее настроение произведения, его эмоциональный и смысловой подтекст. Задача воспитателя при этом – обратить внимание на некоторые используемые в художественном тексте средства языковой выразительности и их значение, помочь детям осознать особенности интонационной выразительности рассказчика. В отдельных случаях можно предложить детям соотнести своё поведение с действиями и поступками героя, оценить себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных образах [5].
В старшем дошкольном возрасте дети уже более осознанно стремятся поделиться со взрослыми и сверстниками впечатлениями о прочитанном, обсудить содержание книги, поведение и характеры героев, рассказать о переживаниях, которые вызвало произведение, пересказать понравившийся сюжет, прочитать наизусть любимое стихотворение. У детей начинает формироваться литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучность и ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов [5].
И младший, и старший дошкольный возраст – это благодарные слушатели. Ребёнок в любом возрасте открыт для восприятия прекрасного на интуитивном уровне. И необходимо приложить совсем немного усилий, чтобы увлечь, заинтересовать, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению.
Методическая часть
Целью познавательно-творческого проекта по поэтическим страницам творчества К. Д. Бальмонта «В гости к Фее...» было заинтересовать детей и родителей творчеством и биографией поэта К. Д. Бальмонта.
Задачи проекта:
- активизировать познавательный интерес детей;
- дать детям первичные знания о жизни и творчестве поэта;
- познакомить детей с детскими стихами поэта;
- воспитывать любовь к чтению, к поэзии, к природе родного края;
- обогащать словарь детей новыми словами и фразами;
- сформировать элементарные представления о теории стихосложения (стихотворение, рифма, ритм, образ, персонаж, лирический герой);
- развивать воображение и фантазию детей, их творческие способности.
Реализация проекта проходила в 4 этапа.
Целями подготовительного этапа выступают:
- определение уровня знаний детей о поэзии К. Д. Бальмонта,
- определение целей и задач предстоящего проекта.
Второй этап включает в себя сбор информации по данной теме, подбор дидактического материала, в том числе создание мнемотаблиц для заучивания стихотворений, изготовление атрибутов для игр и разработку текстов бесед и консультаций.
Третий этап – собственно реализация проекта. Его цели:
- планирование образовательного процесса по формированию знаний о жизни и творчестве К. Д. Бальмонта,
- расширение знаний детей о творческой судьбе поэта,
- знакомство с отдельными детскими стихотворениями Бальмонта,
- развитие творческих способностей детей.
Акцент всего проекта сделан прежде всего на речевом развитии, однако реализация проекта предполагает охват всех пяти образовательных областей.
В рамках познавательного развития проводились беседы «Как я пишу стихи» (знакомство с поэтом К. Д. Бальмонтом), «Фейные сказки» (посвящена одноимённой книге, истории её создания и основным образам), беседа «На родине поэта» с просмотром фрагмента из учебного фильма о Бальмонте «Вернись на Родину, душа!», а также беседа «С Феей волшебного сада», включающая элементы экологического воспитания, построенная на стихах «Бабочка» и «Золотая рыбка».
В рамках социально-коммуникативного развития представлена краеведческая беседа «”Бродячая собака” и “Бродячий щенок”» – об истории выступлений в арт-кафе Санкт-Петербурга и возникновении детского творческого кафе в СОШ № 2 имени К. Д. Бальмонта (г. Шуя) на малой родине поэта.
Важную роль при знакомстве со стихами Бальмонта играет художественно-эстетическое развитие, которое реализуется в рамках проекта через аппликацию «Фея» для коллективного коллажа «О, царица светлых фей».
Физическое развитие включает в основном задания во время прогулок на свежем воздухе: подвижные игры (ручеёк, жмурки, море волнуется и др.), тематические игры, например, игра-имитация «Желания Феи» (нужно изобразить героев стихов о Фее: бабочку, мотылька, червяка, гусеницу, стрекозу и др.), конкурс мыльных пузырей («Забавы Феи»), а также театр-экспромт (организацию которого в случае дождливой погоды можно перенести и в помещение). Кроме того, на прогулке по теме проекта дети строили фейные замки из песка, мастерили наряд для Феи из листиков и травинок, рисовали герб и героев цветочной («фейной») страны, придумывали комплименты Фее, играли в рифмы, наблюдали за насекомыми (после прочтения стихов «Чары Феи», «Бабочка», «Детская песенка» и др.)
Проектная деятельность, как правило, предполагает и активную работу с родителями, их непосредственную включённость в педагогический процесс. С этой целью была проведена литературная гостиная «Что почитать ребёнку» с предварительно организованной книжной выставкой (книги Бальмонта «Облачная лестница», «Былинки», «Фейные сказки», альманах «Солнечная пряжа»). Также проводилась индивидуальная консультация для родителей «Как и из чего можно сделать вместе с ребёнком “фейную” поделку». В результате родители активно подключились к изготовлению фигурок фей для коллективного коллажа в разных изобразительных техниках.
На четвёртом заключительном этапе работы над проектом основной целью было обобщение и систематизация знаний и эмоционально-эстетических впечатлений детей, полученных во время реализации проекта (оформление выставки – коллективного коллажа «О, царица светлых фей!») и подведение итогов в форме конкурса чтецов («У чудищ», «Фея за делом», «Беспорядки у Феи», «Ветерок Феи», «Облачная лестница»).
Продуктами такого проекта стали: для детей – изготовление аппликации «Фея» и участие в конкурсе чтецов; для родителей – совместное с детьми творчество при изготовлении феечек и разучивание стихов; для педагогов – подбор материалов для бесед с детьми и родителями.
Результат реализации проекта:
- дети и их родители познакомились с некоторыми фактами биографии К. Д. Бальмонта и его детской лирикой;
- дети внимательно и с интересом слушают чтение стихов К. Д. Бальмонта, а также заучивают их наизусть и читают слушателям;
- дети охотно обсуждают литературные произведения, выражают своё отношение к ним (событиям, героям, красоте выразительных средств);
- дети отвечают на вопросы по содержанию, устанавливают причинные связи;
- дети представляют героев стихов, особенности их внешности, черты характера, объясняют мотивы поступков, дают им оценку;
- дети придумывают поэтические рифмы, охотно участвуют в играх с рифмами;
- дети отражают свои впечатления от прослушанных произведений в разных видах художественной деятельности.
На примере реализации одного краткосрочного проекта некорректно делать обобщающие выводы, однако проведенная с детьми работа показывает, что подобного рода мероприятия имеют место быть и вызывают искренний интерес у дошкольников.
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
2. Петрова Т. С., Хромова С. Ю. Откроем Бальмонта…:Пособие для учителя. – М.: Московский Лицей, 2007.
Борисова Е. В. На урок с Бальмонтом // «Солнечная пряжа»: научно-популярный и литературно-художественный альманах. Шуя, 1912. Вып. 6. С.58.
Борисова Е. В., Сундарева Е. А. К. Д. Бальмонт на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ // Космос Бальмонта: миры и люди: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (XXVI Бальмонтовские чтения; Шуя, 13 июн.я 2014 года) / отв. ред. Т. С. Петрова.– Шуя-Москва: Издательство Шуйского филиала ИвГУ,2014. С.148-166.
Высоцкая Ю. В. Возможности внеурочной работы в изучении творчества К. Д. Бальмонта в школе: литературная гостиная // Космос Бальмонта: миры и люди: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (XXVI Бальмонтовские чтения; Шуя, 13 июн.я 2014 года) / отв. ред. Т. С. Петрова. – Шуя-Москва: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2014. С. 166-192.
3. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей / Сост. Н. В. Гончарова и др.; под ред. З. А. Михайловой. - Спб.: Акцидент, 1997.
4. Детская лирика К. Д. Бальмонта в проектной деятельности ДОУ. Познавательно-творческий проект «В гости к Фее...» // Солнечная пряжа, 2017, Вып.11. С. 66-78.
5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. Инновации как важный фактор развивающей среды образовательных организаций. Сборник научно-методических материалов / Под науч. ред. Н.В. Поликашевой, И.А. Крестининой, Л.М. Проценко (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/04/2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...
Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.Способы разработки проектов.
18 мая 2017 года вместе с коллегами приняла участие в мероприятии ГБОУ ГМЦ ДОгМ - круглый стол для методистов (старших воспитателей) "Новые технологии реализации ФГОС дошкольного образ...
Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО
Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять его в практическую деятельность работы детского сада. Модернизация системы образования влечет за собой су...
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"
Современное определение метода проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим р...
Семинар -практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»...
Применение проектной деятельности в рамках реализации ОО "Физическое развитие"
Проект эффективного взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями при осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с детьми....
ИКТ-технологии как средство успешной коррекции нарушений речи у дошкольников с ОВЗ в процессе коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО
В апреле 2020г., когда образовательные учреждения были переведены на дистанционное обучение, нужно было найти такие формы работы, которые бы позволили педагогам - реализовать образовательные задачи, р...