Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»
методическая разработка на тему

Смурова Татьяна Николаевна

Семинар – практикум

«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smurova.docx41.84 КБ
Файл pamyatka_1.docx15.66 КБ
Файл pamyatka_2.docx15.47 КБ
Файл pamyatka_3.docx14.21 КБ
Файл pamyatka_4.docx14.31 КБ
Файл pamyatka_5.docx14.22 КБ
Файл pamyatka_6.docx14.67 КБ
Файл pamyatka_7.docx13.42 КБ
Файл pamyatka_8.docx14.37 КБ
Файл pamyatka_9.docx17.29 КБ
Файл pamyatka_10.docx18.29 КБ
Файл pamyatka.docx18.25 КБ
Файл sovety_vospitatelyu.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.

Задачи: 

  • Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.
  • Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта с ребёнком – дошкольником.
  • Познакомить с организацией проектной деятельности в старшей разновозрастной группе ДБОУ (презентация проектной деятельности)
  • Оказать практическую помощь в разработке плана-схемы проекта.

Участники семинара: педагоги малокомплектных дошкольных образовательных учреждений города.

Ход семинара – практикума:

1 часть. Организационная.

Уважаемые коллеги! Я приглашаю  вас  совершить космическое путешествие. Уважаемые космонавты, прошу вас,  используя «телепатические» способности  выбрать космического напарника. ( Тренинговое  упражнение  «Молчанка».  Встать в круг и найти глазами глаза будущего партнера по семинару. Подойти  друг к другу.)

*Данная игра позволит быстро сформировать социально активные подгруппы .

Команды готовы - создаем космолеты . ( Каждой  паре выдается листок бумаги и 1 карандаш. Задача участников молча нарисовать рисунок при помощи 1 пишущего средства. На  это отводится 2 минуты).

*Данная игра развивает  чувство делового сотрудничества в участниках.

2 часть. Теоретическая .

Перед запуском на орбиту необходимо пройти  инструктаж.

Сегодня инструктаж проводит космонавт первой квалификационной категории  С:мурова Татьяна Николаевна

 «Федеральные государственные  образовательные стандарты  требуют от воспитателя изменения подходов к осуществлению образовательной деятельности. В настоящее время воспитателю необходимо развивать качественные стороны личности ребенка. Обучение детей носит комплексно – тематический характер,  основой которого является событийность окружающей действительности.  Однако для  реализации  образовательного процесса необходимо соблюсти основные требования: нельзя увеличивать образовательную нагрузку на детей, чтобы не навредить детскому здоровью. Но как же тогда спланировать тематическую деятельность, которая содержит в себе разноплановые направления образования?

Для  реализации  данной проблемы   существует метод проектов.

Основной особенностью данного метода является возможность интеграции содержания разных областей в единое целое.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного  выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

Типология проектов 

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско -творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
  • Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т.п.
  • Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Другими признаками классификации являются: 

  • Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)
  • Продолжительность (краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года)

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.                

Этапы работы над проектом

        

Этапы

проекта        

Деятельность педагога        

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап        

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап        

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Способы разработки проектов: 

  • Системная паутинка по проекту;
  • "Модель трёх вопросов"
  • Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)
  • Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Системная паутинка по проекту

Познание

ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы:

Чтение художественной литературы

ведущая деятельность - чтение, формы:

Коммуникация

ведущая деятельность - коммуникативная, формы:

Социализация

ведущая деятельность - игровая, формы:

Труд

ведущая деятельность - трудовая, формы:

Безопасность

интеграция разных видов деятельности, формы:

Здоровье

интеграция разных видов деятельности, формы:

Физическая культура

ведущая деятельность - двигательная, формы:

Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами

формы:

Художественное творчество

ведущая деятельность - продуктивная, формы:

Музыка

ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы:

Режимные моменты

интеграция разных видов деятельности, формы:

"Модель трёх вопросов"

ЧТО ЗНАЮ? 

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? 

КАК УЗНАТЬ? 

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства

Образ "Семь мы" ( по Заир-Бек) 

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Последовательность действий по составлению мыслительных карт 

  1. Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
  2. От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
  3. Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
  4. От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
  5. Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.

 *Презентация

В качестве конкретного примера   проектной деятельности  я предлагаю вам познакомиться с  проектами, используемым  в нашей работе с детьми и родителями. Данный проект «Космос – это интересно» разработан способом «Модель трех вопросов»

Цель проекта:

Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта: 1 -12 апреля

Предполагаемые результаты

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
  • Повышение уровня мотивации к занятиям.
  • Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Дети должны знать и называть: 

  • Наша планета – Земля
  • Другие планеты нашей Солнечной системы
  • Первые живые существа в космосе – собаки
  • Имя первого космонавта – Юрий Гагарин
  • Название спутника Земли – Луна
  • На чем люди летают и работают в космосе – ракета, космический корабль

План мероприятий в рамках проекта.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Подготовительный этап

1.

беседа с детьми и родителями о предстоящей теме работы.

Педагог, родители

апрель

2.

Подбор литературы о космосе и космонавтах.

Педагог, родители

апрель

3.

Подбор фотографий  с изображением космических кораблей, космонавтов.

Педагог, родители

апрель

4.

Подбор методической литературы.

Педагог

апрель

Основной этап

5.

Беседа «12 апреля – день космонавтики»

Педагог, дети

апрель

6.

Разучивание стихотворений о покорителях космоса.

Педагог, дети.

апрель

7.

Загадывание и отгадывание загадок.

Педагог, дети.

На протяжении реализации проекта

8.

Подготовка и просмотр презентации «Утро космической эры»

Педагог, родители,  дети.

На протяжении реализации проекта

9.

Занятие «Юрий Гагарин – первый в мире космонавт»

Педагог, дети.

апрель

Заключительный этап

10.

Выставка рисунков «космические дали».

Педагог, дети.

апрель

11.

Оформление выставки «Космические корабли».

Родители, дети.

апрель

14.

Презентация проекта.

Педагог, дети.

апрель

Таким же способом разработан и проект «Осень»

ЦЕЛЬ. Активизировался  познавательный интерес, эмоционально положительное отношение к природе.

ЗАДАЧИ.

  1. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и рассказывать о осени; формировать интерес к книге как к источнику знаний.
  2. Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки);
  3.  Повышать заинтересованность родителей в продуктивной, досуговой  деятельности с детьми
  4. Развивать умения изображать осень используя различные материалы и приемы.

Предполагаемые результаты

Связные, логически оформленные сообщения детей по теме. Ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей. Создание Копилки познавательной информации.

Участники проекта:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Создание условий
для осуществления проекта:

Подбор иллюстраций и стихотворений о осени, подготовить выставку поделок из овощей. Оснастить книжный уголок дополнительной литературой, интересными книгами с яркими иллюстрациями про осень. Рекомендовать родителям приобрести для домашнего книжного уголка произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) о осени

План мероприятий в рамках проекта.

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Подготовительный этап

1.

Родительское собрание  «Проект как форма взаимодействия детского сада и семьи». Проект «Осень».

Педагог, родители

сентябрь

2.

Подбор литературы о осени.

Педагог, родители

сентябрь

3.

Подбор фотографий  с изображением осени.

Педагог, родители

сентябрь

4.

Подбор методической литературы.

Педагог

сентябрь

Основной этап

5.

Беседа на тему: «Осень».

Педагог, дети

сентябрь

6.

Беседа на тему «Грибы в мифах и легендах».

Педагог, дети.

сентябрь

7.

Чтение художественной литературы о осени (рассказы, стихи, загадки, приметы, пословицы).

Педагог, дети.

На протяжении реализации проекта

8.

Сбор информации: подбор иллюстраций, открыток, художественной литературы; рассматривание энциклопедий; разгадывание и загадывание загадок

Педагог, родители,  дети.

На протяжении реализации проекта

9.

Открытое интегрированное занятие «Дары осени».

Педагог, дети.

сентябрь

10.

Наблюдение за осенними изменениями в природе.

Педагог, дети.

На протяжении реализации проекта

Заключительный этап

10.

Выставка рисунков «Осенние листья», «Дары осени», «Яблоня с яблоками», «Осенний лес».

Педагог, дети.

сентябрь

11.

Оформление альбома «Стихи о осени»

Родители, дети.

сентябрь

14.

Презентация проекта.

Педагог, дети.

сентябрь

И одним из результатов  можно посмотреть в нашем отчетном материале: «Стихи о осени», различные рисунки.

А как мы работали вы можете увидеть на слайдах.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

3 часть. Практическая  «Парад планет»

А сейчас  я предлагаю космическим командам  выбрать,  на какую планету нашей педагогической галактики вы полетите. Для этого нужно  разработать проект работы с детьми и родителями по путешествию на выбранную планету.

 Возрастная группа выбирается по желанию.

 Способ разработки проекта – модель трех вопросов.

(Каждая  подгруппа  выбирает для себя конверт с заданиями.  Предлагаемые темы: Здоровье  будущих космонавтов;  Музей космоса;  Космическая  почта.)

  • первое  творческое задание командам:  

1. «Выбор темы проекта. Нужно «переименовать»  рабочую тему   с использованием деятельностного подхода.

Разработка примерного  плана работы воспитателя над проектом». Памятка №1.

2.Формулирование цели проекта ( «погружение в проект»). Памятка №2

3. Разработка   проекта способом  «Модель трех вопросов»  Памятка №3

(для работы понадобятся магнитные передвижные доски,  маркеры).

4.Подготовка презентации проекта по плану. Памятка №4.

Время на выполнение задания 15-20 мин.

  • второе  творческое задание командам:

Уважаемые космические путешественники! Из нашего Центра управления полетов видно как сияют  необычные планеты! Пригласите нас к  себе в гости!

     Презентация своего проекта

После презентации педагогами продукта своей деятельности,  другими группами даются советы воспитателям по работе.

4 часть. Рефлексия:  Уважаемые  открыватели новых планет! Посмотрите, как засияло СОЛНЦЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСПЕХОВ! Как вы думаете, почему?  

Тренинговое  упражнение  «Солнце светит МНЕ  потому, что...»

На  доске изображен круг (солнце без лучей). Задача каждого участника семинара  назвать, что нового  для себя он освоил (узнал, приобрел…) на семинаре и нарисовать мелом (маркером) солнечный  луч;  по второму кругу назвать, что еще бы хотел узнать (научиться, освоить..).  Участник говорит: «Солнце светит мне потому, что сегодня я ….». Игру стоит продолжать до тех пор, пока сохраняется оживление и интерес группы.

*Данная игра позволит выявить эффективность семинара практикума затруднения педагогов

 Памятка №1 для воспитателя по выбору темы проекта.

  • В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
  • В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Памятка №2  для воспитателя по выбору  цели проекта:

  • в младших  группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями) ;
  • для  старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем  и самостоятельно.

Памятка №3 по разработке проекта с использованием 

 способа

«Модель трех вопросов»

Что мы знаем

Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.

Что мы хотим узнать

Воспитатель записывает идеи и факты,  о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают  карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем.  

Что мы узнали

Третий этап  - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока.  

Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты,  развлечение, …) на котором выявляется новая  ПЕРСПЕКТИВНАЯ  ТЕМА  НОВОГО ПРОЕКТА.

Памятка № 4 по подготовке презентации проекта

 -Название проекта.

-Цель и задачи.  Под целью понимается конечный результат. Под задачами – способы реализации и достижения результата.

-Возраст детей, для которых он предназначен.

-Погружение в проект с помощью технологии  

-Разработка схемы проекта. Презентация проекта.

-Возможные результаты. Ожидания.

-Перспектива проекта

Литература:

  • Материалы семинара – практикуму для начинающих  воспитателей МБДОУ «Проекты, как форма интеграции содержания образовательной деятельности с детьми в детском саду» А.Г.Фунтовой.  
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
  •         Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным образовательным учреждением .№4, 2004
  • Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.
  • Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
  • Интернет- ресурсы: zagadki-pro-kosmos-dlya-detej ; doshvozrast.ru  ; smayls.ru/animashki-kosmos.html ; ns-portal.

1. Выбор темы проекта. Нужно «переименовать»  рабочую тему   с использованием деятельностного подхода.

Разработка примерного  плана работы воспитателя над проектом». Памятка №1.

2.Формулирование цели проекта ( «погружение в проект»).

 Памятка №2

3. Разработка   проекта способом  «Модель трех вопросов»

 Памятка №3

4.Подготовка презентации проекта по плану. Памятка №4.



Предварительный просмотр:

Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»

Этапы составления детских проектов:

  1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
  2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
  3. Сбор материала.

Способы сбора информации и методов исследования:

  • подумать
  • спросить у другого человека
  • прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
  • сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
  • посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
  • понаблюдать
  • провести эксперимент
  • получить информацию в Интернете
  • позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.

4. Подготовка проекта
5. Защита проекта



Предварительный просмотр:

Памятка №2
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то

какова ваша роль?»

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ребенка, и для родителя.

Проект подразумевает самостоятельную деятельность дошкольника, однако задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовыми к содействию своему ребёнку, если он обратиться к вам за помощью.

Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

И еще несколько советов.

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.



Предварительный просмотр:

Памятка №3
План тематического проекта.

  1. Тема и ее происхождение.
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
  3. Необходимые материалы.
  4. Вопросы детям по предлагаемому проекту
    Что мы знаем?
    Что мы хотим узнать?
    Как нам найти ответы на наши вопросы?
  5. Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя).
  6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.



Предварительный просмотр:

Памятка №1 для воспитателя по выбору темы проекта.

  • В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.

  • В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.



Предварительный просмотр:

Памятка №2  для воспитателя по выбору  цели проекта:

  • в младших  группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями) ;
  • для  старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем  и самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Памятка №3 по разработке проекта с использованием  способа

«Модель трех вопросов»

Что мы знаем

Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.

Что мы хотим узнать

Воспитатель записывает идеи и факты,  о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают  карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем.  

Что мы узнали

Третий этап  - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока.  

Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты,  развлечение, …) на котором выявляется новая  ПЕРСПЕКТИВНАЯ  ТЕМА  НОВОГО ПРОЕКТА.



Предварительный просмотр:

Памятка № 4 по подготовке презентации проекта

* Название проекта.

* Цель и задачи.  Под целью понимается конечный результат. Под

 задачами – способы реализации и достижения результата.

* Возраст детей, для которых он предназначен.

* Погружение в проект с помощью технологии  

* Разработка схемы проекта. Презентация проекта.

* Возможные результаты. Ожидания.

* Перспектива проекта



Предварительный просмотр:

Памятка воспитателю при проведении эмпирических исследований

  1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5.  Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

– прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями;

– формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

– учиться анализу и синтезированию, классификации, информации.



Предварительный просмотр:

Памятка.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  • На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  • Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Сбор, накопление материала.
  • Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашнее задание для самостоятельного выполнения.
  • Презентация проекта, открытое занятие.

Деятельность педагога и детей в работе над проектом

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Целеполагание

  1. Формулирует проблему (цель). При её постановке определяется и продукт проекта.
  2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
  3. Подводит детей к формулировке задачи.
  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание в игровую ситуацию.
  3. Принятие задачи. Дополнение задач.

2 этап

Разработка

  1. Помогает объединится детям для решения задач(шагов), выбрать ответственных.
  2. Помогает спланировать деятельность.
  3. Организует деятельность.
  1. Объединение в микрогруппы.
  2. Распределение амплуа.
  3. Участие в работе одной из групп.

3 этап

Выполнение

  1. Практическая помощь при необходимости.
  2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
  3. Проводит «круглые столы» с обсуждением результатов деятельности.
  1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
  2. Обсуждают результаты деятельности.

4 этап

Подведение итогов, презентация.

  1. Подведение итогов
  2. Подготовка к презентации.
  3. Руководит презентацией.
  1. Обсуждают и отмечают успехи и неудачи.
  2. Продукт деятельности готовят к презентации.
  3. Представляют продукт деятельности.



Предварительный просмотр:

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления;
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится, о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеологическое древо»);

познавательное развитие:

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  • развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  • развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  • развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  • произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной картины мира;
  • навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • выявить проблему;
  • самостоятельно искать нужное решение;
  • выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  • самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:

  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-личностного общения;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:

  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

  • углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
  • овладение различными видами худ. деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).



Предварительный просмотр:

Памятка №1 для воспитателя по выбору темы проекта.

  • В младших группах выбор темы проекта осуществляет воспитатель,  

    основываясь на интересах детей или данных диагностики.

  • В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Памятка №2  для воспитателя по выбору  цели проекта:

  •  младших  группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями) ;
  • для  старших групп – это развитие умения определять

          возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем  и

          самостоятельно.

Памятка № 4 по подготовке презентации проекта

* Название проекта.

* Цель и задачи.  Под целью понимается конечный результат. Под

 задачами – способы реализации и достижения результата.

* Возраст детей, для которых он предназначен.

* Погружение в проект с помощью технологии  

* Разработка схемы проекта. Презентация проекта.

* Возможные результаты. Ожидания.

* Перспектива проекта

Памятка №3 по разработке проекта с использованием  способа

                             «Модель трех вопросов»

Что мы знаем

Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.

Что мы хотим узнать

Воспитатель записывает идеи и факты,  о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают  карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем.  

Что мы узнали

Третий этап  - на котором происходит совместное исследование проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока.  

Окончание проекта происходит в процессе итогового мероприятия (выпуск газеты,  развлечение, …) на котором выявляется новая  ПЕРСПЕКТИВНАЯ  ТЕМА  НОВОГО ПРОЕКТА.



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно – пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию. Опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта. Поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком. Используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта. Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом. Создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Семинар-практикум«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»Краткая аннотацияМастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области ...

Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО

Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять его в практическую деятельность работы детского сада. Модернизация системы образования влечет за собой су...

Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"

Современное определение метода проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим р...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области ...

Семинар -практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»

Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»...

Учебный проект "Красноярск глазами детей" в рамках обучения по программе "Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО" в Красноярском институте повышения квалификации

}Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (ФГОС ДО от 17.10.2013 г., пункт 1.4.6)}Согласно...