Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.Способы разработки проектов.
проект по теме
18 мая 2017 года вместе с коллегами приняла участие в мероприятии ГБОУ ГМЦ ДОгМ - круглый стол для методистов (старших воспитателей) "Новые технологии реализации ФГОС дошкольного образования. Проектная деятельность дошкольников". Тема нашего выступления "Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. Способы разработки проектов".
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования - специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка.
Что такое проект для ребенка?
- Раскрытие творческого потенциала
- Умение работать в группе
- Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми
- Умение презентовать свою работу.
Проект - это путь исследования специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов 0 система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект – в переводе с греческого – это путь исследования - специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка.
ПРОЕКТ- это «шесть П»
Что такое проект для ребенка? Раскрытие творческого потенциала Умение работать в группе Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми Умение презентовать свою работу.
Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе: Проектные методы обучения. Здоровьесберегающие технологии Технологии использования в обучении игровых методов Обучение в сотрудничестве Исследовательские методы в обучении Информационно-коммуникационные технологии Система инновационной оценки « портфолио »
Классификация проектов По составу участников Индивидуальный По содержанию По продолжи-тельности По виду проектной деятельности Подгрупповой Семейный Межгрупповой Групповой Монопроекты Интегративные Краткосрочные (1-2 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (до года) Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные
Способы разработки проектов: «Модель трёх вопросов» Метод «Мыслительных карт» Системная паутинка по проекту Образ «Семь мы»
МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ
ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают. План (тема проекта) Источники новых знаний «МОДЕЛЬ ТРЁХ ВОПРОСОВ» (опора на опыт детей по теме)
Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Вода голубая , можно мыться и быть чистым Почему замерзает? Спросить у папы Она в кусная, можно пить, бывает горячая Есть ли в яблоке вода? Отжать сок Вода - лужа Почему не всю воду можно пить? Почитать книгу с бабушкой Дождик- это вода Почему вода не стоит на месте? Спросить у мамы Вода - это море Почему в море соленая? Посмотреть передачу про воду В воде живут рыбы Почему звучит вода? Посмотреть в интернете Модель трёх вопросов по проекту «Вода»
МЕТОД "Мыслительных карт"
Тони Бьюзен – отец mind maps
Понятие « Mind-Map » Диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Правила построения умной карты
Семь шагов создания умственных карт Начать с ЦЕНТРА листа. Передавать основную идею РИСУНКОМ. Использовать разные ЦВЕТА. Соединять ОСНОВНЫЕ ОТВЕТВЛЕНИЯ с РИСУНКОМ в центре листа, а второстепенные и все остальные – друг с другом. Ответвления должны быть не прямыми, а ИЗОГНУТЫМИ. На каждой линии должно быть ПО ОДНОМУ КЛЮЧЕВОМУ СЛОВУ. Использовать РИСУНКИ как можно чаще.
Тема «ФРУКТЫ»
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА
Системная паутинка Центр математики Центр книги Речевой центр Центр игры Центр музыкально-театральный Центр движения Центр искусства Тема недели (проект) Центр взаимодействия с семьей и соц.партнерами Центр науки и природы Центр кулинарии Центр Безопасности Центр конструирования Центр песка и воды Предметно-развивающая среда
План-паутинка
Системная «паутинка» экологического проекта «Снегирь да синичка – птички невелички» ВНЕШНИЙ ВИД ПИТАНИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Размер Оперение Клюв Хвост Лапки Глаза Ягоды Зерна «Пищевые отходы» Зимой Летом Доставляют людям эмоциональное удовольствие
Транспорт системная «паутинка» используемая в работе с детьми
Божья коровка системная «паутинка» используемая в работе с детьми Внешний вид Питание Место обитания Значение в природной сфере Овальное тело, красное тело а с чёрными точками Прозрачные крылья Жёсткие крылья Шесть ног Усики Маленькая чёрная голова Тля Червецы - Паутинныые клещи Личинки жуков-листоедов Мелкие насекомые На растениях Опыление Эстетическое наслаждение «синоптики погоды» «санитары»
по Е.С.Заир-Бек
Образ "Семь мы» Мы озабочены ... Мы понимаем ... Мы ожидаем... Мы предполагаем ... Мы намереваемся... Мы готовы... Мы обращаемся за поддержкой ...
День Победы образ «Семь МЫ» в работе с детьми Мы озабочены ... Мы понимаем ... Мы ожидаем ... Мы предполагаем ... Мы намереваемся ... Мы готовы ... Мы обращаемся за поддержкой ...
Наши проекты
Удивительные превращения воздуха и воды
ЭКОДИЗАЙН.
ДИЗАЙН ИЗ КОРЯГ
ФЛОРАРИУМ
В ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС ДО.
Способы разработки проектов.
(выступления педагогов).
Тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus («брошенный вперед») ,а в переводе с греческого – это путь исследования - специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Проектная деятельность в соответствии с законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО
- позволяет организовывать совместную деятельность детей и взрослых, признавая ребенка субъектом образовательных отношений;
- позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- позволяет создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- позволяет охватывать все образовательные области.
Приоритетным направлением в дошкольной работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов..
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка.
Что такое проект для ребенка?
- Раскрытие творческого потенциала
- Умение работать в группе
- Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми
- Умение презентовать свою работу.
Проект - это путь исследования специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Проект –это шесть П:
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта
Проект для ребенка - раскрытие творческого потенциала, умение работать в группе, решать проблему, умение презентовать работу.
Цели педагогических технологий, используемых в проектном методе:
- Проектные методы обучения.
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии использования в обучении игровых методов
- Обучение в сотрудничестве
- Исследовательские методы в обучении
- Информационно-коммуникационные технологии
- Система инновационной оценки «портфолио»
Способы разработки проектов:
- «Модель трёх вопросов»
- Метод «Мыслительных карт»
- Системная паутинка по проекту
- Образ «Семь мы»
«Модель трёх вопросов»
Эту модель заполняют несколько человек - воспитателю нужны помощники (кто-то из родителей, ассистентов), потому что один ведет разговор с детьми, а другие фиксируют
Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:
- самостоятельно ставить вопросы
- самостоятельно планировать свою деятельность, то есть отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»
- придерживаться выбранной цели
- доводить начатое дело до конца
- согласовывать свои действия с действиями других детей
- использовать полученные знания в разных видах деятельности
- испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами
Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Метод «Мыслительных карт»
То́ни Бью́зен (Tony Buzan) — британский психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карта памяти».
Понятие «Mind-Map» - диаграмма связей, интеллект-карта, карта мыслей – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.
Ментальные карты — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Семь шагов создания умственных карт
- Начать с ЦЕНТРА листа.
- Передавать основную идею РИСУНКОМ.
- Использовать разные ЦВЕТА.
- Соединять ОСНОВНЫЕ ОТВЕТВЛЕНИЯ с РИСУНКОМ в центре листа, а второстепенные и все остальные – друг с другом.
- Ответвления должны быть не прямыми, а ИЗОГНУТЫМИ.
- На каждой линии должно быть ПО ОДНОМУ КЛЮЧЕВОМУ СЛОВУ.
- Использовать РИСУНКИ как можно чаще.
Системная паутинка
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС. Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка».
Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. Познавательное развитие ведущая деятельность - познавательно-исследовательская. Речевое развитие в - коммуникативная, Физическое развитие - двигательная, Социально-коммуникативное развитие - игровая, Художественно- эстетическое развитие - продуктивная, Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами .
Этот метод совместной деятельности больше подойдет для детей среднего возраста, так как он выполняется в игровой, занятной форме.
Тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги воспитатели заранее наносят разметку – названия центров активности: центр искусства, центр математики, центр науки, центр книги, центр игры, центр кулинарии, центр движения и другое.
Начинается процесс планирования содержания и форм. Все идеи детей воспитатель или помощник воспитателя, или присутствующие в группе родители записывают на «Паутинке» печатными буквами, обязательно указывая имя ребенка, например: центр искусства «Нарисовать свой портрет. Ира», «Нарисовать разных людей – больших и маленьких. Дима». Воспитатели и родители могут предлагать свои идеи наряду с детьми. Идеи взрослых записываются также печатными буквами, но другим цветом. Это дает обильный аналитический материал (насколько индивидуален тот или иной ребенок, чья инициатива преобладает – детей или взрослых, какие виды деятельности чаще всего предлагают, какие виды деятельности или центры не вызывают инициативы детей и т.п.).
Как правило, на первый день начала темы, она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя, сотрудников детского сада, родителей, - дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности: книги, игры и игрушки, задания, ориентированные на разные возраста, разную степень сложности и интересы детей группы. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими разному возрасту, разным интересам детей, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит длительность работы по теме. Так как выбранная тема «работает» в группе от нескольких дней до одного месяца и больше (насколько хватает интереса у детей, идей и ресурсов у взрослых), то в последующие дни воспитатель предлагает детям дополнять план: «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?». В случае, если на паутинке» недостаточно места для продолжения записей детских идей, к основному листу прикрепляются дополнительные, рядом с тем центром, где оказалось мало места. Сзади «Плана-паутинки» воспитатель формулирует воспитательно-образовательные и развивающие задачи, которые можно решить.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога .
Образ «Семь мы»
Образ "Семь мы" как правило является краткосрочным 2-3 недели. Его очень удобно использовать к каким-нибудь значимым датам, дням ит.д. Дошкольники , откликаются на идеи, действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности, прикладывают усилия для достижения цели, а педагог направляет работу в нужное русло. И этот проект в зависимости от темы очень удобно вливается в проект «Системная паутинка».
Автором этого метода является Заир-Бек Елена Сергеевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург.
Образ "Семь МЫ", это семь вопросов, на которые нужно найти ответ
Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Я хочу предложить Вам , уважаемые коллеги, совместно создать проект к празднику 9 мая.
Воспитатель рассказывает детям, что, весь город украшен флагами, на груди у людей георгиевские ленточки, а ветераны надели ордена. Как вы думаете зачем?
- Мы озабочены... (…приближается праздник).
- Мы понимаем... (…что нужно подготовиться к торжественному мероприятию).
- Мы ожидаем... (…замечательный праздник, которые сами подготовим).
- Мы предполагаем... (…сделать подарки, открытки для ветеранов Великой Отечественной войны, сходить на салют и так далее).
- Мы намереваемся... (…пригласить ветеранов, провести праздничное мероприятие).
- Мы готовы... (…принять участие в праздничном мероприятии, разучить песни, выучить стихи и так далее).
- Мы обращаемся за поддержкой... (…к родителям, воспитателю и так далее).
Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:
- проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
- обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
- осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
- реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
В ходе реализации проектов происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность.
Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.
Один из этапов работы над проектом презентация – демонстрация продуктов проекта окружающим. Мы предлагаем вам ознакомиться с теми проектами, которые наши педагоги и обучающиеся создавали по тому или иному способу.
В рамках реализации ФГОС и в соответствии с годовым планом воспитательно-образовательной работы в подготовительной к школе группе создан мини-музей «Экспериментариум».
Работая над проектом «Весёлый огород» педагоги использовали «Модель трёх вопросов», опираясь на опыт детей.
Габион – это несложная конструкция из проволоки и камней.
Работая над проектам "Габионы" наши педагоги добавили неординарность в оформлении группового помещения.
Совместно с обучающимися создали из габиона цветочные горшки. Камни выгодно подчеркивают нежность и трогательность комнатных растений.
Понятие «рутарий» произошло от английского слова обозначающего «корень». Это рукотворный ансамбль, состоящий из корней деревьев, пней, камней и стволов.
Флорариум – это прозрачный контейнер из стекла или пластика, внутри которого растут растения. Это очень модная и красивая деталь интерьера.
Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно (в соответствии с требованиями государственных стандартов) сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата.
Метод проектов — творческий путь педагога. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Из выше сказанного следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, МЫ ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы...
Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Презентация про проектную деятельность в ДОУ...
Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО
Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять его в практическую деятельность работы детского сада. Модернизация системы образования влечет за собой су...
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"
Современное определение метода проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим р...
Педагогическая технология проектной деятельности в рамках реализации ФГОС: всестороннее развитие дошкольников при знакомстве с детской лирикой К. Д. Бальмонта на примере познавательно-творческого проекта «В гости к Фее...»
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...
Учебный проект "Красноярск глазами детей" в рамках обучения по программе "Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО" в Красноярском институте повышения квалификации
}Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. (ФГОС ДО от 17.10.2013 г., пункт 1.4.6)}Согласно...