НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тема: "Кто и как создает рисунки в книжках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_vyrazit.chteniyu_1.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Образовательная программа: основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Тема: «Кто и как создает рисунки в книжках»
Возрастная группа: старшая Количество детей: 22
Форма организации: групповая, подрупповая, индивидуальная.
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная.
Средства: наглядные, словесные, игровые.
Информационное обеспечение занятия: ФГОС ДО; «Планирование организационной образовательной деятельности воспитателя с детьми», технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., март-май, старшая группа, Волгоград, 2015 год; интернет – ресурс: https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2017/03/08/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-doshkolnikov.
Предварительная работа:
1. Рассматривание книг, разных по конструкции.
2. Беседы о творчестве художников-иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина.
3. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова, пересказывание потешек, сказок.
4. Чтение книг Е. И. Чарушина, рассматривание его рисунков и эстампов.
5. Изобразительная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек, рассказов.
6. Дидактические игры: «Найди рисунки Е. И. Чарушина», «Найди рисунки Ю. А. Васнецова», «Узнай, какой художник меня нарисовал», «Угадай, какие звери в этом домике живут».
7. Посещение выставки «Графика. Живопись».
Материалы и оборудование:
1. Подборка книг, разных по конструкции.
2. Два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. А. Васнецова (декоративная манера) и Е. И. Чарушина (реалистическая манера, карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненных художниками Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным.
3. Заготовки для выполнения рисунков в стиле Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина; гуашь, кисточки: акварельные и с жёсткой щетиной. Мяч.
Цель: познакомить детей с художниками – иллюстраторами детских книг.
Задачи образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие: - показать детям выразительные средства, индивидуальную манеру передачи образа художников – иллюстраторов детских книг (Ю.А.Васнецов, Е.и Н. Чарушины); -дать представление о процессе работы художника-иллюстратора. - познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности; Развивающие: - развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций Воспитательные: - формировать внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней; | Обучающие: - упражнять детей в выделении особенностей художественного языка двух иллюстраторов: Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина (Саша, Света); Развивающие: - развивать художественное видение (Сережа); Воспитательные: - формировать бережное отношение к книгам (Андрей). |
Ход взаимодействия:
Этапы занятия | Содержание деятельности | Деятельность (действия) педагога | Деятельность (действия) детей | Планируемые результаты |
Мотивацион-но-побуди-тельный этап | Педагог говорит «зазывалочку»: 1, 2, 3, 4, 5- Все бегите в круг вставать! Поиграем, порезвимся И со скукой мы простимся! | Педагог организует детей, заинтересовывает их. | Дети встают в круг, готовы играть. | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней. |
Мотивацион-но-побуди-тельный этап | Педагог спрашивает у детей: - Дети вы любите сказки? - Какие сказки вы знаете? -А вы знаете игры по сказкам? -Расскажите правила игры «Иван-царевич». -Хотите поиграть? (проводится игра, см.приложение) | Задает вопросы и предлагает вспомнить правила игры и поиграть в игру «Иван-царевич» | Дети отвечают на вопросы и соглашаются поиграть в игру «Иван-царевич» | Эмоциональный настрой на совместную деятельность. |
Организационно-поисковый этап | -Дети, а вы заметили, что в группе произошли изменения? Какие? В: Что больше привлекает вас в книгах? В: Как называют картинки в книжках? В: Кто создает иллюстрации к книгам? В: Для чего нужна иллюстрация в книге? В: К какому виду искусства относится книжная иллюстрация? В: Какие главные средства выразительности в графике? В: Чем рисуют художники-иллюстраторы? В: Какие бывают книжки по конструкции? В: Дети, а каких художников-иллюстраторов вы знаете? | Педагог проводит беседу, помогает детям отвечать на вопросы: иллюстрации нужны для того, чтобы помочь понять нам содержание книги. Рисунки наглядно рассказывают о героях: какие они, нравятся они художнику, как поступают герои. (Сережа - развивающие задачи, беседа с ним, привлечение его внимания). | Дети поочерёдно подходят к выставке книг, берут одну из книг и представляют её. Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, Е. М. Рачев, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев и др. Это – книжка-образ, это – книжка-игрушка, книжка с сюрпризом, книжка – панорама, книжка – сцена, книжка – малютка. | Внимательно рассмотрев группу , дети отвечают на вопрос. Выражают эмоции, посредством действий, слов. Отвечая на вопросы воспитателя, дети формируют свои мысли, рассказывают упорядочивают свои высказывания |
Организационно-поисковый этап | Педагог рассказывает, что вчера случилось в нашем детском саду. На книжной полке стояли книги с рисунками животных, выполненных художниками Е. И. Чарушиным и Ю. А. Васнецовым. Днём эти книжки рассматривали дети. Но пришёл вечер, потом ночь. Скучно стало зверюшкам в книжках. Вот они выпрыгнули из книжек, собрались вместе, стали хороводы водить, так развеселились, что забыли, в какой книжке, в каком домике живут. Животные очень растерялись, перепугались. Предлагает помочь им свои дома – книжки отыскать? К первому домику нужно поставить сказочных животных, которые нарисованы на ярком фоне, ходят как люди, одеты как люди, одежда украшена точечками, кружочками, волнистыми линиями. Ко второму домику нужно поставить сказочных животных, которые нарисованы на ярком фоне, ходят как люди, одежда украшена точечками, кружочками, волнистыми линиями. Ко второму домику нужно поставить настоящих животных, которых можно встретить в лесу, они сидят, бегают, прыгают, у них разное настроение, у животных шёрстка нарисована штрихами, на этих иллюстрациях нет фона. | В:Давайте сначала домики рассмотрим. Что это за дом? В: А как он расписан? В: И кто же его нарисовал? В: А как нарисована эта избушка? В: Кто его мог нарисовать? Д: Е. И. Чарушин. В: А сейчас попробуйте помочь животным, покажите каждому его дом. Воспитатель делает преднамеренную ошибку: ставит иллюстрацию сказочного животного к настоящему домику. (Саша, Света -обучающие задачи, дать дополнительное задание, помочь детям, которые затрудняются). | Д: Это сказочный теремок. Д: Точечками, кружочками, волнистыми линиями. Нарисован домик на ярком фоне. Д: Ю. А. Васнецов Д: Похоже на настоящий дом. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник. Дети берут карточки – иллюстрации, изображающие разных животных, выполненных художниками Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным, ставят их к определённому домику. Находят ошибку воспитателя. | Дети вживаются в игровую ситуацию. Правильно раскладывают карточки, объясняют свой выбор, исправляют ошибку воспитателя. |
физминутка | Стоит в поле теремок, теремок, (поднять руки над головой, кончики пальцев обеих рук соединить – это крыша). Он не низок, не высок (приседают, встают). На двери висит замок, да замок (сцепить пальцы рук в замок) Кто бы тот замок нам открыть помог? Слева зайка, справа мишка – отодвиньте-ка задвижку, (кивнуть головой по разу влево и вправо, протянуть руки в разные стороны, пальцы в замке) Слева ёжик, справа волк Нажимайте на замок! Зайка, мишка, ёжик, волк (сильнее сжимают пальцы). Открывают теремок, теремок (разводят руки в разные стороны). | Педагог предлагает сделать сказочную разминку. Стоит в поле теремок, теремок, Он не низок, не высок. На двери висит замок, да замок. Кто бы тот замок нам открыть помог? Слева зайка, справа мишка – отодвиньте-ка задвижку, Слева ёжик, справа волк Нажимайте на замок! Зайка, мишка, ёжик, волк Открывают теремок, теремок | Дети выполняют движения. (поднять руки над головой, кончики пальцев обеих рук соединить – это крыша). (приседают, встают). (сцепить пальцы рук в замок) (кивнуть головой по разу влево и вправо, протянуть руки в разные стороны, пальцы в замке) (сильнее сжимают пальцы). (разводят руки в разные стороны). | Предупреждение утомления, улучшения общего состояния детей, смена их деятельности. |
Организационно-поисковый этап | На столе представлены две книжки-ширмы (заготовки) сказки «Заюшкина избушка». Обложка первой книжки оформлена в декоративной манере (Ю. А. Васнецов, а второй –в реалистической манере (Е. И. Чарушин). Педагог говорит, что малыши порвали обложки у книжки и предлагает исправить ситуацию. | В: - Дети, а сейчас я приглашаю вас в мастерскую художников-иллюстраторов Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина. (делим детей на 2 группы: 1-Васнецовы, 2- Чарушины).Попробуйте сами оформить книжки для малышей. | Дети делятся на 2 группы (по интересам), выполняют задание. | Дети разделившись на 2 группы, делают свои выбор, аргументируя почему. |
Рефлексивно – коррегирующий этап | По окончании работы воспитатель организует выставку получившихся книг; | Воспитатель одобряет работы детей, говорит о том, что они подобрали картинки правильно. (Попросить Андрея помочь заклеить порванную обложку-воспитательная задача) | По окончании работы дети рассматривают получившиеся свои книжки – ширмы (вставляют рисунки); затем дарят их малышам. | Дети высказывают свое мнение, делятся впечатлением, выражают собственные мысли. |
ИГРА «Иван-царевич»
Игра «Иван-царевич» проводится с мячом в кругу. Ведущий называет часть имени сказочного персонажа или часть названия волшебного предмета, а дети должны продолжить – назвать имя или предмет полностью.
Например: мышка-норушка, лягушка –квакушка, зайчик –побегайчик, лисичка – сестричка, мишка – топтыжка, сестрица Алёнушка-братец Иванушка, Конёк –горбунок, Жар – птица, Серый - волк, Елена - Прекрасная, Василиса - Премудрая, Царевна -лягушка, шапка – невидимка, ковёр – самолёт, меч – кладенец, скатерть – самобранка.
Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут? »
На мольбертах выставляются иллюстрации домиков, выполненных Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным. На столе лежат карточки – иллюстрации разных животных, нарисованных данными художниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...