Технологическая карта по обучению грамоте на тему "Звук [м, м']
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Богатова Ольга Николаевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_obucheniyu_gramote_zvuk_m_.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЛЕКСЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОМАШКА» АЛЕКСЕЕВСКГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



Технологическая карта

 интегрированного занятия

 в подготовительной к школе группе в рамках семинара воспитателей ДОУ и учителей начальных классов МБОУ «Алексеевской СОШ № 1 и Алексеевской СОШ № 2»

по теме: «Преемственность ДОУ и начальной школы – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников»

Обучение грамоте «Изучение звука [М, м’]

на базе

МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 «Ромашка» Алексеевского муниципального района РТ

                                                                                                 Воспитатель

Богатова Ольга Николаевна

п.г.т.  Алексеевское

2017 год

Вид занятия

Интегрированное

Образовательная область

Речевое развитие (обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей

Развитие речи, коммуникация

Цель

Изучение звука [М, м’]

Задачи:

Обучающая: Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Формировать и закреплять знания детей о звуках, познакомить детей со звуком [м, м’] и буквой М. Учить составлять слоги.

Развивающая: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы

Воспитывающая: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Подготовительная работа

Рассматривание иллюстрации с картинками начинающие на звук [М, м]. Дидактические игры.

Оборудование

Рисунки или игрушки персонажей к сказке «Три медведя»; игрушки, в названии которых есть звуки [м, м’]; цветовые символы, звуковой град, буквенные кассы, буквы, «хворост» спички или карандаши; ноутбук.

Формы работы:

Создание проблемной ситуации, беседа, вопросы, игра, продуктивная деятельность.

Методы и приемы:

 Художественное слово, словесный, наглядный, практический, музыкальное сопровождение (звуки природы), ТСО, ноутбук.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Вводная часть организационный

момент

Воспитатель вместе с детьми заходит в группу. 

Психогимнастика

- Ребята, вы помните сказку «Три медведя?».

 Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовалась возвращению Машеньки её родители.

Выставляется кукла.

- Это Машенька из сказки «Три медведя». Ребятки, посмотрите, что в руках у Машеньки?

- Откроем и прочитаем, что там написано?

(Читаю загадку)

В чаще он лесной живёт,

Сладкоежкою слывёт.

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,

А зовут его…. (Медведь)

- На какой звук начинается слово «Медведь»?

-Правильно. Сегодня мы побываем с Машенькой  в гостях у трёх медведей и познакомимся со звуком [м, м’].

(Выставляю персонажей сказки или показываю сюжетные картинки и читаю четверостишье)

Маша в чаще заблудилась,

К трём медведям в дом явилась,

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Дети приветствуют гостей

Да.

Дети показывают эмоции согласно словам воспитателя.

Свиток.

Дают ответ загадки (Медведь) 

Звук   м’.

3 мин

Основная часть.

Характеристика звуков [м, м’] по артикуляционным и акустическим признакам.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие фонематических представлений.

Физкультминутка

Актуализация глагольной лексики.

Составление слов и слогов с буквой М.

- В каких словах вы услышали звук м?

- Какой это звук?

- В каком замке поселился звук м?

(На доске размещаю букву М в синем замке.)

- В каких словах вы услышали звук м' ?

- Как звучит звук м’?

- Этот звук м’ согласный, мягкий. Скажите Машеньке, какие ещё звуки вы знаете?

- Назовите их.

- В каком замке живут гласные звуки?

(Прошу подойти детей к столам)

- Покажем Машеньке, какими квадратиками мы обозначаем звуки. Если я назову слово с первым гласным звуком, вы поднимите (красную карточку). Если в слове услышите звук м’, то поднимите…(зелёную карточку). Если услышите звук м (твёрдый), то поднимите… (синюю карточку).

(Произношу слова, в которых гласные звуки стоят в начале слова, согласные м, м’ – в разных позициях.)

Слова: море, мир, мартышка, астра, муравей, метро, миска, март, мясо, мандарин, улитка, магнит.

- Молодцы. Ребята, Машенька огорчилась, что сломала стульчик. Она решила пойти к медведям, отнести им подарки и попросить прощения. Поможем ей подобрать подарки медведям?

В их названиях есть звуки [м, м’].

(Веду детей  к столу, где лежат разные игрушки и мешочек.)

- Какие игрушки может подарить Машенька?

(Складываем соответствующие звуку игрушки в мешочек)

 Молодцы, помогли собрать Машеньке подарки. А сейчас мы с ней пойдём к медведям

- Мы с Машенькой в лес

- На машине…

- Бегом…

- Тропинку…

- К домику…

- Подарки.

(Глаголы сопровождаю движениями.)

(Прошу одного из детей отнести мешок Мишутке)

- Какой звук произносим в конце этих слов?

(Прошу детей пройти к своим столам)

- Ребята, мы уже познакомились с буквой ЭМ.

- Покажите эту букву Мишутке.

(На доске карточки со слогами)

- Прочитайте слоги АМ, ОМ, УМ, МА, МО, МУ, МИ, ИМ. 

- Молодцы. Ребята,  мы Машеньке  помогли сходить в гости к медведям, а сейчас ей пора домой к дедушке с бабушкой. Но пока она Мишутке несла подарки, по дороге растеряла хворост, который несла для бабушки с дедушкой. Чтобы наша Машенька пришла домой не с пустыми руками, поможем ей собрать хворост?

(Вместе с детьми переходим на палас (на ноутбуке включаем звуки природы,  произношу четверостишие)

Маша по лесу гуляла,

В лесу хворост растеряла,

Ты Машуле помоги,

Хворост в букву собери.

- Ребята, сейчас вы должны взять каждый по 4  хворостинки и составить букву М.

Произношу слова:

«Палка, палка, а посередине галка» (М)

Маша, маленький.

Согласный.

В синем.

Медведям, Мишки.

Мягко, нежно.

Гласные.

А, О, У, И, Ы, Э, Ю, Я, Е, Ё.

В красном замке.

Дети поднимают соответствующие  карточки (квадратики).

Поможем.

Машинку, матрёшку, гармонь, мозаику, пирамидку.

Имитация движений в соответствии с текстом.

Пойдём.

Поедем.

Побежим.

Найдём.

Придём.

Отнесём, подарим, отдадим, вручим.

Подходят к медведям.

Ребёнок ставит рядом с Мишуткой подарки.

Звук [м]

Дети  подходят к своим столам, где лежат кассы букв.

Показывают букву М.

Соединяют слоги.

Поможем.

Ходят по кругу.

Дети по заданию воспитателя собирают по  4 «хворостинок» и составляют букву М (на паласе).

24 мин

Заключительная часть

- Молодцы. Сейчас, мы с вами соберем весь хворост и отдадим Машеньке.

- Давайте мы с вами с ней попрощаемся.

Собирают и отдают кукле Машеньке.

Прощаются с ней.

1,5

Рефлексия

- Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

-Какое задание было самым трудным?

-Кому мы с вами сегодня помогли?

Со звуком [м, м’].

Перечисляют, называют самое трудное задание. Помогли Машеньке.

1,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"

Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и сло...

Технологические карты по обучению грамоте

Технологические игры несут в себе основную особенность умственного развития ребёнка: восприятия, образного мышления,  воображения, развиваются сенсорные способности. Ребёнок  учится синтезир...

Технологическая карта по обучению грамоте

Технологическая карта по обучению граммоте. Тема: Игра "Отгадай какой звук". Звуковой анализ слова "аист"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Технологическая карта по обучению грамоте в подготовительной группе...

Технологическая карта по обучению грамоте в подготовительной группе

Технологическая карта по обучению грамоте в подготовительной группе...