ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Алексанкина Елена Викторовна

Технологическая карта по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ТЕМА: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия                                                                     

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков; объяснить различие понятий «звук» и «слово».

Задачи: 1.Социально-коммуникативное развитие: формировать умение слушать собеседника, не перебивать.  

2. Познавательное развитие: продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; развивать умение классифицировать предмет на живые и неживые.

3. Речевое развитие: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; совершенствовать фонематический слух; активизировать словарь

4. Художественно-эстетическое развитие: формировать эстетическое восприятие

5. Физическое развитие: совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Учет интересов детей: кукла, картинка или макет «Лесная полянка»

Материалы: Демонстрационный материал: кукла; картинки с изображениями собаки, коровы, мухи, машины, листьев, змеи, комаров; картинка или макет «Лесная полянка» с животными; картинка «Мак» с кружочками под ней; игрушки: паровоз, пирамидка, машинка, лопатка, ведерко; домики: красный, синий и зеленый с круглыми окошками того же цвета.

Предполагаемый результат: дети различают на слух и могут назвать звуки родного языка, могут назвать и разделить  слова на живые-неживые.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность

детей

1. Вводная часть

Организационный момент

Cтоит рядом с магнитной доской, держит в руках картинки, читает детям стихотворение и по ходу стихотворения выставляет картинки на магнитную доску.

Где-то собаки рычали: Ррр!

В стойле коровы мычали: Ммм!

В комнате мухи жужжали: Жжж!

Мимо машины бежали: Ррр!

Листья в лесу шумели: Ссс!

Змеи в лесу шипели: Шшш!

А комары все пели: Ззз!

Дети стоят возле педагога

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка

 и принятие детьми цели занятия

А сейчас сядет тот, кто вспомнит, как рычали собаки? Как коровы? Как жужжали мухи? Как шипели змеи? Какие    пели комары? А листья в лесу как шумели?

Как назвать одним словом все, что вы назвали?

Какие еще звуки вы знаете?

Сегодня мы будем говорить о звуках и словах.

Дети отвечают на вопросы

2. Основная часть

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам

Закрепление понятия звук.

Выставляются   звуковые домики красного, синего и зеленого цветов. В окошках домиков кружочки такого же цвета. Вносится кукла, которая «подходит» к каждому цветовому домику и систематизирует знания о гласных (красных), твердых (синих) и мягких (зеленых) согласных звуках.

дети вспоминают о гласных, согласных твердых и мягких звуках и их цветовых обозначениях, называют какие звуки в каком домике живут.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Закрепление понятия слово.

Выставляется картина или макет «Лесная полянка».

Ребята, кто мне ответит, что можно увидеть в лесу?

Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что видит только глаз –

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Ребята, а кого мы можем увидеть в лесу?

выставляются картинки   животных или фигурки на макете. 

Вы сказали много… слов. Лиса – это слово, белка – это слово, лягушка – тоже слово. Почему звучат слова? Потому что в них есть звуки. Слова состоят из звуков. Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слово медленно. Тихо, а вы – громко и быстро: «Мммааакк». (Мак). Выставляется картинка «Мак», а под ней – 3 кружочка. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м, перед собой – звук а, вправо – звук к. Опять соберем их – м, а, к. Получилось слово… (мак). Все слова состоят из звуков.

Динамическая пауза «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен. Перешагиваем через высокую траву, перепрыгиваем через лужу (прыгаем на двух ногах).

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о!

Налетел ветерок: ф-ф-ф!

Дети отвечают на вопросы

Выполняют движения

Практическая часть. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Усвоение понятий «живой-неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек?

Миша, кто ты? Нина, кто ты? Все вы …

Мы все живые люди.

Выставляются картинки живых и неживых предметов, педагог предлагает разделить их.

Дети отвечают на вопросы

Дети раскладывают картинки на живые и неживые, задавая вопрос кто? Что?

3. Заключительная часть

Итог занятия.

Систематизация знаний.

Вспомните, какие звуки мы с вами сегодня произносили?

Спойте любые гласные звуки. А теперь произнесите согласные звуки.

Чем мы произносим все эти звуки?

А теперь скажите мне какие-нибудь слова.

Дети отвечают на вопросы

4. Рефлексия

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем занятии. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

Показывают на пальцах оценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"

Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и сло...

Технологические карты по обучению грамоте

Технологические игры несут в себе основную особенность умственного развития ребёнка: восприятия, образного мышления,  воображения, развиваются сенсорные способности. Ребёнок  учится синтезир...

Технологическая карта по обучению грамоте

Технологическая карта по обучению граммоте. Тема: Игра "Отгадай какой звук". Звуковой анализ слова "аист"....

Технологическая карта по обучению грамоте в подготовительной группе

Технологическая карта по обучению грамоте в подготовительной группе...