Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63» г. Златоуст
Проведение мастер-класса на тему:
«Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»
Подготовила: учитель-логопед Т.Ю.Зубова
I ЧАСТЬ Теоретическая
Одним из важнейших условий всестороннего развития детей является правильная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
(Слайд 2) Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определенному звуку. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Постоянное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными.
Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики.
(Слайд 3) «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Другими словами Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
(Слайд 4)
Цель артикуляционной гимнастики:
• укрепление мышц артикуляционного аппарата
• развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе
• объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады.
Цель биоэнергопластики:
• развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук
• активизация интеллектуальной деятельности ребенка
• развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи
• формирование умения действовать по словесным инструкциям
Вначале с ребенком разучивают упражнения без использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с биоэнергопластикой. Рука ребенка подключалась только при полном освоении артикуляционного упражнения.
(Слайд 5)
Работу с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе дети знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке», короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.
Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
При проведении упражнений необходимо помнить: у детей ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому:
На втором этапе для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики используем героев перчаточного театра Чупа и Чупса, которые помогут освоить гимнастику. Педагог показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом.
На третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке. Педагог должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу.
(Слайд 6)
На четвёртом этапе артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.
На пятом этапе ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.
Шестой этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).
Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.
Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжает давать четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением.
(Слайд 7)
II ЧАСТЬ Практическая
Педагогам предлагается выполнить перчаточного героя.
Оборудование: перчатка, глазки, различные украшения, клей.
Далее выполняем упражнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики с помощью перчатки.
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь,
которая движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
(пальчики расставлены в стороны, как лучики
солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются
и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек.,
на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)
Упражнение «Слонёнок»
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
(ладонь собрана в щепоть, большой палец
прижат к среднему.)
Упражнение «Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(ладони с сомкнутыми пальцами
соединяем дуг с другом)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу,
имитируя положение «чашечки»)
Упражнение «Лошадка»
Я- весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
(Рука в горизонтальном положении (лежит
на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами
согнута. Под счёт поочерёдно касаются
стола кончики пальцев и запястье.)
III ЧАСТЬ Подведение итогов
(Слайд 8)
Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, это значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...
Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения» + презентация
Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.Задачи: - Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упраж...
План - конспект мастер - класса для педагогов Тема : " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".
План - конспект мастер - класса....
Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.Способствовать развитию интереса к данной м...
Мастер – класс практический на тему «Использование игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей»
представление опыта работы по использованию игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей....
Мастер класс для родителей детей старших групп "Нужна ли артикуляционная гимнастика"
Масиер класс для родителей детей старшего возраста о значении артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс с педагогами Тема: «Использование логоритмических упражнений на занятиях в детском саду»
Мастер-класс с педагогами Тема: «Использование логоритмических упражнений назанятиях в детском саду»...