Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения» + презентация
план-конспект занятия по логопедии по теме
Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.
Задачи:
- Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.
- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект мастер-класса логопеда для воспитателей ДОУ | 31.31 КБ |
Презентация к мастер-классу логопеда для педагогов ДОУ | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 «Виноградинка»
МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ ПО ТЕМЕ: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Составила и провела: учитель-логопед Ермакова Н. А.
х. Ведерников
2018г.
Цель: пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.
Задачи:
- Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми.
- Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.
Красивая речь - это спорт и искусство.
Уинстон Черчилль.
(Слайд 2) Уважаемые воспитатели! Эпиграфом нашей сегодняшней встречи я выбрала слова одного из самых известных британских политиков Уинстона Черчилля: «Красивая речь - это спорт и искусство». Черчилль играл со словами и смыслами как Вивальди со звуком скрипки. Но мало кому известно, что в детстве будущий великий оратор был слаб здоровьем, шепелявил и заикался. Благодаря силе воли и упорным ежедневным тренировкам, он не только справился со своими недугами, но и стал прекрасным оратором.
- Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
- А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
(Слайд 3) Образование звуков речи - это сложный двигательный навык:
- для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, небо);
- артикуляция связана с работой многочисленных мышц (артикуляционных, жевательных, мимических, глотательных);
- процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
ВЫВОД: чтобы создать основу для произношения звуков речи и коррекции речевых нарушений, ребенку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, а поможет ему в этом специальная артикуляционная гимнастика.
(Слайд 4) Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
• Статистические - упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 10-15 секунд: птенчики, лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
• Динамические упражнения для развития подвижности органов речи, скорости переключения с одного артикуляционного движения на другое: улыбка-хоботок, заборчик бублик, качели, часики, лошадка вкусно, змейка и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
(Слайд 5) Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно по 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.
- Артикуляционную гимнастику делают сидя, поскольку в этом положении у ребенка тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
- Артикуляционную гимнастику выполняют перед настенным зеркалом, т. к. ребенок должен хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
- Не следует предлагать детям белее 2-3 движений за один раз. При отборе упражнений следует соблюдать определенную последовательность: от простого упражнения - к более сложному.
- Статистические упражнения (на удержание артикуляционной позы в одном положении) выполнять по 10-15 секунд.
- Динамические упражнения (на смену артикуляционных поз) выполнять 5-7 раз.
- Движения проводить неторопливо, четко, ритмично.
- Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнения для губ. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
ПОМНИТЕ: гимнастика не должна ребенку надоедать, следите, чтобы ребенок от нее не уставал!
(Слайд 6) Прежде чем поехать на автомобиле в лютый мороз, мы прогреваем двигатель. Также и мы с детьми в начале логопедического занятия разогреваем свои пальчики и артикуляционный аппарат. Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка и стать успешным в будущем!
- И так, артикуляционная гимнастика. Делаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Дамы, не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеды долго сохраняют прекрасный овал лица.
Базовый комплекс артикуляционной гимнастики (выполнение и показ):
(Слайд 7) Упражнения для формирования позиции губ:
1."Улыбка". Удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
2."Заборчик"/ лягушка. Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
3."Хоботок" (хобот слона)/слон/труба/дудочка. Вытягивание сомкнутых губ вперед.
4."Бублик"/ рупор. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Верхние и нижние резцы обнажены.
5."Кролик". Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
(Слайд 8) Упражнения для язычка:
- "Птенчики"/окошко / бегемот. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- "Лопаточка"/блинчик. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- "Иголочка / змея". Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.
- "Вкусное варенье". Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- "Чашечка". Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- "Горка/мостик/киска сердится". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- "Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
"Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Узким язычком попеременно тянуться к уголкам рта.
- "Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
- "Грибок". Рот открыт. Язык присосать к небу.
- "Лошадка". Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- "Маляр". Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
- "Гармошка". Рот открыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- "Катушка". Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.
- Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!
* (Формы выполнения артикуляционной гимнастики: карточки, сказка, приключение, игра с карточками, загадки, в стихах)
(Слайд 9) Практическое занятие (мастер-класс) учителя-логопеда с воспитателями ДОУ по теме «Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения»
- Уважаемые воспитатели, сегодня к нам пришел гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?
(Слайд 10) Зеленая, без хвоста
Любит мокрые места
Глаза на макушке
Кто это? (Лягушка)
Учитель-логопед достает Квакушу. Квакуша рассказывает о себе:
(Слайд 11) Я горжусь красой своей:
Ртом, конечно до ушей,
Длинным красным язычком
И зеленым пиджачком.
Знают все мои друзья:
Я - добрая и веселая.
Меня зовут - Квакуша.
Артикуляционная гимнастика
- Квакуша очень любит гимнастику язычка и предлагает вам выполнить ее вместе с ней. Попробуем? Подвиньте поближе зеркала, чтобы вы могли видеть себя, и пока я буду рассказывать, что любит Квакуша, а вы будете вместе с Квакушой выполнять упражнения.
(Слайд 12) "Сказка о веселом язычке"
Жил-был Язычок в ротике-домике (показать кончик широкого язычка и спрятать - повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены - повторить 3-5 раз)
А на крыше домика была высокая труба (губы в трубочку - повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко (широко открыть рот, закрыть - повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко, (язык поднять вверх к носу) потом на травку (язык опустить вниз), понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону)
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать)
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз)
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую - по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами) : С-С-С-С.
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены)
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д... (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу! (Улыбка)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу - по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против часовой стрелки)
Потом захотелось ему попить, он взял чашечку и начал пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок - 3-5 раз)
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам - по 3 повтора)
И решил отдохнуть…
- А теперь попробуем поиграть с Квакушей. Она у нас очень любит игры:
(Слайд 13) Пальчиковая гимнастика
- Квакуша любит играть не только языком, но и пальчиками. А теперь давайте, уважаемые воспитатели, поиграем пальчиками. Выполняйте упражнения вместе с Квакушей.
На лужайке две подружки (Из пальцев сделать лягушек)
Ква-ква-ква. (Повороты кистями рук)
Две зеленые лягушки: Ква-ква-ква. (Пальцы имитируют открывающийся рот)
Хором песни распевают: (Сложить ладони и раскрыть их)
Ква-ква-ква, (Хлопки в ладоши)
И спокойно спать мешают (Погрозить пальцем)
Ква-ква-ква! (Похлопать в ладоши)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Слайд 14) Биоэнергопластика
- Наше занятие подходит к концу, давайте его закончим гимнастиками язычка и пальчиков. Повторяйте за Квакой. И по очереди загибайте пальчики.
Раз - скорее улыбнись,
Два - язык опустим вниз,
Три - язык наверх потянем.
На четыре - позеваем.
Пять - варенье облизать.
Шесть - по нёбу постучать.
Семь - лошадка скачет звонко.
Восемь - гриб на ножке тонкой.
Девять - можно поболтать.
Десять - нужно отдыхать.
(Слайд 15) Рефлексия
- Уважаемые воспитатели, у вас на столах лежат бумажные кружочки, нарисуйте, пожалуйста, свое настроение карандашами (Логопед оценивает эмоциональное состояние каждого с помощью нарисованных смайликов).
- Уважаемые воспитатели, только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет детям научиться произносить правильно звуки русского языка. Успехов Вам!
- Спасибо за внимание, дорогие воспитатели!
Страница из
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Красивая речь - это спорт и искусство» Уинстон Черчилль
Органы речи: Губы Язык Нёбо Органы дыхания: гортань трахея бронхи легкие диафрагма межреберные мышцы.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Рекомендации: Ежедневно 5-7 мин Сидя Перед зеркалом Не более 2-3 упр. за раз! От простого к сложному Одна артик . поза по 10-15 сек ( статистич . упр.) Одно артик . упр. со сменой поз по 10-15 сек ( динамич . упр.) Неторопливо, четко и ритмично Начинать арт.гимнастику с упражнения для губ
Артикуляционная гимнастика
Практическое занятие
Зелёная, без хвоста Любит мокрые места Глаза на макушке Кто это?
Я горжусь красой своей: Ртом, конечно до ушей, Длинным красным язычком И зеленым пиджачком. Знают все мои друзья: Я – добрая и веселая. Меня зовут- Квакуша.
«Сказка о веселом язычке»
Пальчиковая игра «Лягушки»
Раз – скорее улыбнись, Два – язык опустим вниз, Три – язык наверх потянем. На четыре – позеваем. Пять – варенье облизать. Шесть – по нёбу постучать. Семь – лошадка скачет звонко. Восемь – гриб на ножке тонкой. Девять – можно поболтать. Десять – нужно отдыхать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения
Благодаря современным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста....
Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения.
Материал содержит памятку и практический материал для проведения артикуляционной гимнастики родителями в домашних условиях....
Сценарий родительского собрания на тему: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»
Первое родительское собрание с родителями. Подведение итогов диагностики. Родительское собрание с практическим применением артикуляционнной гимнастики. Помощь при выполнении домашнего задания....
«Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»...
Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения
Буклет с комплексом артикуляционной гимнастики предназначен для родителей и педагогв ДОУ...
Выступление на родительском собрании на тему: «Артикуляционная гимнастика- залог правильного звукопроизношения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение– детский сад № 34 «Светлячок» комбинированного вида г. Кызыла Республики Тыва...
Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так «без костей». Оказывается язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык д...