Мастер класс для родителей детей старших групп "Нужна ли артикуляционная гимнастика"
консультация (старшая группа)
Масиер класс для родителей детей старшего возраста о значении артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_roditeley_detey_starshih_grupp_ob_artikulyatsionnoy_gimnastike.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей детей старших групп
«Нужна ли артикуляционная гимнастика»
Все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.
В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и развить слуховое внимание. Можно предложить ребёнку определить игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.) или предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).
Для исправления дефектного звукопроизношения в начале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок видел движения языка. Это ему необходимо для того, чтобы видеть в каком положении находится язык при произнесении звуков. Постепенно артикуляционные навыки автоматизируются, надобность в зрительном контроле отпадает.
Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики ("губы вытянуты трубочкой", "растянуть в улыбку", "высовывать язычок и прятать за нижние зубки", "поднимать язык к верхним зубам", "стучать кончиком языка по верхним зубам, щёлкать кончиком языка "как лошадка скачет" и многие, многие другие упражнения) нужно быть терпеливым, ласковым, спокойным; обязательно хвалить ребёнка, стимулировать мотивацию к занятиям и не огорчаться, если некоторые упражнения не получаются сразу, повторить их вместе с ребёнком. Заниматься с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в форме сказки ("жил да был в своём домике весёлый язычок...").
Артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения, но только часть. Логопед, в зависимости от индивидуальных особенностей речи ребёнка, подбирает задания для занятий с ним дома. В основном родители закрепляют то, что было сделано с логопедом. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней, могут потеряться и тогда работу приходится начинать сначала.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. Организация проведения артикуляционной гимнастики 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогите ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходите к выполнению упражнений творчески. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Упражнения для губ 1. Улыбка. 2. Трубочка (Хоботок). 3. Бублик (Рупор). 4. Улыбка — Хоботок. 5. Кролик. Упражнения для развития подвижности губ 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 2. Улыбка — Трубочка. 3. Пятачок. 4. Рыбки разговаривают. 5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. 6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". 7. Уточка. 8. Недовольная лошадка. 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Если губы совсем слабые: Упражнения для губ и щек 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. 3. Голодный хомячок. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. Статические упражнения для языка 1. Птенчики (окошко). 2. Лопаточка. 3. Чашечка. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). 5. Горка (Киска сердится). 6. Трубочка. 7. Грибок. Динамические упражнения для языка. 1. Часики (Маятник). 2. Змейка. 3. Качели. 4. Футбол (Спрячь конфетку). 5. Чистка зубов. 6. Катушка. 7. Лошадка. 8. Гармошка. 9. Маляр. 10. Вкусное варенье. 11. Оближем губки. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти 1. Трусливый птенчик. 2. Акулы. 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 4. Обезьяна. 5. Сердитый лев. 6. Силач. 7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 10. Дразнилки. 11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: 12. Произнесите гласные звуки с голосом: 13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Мал, да удал. В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто. Тренировка мышц глотки и мягкого неба 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом. 2. Произвольно покашливать. 3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. 4. Глотать воду маленькими порциями (20 — 30 глотков). 5. Надувать щеки с зажатым носом. 6. Медленно произносить звуки к, г, т, д. 7. Подражать: 8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. 9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта. 10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке. 11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой. 12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей детей старшей логопедической группы по теме «Звуковой анализ слова»
Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...
Мастер-класс для родителей детей старшего возраста «Нетрадиционные техники рисования»
Мастер-класс...
Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему «Калейдоскоп семейных традиций»
Этот мастер-класс позволит решить комплекс развивающих задач. Это повышение компетенции родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей, создание новых семейных традиций в жизни р...
Мастер-класс для родителей: «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. Правила выполнения».
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе....
Мастер- класс для родителей детей старшей группы "Колокольчик" "ДЕРЕВЬЯ"
мастер-класс прошел в рамках дня открытых дверей...
Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии: дыхательная и артикуляционная гимнастика, самомассаж лица в работе с детьми с ОВЗ».
В мастер-классе для родителей детей с ОВЗ используются здоровьесберегающие технологии, а именно дыхательная, артикуляционные гимнастики, самомоссаж лица....
Мастер-класс для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"
Материалы к мастер-классу для родителей по обучению навыков проведения артикуляционной гимнастики "Артикуляционная гимнастика - это просто!"...