конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Будыкина Светлана Михайловна

конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   дошкольное  образовательное  учреждение  «ДС№30»

Конспект НОД   по образовательной области

«Речевое развитие» в старшей группе

Тема:  «Мир театра»

Провёл воспитатель :Будыкина Светлана Михайловна

Конспект НОД   по образовательной области

«Речевое развитие» в старшей группе

Тема:  «Мир театра»

Вид: Интегрированное

Тип : Развитие речи

Группа: Старшая

Интеграция образовательных направлений: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема :«Мир театра».

Оборудование. Коробка, корзинка с героями сказок, скрипичный ключ (рисунок)игрушки,(мышка,сушки),мольберт,игра «Эмоции»,музыка,заготовки пальчикового театра,карандаши простые.

Цель :Развивать интерес к театрализованной деятельности. Формировать творческие способности и артистические умения детей. Развивать речь.

Задачи:

Образовательные:

--Учить  передавать несложные эмоциональные состояния героев. Учить   детей: отчетливости в произношении, интонационной выразительности, совершенствование диалогической и монологической речи.

Развивающие:

--Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, интонационный строй речи.

Воспитательные:

--Воспитывать активность, позитивные эмоции, желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Ход НОД. 

Звучит музыка,  (Где водятся волшебники) Воспитатель говорит загадочным голосом.

--Дети, вы любите чудеса? (Ответы детей). А где случаются чудеса? (В сказках). А как вы думаете какие там бывают чудеса? (Ответы). Ребята, я знаю ещё одну волшебную страну, она очень связана со сказками. Может быть вы тоже знаете и скажете.

(Эта страна— Мир театра.) А почему я назвала её волшебной? Да, там тоже случаются чудеса и люди могут превращаться в кого угодно. В кого, например? (Ответы).  А кто  работает в театре ? (люди)А какие  театральные профессии вы знаете?

--А вы хотите  сегодня отправиться в театральный мир и превратиться в актёров. В театральном мире  так интересно! Там много забавных, весёлых, интересных игр, там поют и танцуют. Вы хотите туда отправиться? Закройте глаза. --Произносите вместе со мной слова и делайте движения:

Топни, хлопни,

Вокруг себя обернись,

В мире театра окажись!

Звучит музыка, дети открывают глаза.

--Вот мы и в театральной стране. Дети а ,что же это? (Замечают коробку). Дети, это волшебная коробка.  Потрогайте её, посмотрите какая она красивая, загадочная. Хотите посмотреть ,что там внутри, давайте развяжем бант и посмотрим ,что внутри. (Дети развязывают бант).Эта волшебная коробка поможет нам стать актёрами.

--Для начала я мне хочется узнать, какие  вы знаете сказки. (Достаёт корзинку. В корзинке  игрушки, изображающие героев из разных сказок). Кто это? Да они же все перепутались! Вы мне хотите помочь исправить все ошибки.

Петушок. Не ешь меня! Я тебе песенку спою. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…

(Дети говорят, что это песенка Колобка)

Лиса. Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся…

(Слова Козы из сказки «Волк и семеро козлят»).

Медведь. Несёт меня Лиса, за тёмные леса, за высокие горы…

(Слова Петушка из сказки «Кот, петух и лиса»).

Колобок Сяду на пенёк, съем пирожок!

(Слова Маши из сказки «Маша и медведь»).

--Молодцы, да вы знатоки сказок!  Вы очень здорово угадали сказки и распределили их по сказкам. А куда мы можем определить корзинку как вы думаете?  

--Заглянем в коробку. Здесь ребята нашли игру «Эмоции» . Дети, актёры должны уметь показать разное настроение героев, их эмоции и делают они это с помощью мимики. Знаете, что это? Как человек может показать эмоции? (С помощью лица).

(Достаёт мимики  с разным выражением изображением животных и масок). Сейчас вам надо разделиться на две команды. Первая  команда будет находить животное с эмоциями, вторая команда маски с эмоциями.На мольберте будете ставить карточки.

Я буду читать стихотворение, а вы найдите эмоцию, назовите её и попробуйте изобразить.

1. Все ребята во дворе весело играют,

Только я болею и с утра скучаю.

(Грусть).

2. Целый день всё хмурит брови

И грозит всем кулаком.

животное  совсем не в духе…

Навестим его потом.

(Злость).

3. У него сегодня день рожденья

И подарков от друзей не счесть:

Книжки, сладости, игрушки,

Даже шар воздушный есть.

(Радость).

--Молодцы, замечательно справились с заданием.

--А ещё, дети, актёр должен обладать артистическими  способностями.  Давайте мы попробуем  кое-что изобразить.

Проводится игра «Артист». Дети  вы должны придумать и назвать воображаемый предмет  и передать по кругу друг другу : (большой мяч, маленький мячик, воздушный шар, камень, горячий блинчик, ёжика, стеклянную вазу и т. п.)

Молодцы, всё хорошо получилось.

- А сейчас давайте пройдём к доске и присядем.

--Ещё у актёров должна быть чёткая, понятная речь. Они должны уметь говорить с разной силой голоса и в разном темпе. Научиться так говорить помогут скороговорки. Вы знаете, что это такое? (Достаёт из коробки мышку и сушки .). Скороговорок есть очень много. Какие вы уже знаете?  Мы сегодня выучим и попробуем произнести скороговорку про мышек и сушки.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Давайте скажем скороговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро. Теперь скажем тихо, погромче, громко. А теперь каждый повторит.

--Вы молодцы. Теперь вернёмся к нашей коробочке. (Достаёт скрипичный ключ).

Дети, музыка украшает любой спектакль, любую сказку. Актёр должен чувствовать её, у музыки тоже есть свой характер, своё настроение. Сейчас мы поиграем в игру «Музыкальное послание». Сейчас будет звучать музыка, вы определите кому из героев она больше подходит, ту фигурку и поднимите . Поочерёдно звучат три музыкальных отрывка разного характера. Дети определяют, какому герою каждый из них подходит. Петушок, Зайчик, Медведь,  Петушок какой? (Красивый, храбрый, гордый).   Медведь какой? (Большой, неуклюжий). А Зайчик  какой? (Весёлый, задорный,трусливый,)

 Ребята смотрите здесь ещё, что то лежит? О да это же заготовки пальчикового театра, только они не законченные, вы хотите их   доделать? Дети делают театр. А сейчас нам необходимо вернуться назад в группу, давайте скажем волшебные слова.

Топни, хлопни ,вокруг себя обернись

И в группе окажись.

Вот мы и в группе. Ребята мы где сейчас были?А, что сейчас мы делали?

 Зачем они нам могут пригодиться в жизни?( ответы детей)Какое задание для вас было самым трудным? А какое было лёгким?А вам было сегодня интересно?

--Молодцы, дети. Вот вы и  стали актёрами.

Вы артистами сегодня побывали,

Много интересного нам показали.

Все старались, были молодцы,

Похлопаем друг другу от души.

Самоанализ НОД   по образовательной области

«Речевое развитие» в старшей группе

Тема:  «Мир театра»

Вид: Интегрированное

Тип : Развитие речи

Группа: Старшая

Интеграция образовательных направлений: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема :«Мир театра».

Вид занятия: групповое

Цель :Развивать интерес к театрализованной деятельности. Формировать творческие способности и артистические умения детей. Развивать речь.

Задачи:

Образовательные:

--Учить  передавать несложные эмоциональные состояния героев. Учить   детей: отчетливости в произношении, интонационной выразительности, совершенствование диалогической и монологической речи.

Развивающие:

--Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, интонационный строй речи.

Воспитательные:

--Воспитывать активность, позитивные эмоции, желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

1. Мотивацию к деятельности;

2. Механизм осуществления деятельности;

3. Анализ результата деятельности;

4. Рефлексию.

В качестве средства для мотивации детей к игровой деятельности я использовала музыку и внесла коробку.. Это позволило мне не только вызвать интерес к предстоящей деятельности, но и поддерживать его на протяжении всего занятия. Игровые приёмы не столько развлекали детей, сколько обеспечивали эмоциональную активность и при этом помогали достигать развивающих и обучающих результатов деятельности.

 Продуманность размещения оборудования, его разнообразие, смена видов деятельности – всё это поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.

Для лучшего усвоения программного материала я продумала оформление и атрибуты для игры, расположив их наиболее удобно для детей. Это стол для игры и мольберт.

 Дети постоянно перемещались в пространстве помещения;

 Для развития образного мышления и воображения использовалось музыкальное сопровождение: музыкальные зарисовки и куклы.

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

 Вводная беседа;

Творческие задания;

Продуктивная деятельность.

 Заключительная часть.

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы были использованы неоднократно:

 При создании игровой мотивации «Волшебная коробка»

Практические методы. Выполнение творческих заданий: «Игра (Артист)

Метод игровой подгрупповой деятельности применялся во время игры «Эмоции»

На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

Используемые приемы

- Для привлечения и сосредоточения внимания детей использовался приём «Тихий и загадочный голос»

- Приём обеспечения эмоциональности, интереса детей: использование персонажей, просьбы к детям «улыбнулись друг другу», «поблагодарите аплодисментами»;

- Приём активизации самостоятельного мышления детей: создание проблемных ситуаций.

Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом.

Длительность занятия 35  минуты,  а по  Сан Пин, должно быть 24 минуты, но дети не устали и были подвижны и веселы.

***

• Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены, так как они соответствовали возрасту детей:

- учились взаимодействовать друг с другом.

Сегодня мы увидели, что ребёнок из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в субъект деятельности», целенаправленно реализующего свою творческую активность в форме театрализованной деятельности.

• Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

• Логичность построения занятия позволила провести его, последовательно и каждая часть занятия плавно переходила из одной в другую.

• Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.

• На занятии создана непринужденная, доверительная обстановка;

• Созданная мною игровая ситуация вынуждала их к тесному сотрудничеству.

• Использование наглядности, продуманность размещения оборудования и его разнообразие, смена видов деятельности, всё это повышало внимание детей, поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.

***

Наряду с положительными моментами имеются и недостатки

В силу психологических особенностей не все дети смогли в полной мере раскрыться для общения. Возможно, для того, чтобы найти заветный ключик к сердцу этих детей потребовалось бы немного больше времени.

Активнее побуждать детей к взаимодействию между собой, речевому сопровождению своей деятельности.

Уделять внимание обобщению ответов детей.

Стимулировать внешнюю и внутреннюю активность для формирования новых знаний.

В целом хочу отметить, что занятие удалось, поставленные задачи выполнены, о чём свидетельствует выполнение заключительного задания.

***

По рефлексии детей в конце занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, они имеют желание в будущем играть в кукольный театр и показывать его другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....