конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС№30»
Конспект НОД по образовательной области
«Речевое развитие» в старшей группе
Тема: «Мир театра»
Провёл воспитатель :Будыкина Светлана Михайловна
Конспект НОД по образовательной области
«Речевое развитие» в старшей группе
Тема: «Мир театра»
Вид: Интегрированное
Тип : Развитие речи
Группа: Старшая
Интеграция образовательных направлений: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема :«Мир театра».
Оборудование. Коробка, корзинка с героями сказок, скрипичный ключ (рисунок)игрушки,(мышка,сушки),мольберт,игра «Эмоции»,музыка,заготовки пальчикового театра,карандаши простые.
Цель :Развивать интерес к театрализованной деятельности. Формировать творческие способности и артистические умения детей. Развивать речь.
Задачи:
Образовательные:
--Учить передавать несложные эмоциональные состояния героев. Учить детей: отчетливости в произношении, интонационной выразительности, совершенствование диалогической и монологической речи.
Развивающие:
--Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, интонационный строй речи.
Воспитательные:
--Воспитывать активность, позитивные эмоции, желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Ход НОД.
Звучит музыка, (Где водятся волшебники) Воспитатель говорит загадочным голосом.
--Дети, вы любите чудеса? (Ответы детей). А где случаются чудеса? (В сказках). А как вы думаете какие там бывают чудеса? (Ответы). Ребята, я знаю ещё одну волшебную страну, она очень связана со сказками. Может быть вы тоже знаете и скажете.
(Эта страна— Мир театра.) А почему я назвала её волшебной? Да, там тоже случаются чудеса и люди могут превращаться в кого угодно. В кого, например? (Ответы). А кто работает в театре ? (люди)А какие театральные профессии вы знаете?
--А вы хотите сегодня отправиться в театральный мир и превратиться в актёров. В театральном мире так интересно! Там много забавных, весёлых, интересных игр, там поют и танцуют. Вы хотите туда отправиться? Закройте глаза. --Произносите вместе со мной слова и делайте движения:
Топни, хлопни,
Вокруг себя обернись,
В мире театра окажись!
Звучит музыка, дети открывают глаза.
--Вот мы и в театральной стране. Дети а ,что же это? (Замечают коробку). Дети, это волшебная коробка. Потрогайте её, посмотрите какая она красивая, загадочная. Хотите посмотреть ,что там внутри, давайте развяжем бант и посмотрим ,что внутри. (Дети развязывают бант).Эта волшебная коробка поможет нам стать актёрами.
--Для начала я мне хочется узнать, какие вы знаете сказки. (Достаёт корзинку. В корзинке игрушки, изображающие героев из разных сказок). Кто это? Да они же все перепутались! Вы мне хотите помочь исправить все ошибки.
Петушок. Не ешь меня! Я тебе песенку спою. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…
(Дети говорят, что это песенка Колобка)
Лиса. Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся…
(Слова Козы из сказки «Волк и семеро козлят»).
Медведь. Несёт меня Лиса, за тёмные леса, за высокие горы…
(Слова Петушка из сказки «Кот, петух и лиса»).
Колобок Сяду на пенёк, съем пирожок!
(Слова Маши из сказки «Маша и медведь»).
--Молодцы, да вы знатоки сказок! Вы очень здорово угадали сказки и распределили их по сказкам. А куда мы можем определить корзинку как вы думаете?
--Заглянем в коробку. Здесь ребята нашли игру «Эмоции» . Дети, актёры должны уметь показать разное настроение героев, их эмоции и делают они это с помощью мимики. Знаете, что это? Как человек может показать эмоции? (С помощью лица).
(Достаёт мимики с разным выражением изображением животных и масок). Сейчас вам надо разделиться на две команды. Первая команда будет находить животное с эмоциями, вторая команда маски с эмоциями.На мольберте будете ставить карточки.
Я буду читать стихотворение, а вы найдите эмоцию, назовите её и попробуйте изобразить.
1. Все ребята во дворе весело играют,
Только я болею и с утра скучаю.
(Грусть).
2. Целый день всё хмурит брови
И грозит всем кулаком.
животное совсем не в духе…
Навестим его потом.
(Злость).
3. У него сегодня день рожденья
И подарков от друзей не счесть:
Книжки, сладости, игрушки,
Даже шар воздушный есть.
(Радость).
--Молодцы, замечательно справились с заданием.
--А ещё, дети, актёр должен обладать артистическими способностями. Давайте мы попробуем кое-что изобразить.
Проводится игра «Артист». Дети вы должны придумать и назвать воображаемый предмет и передать по кругу друг другу : (большой мяч, маленький мячик, воздушный шар, камень, горячий блинчик, ёжика, стеклянную вазу и т. п.)
Молодцы, всё хорошо получилось.
- А сейчас давайте пройдём к доске и присядем.
--Ещё у актёров должна быть чёткая, понятная речь. Они должны уметь говорить с разной силой голоса и в разном темпе. Научиться так говорить помогут скороговорки. Вы знаете, что это такое? (Достаёт из коробки мышку и сушки .). Скороговорок есть очень много. Какие вы уже знаете? Мы сегодня выучим и попробуем произнести скороговорку про мышек и сушки.
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Давайте скажем скороговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро. Теперь скажем тихо, погромче, громко. А теперь каждый повторит.
--Вы молодцы. Теперь вернёмся к нашей коробочке. (Достаёт скрипичный ключ).
Дети, музыка украшает любой спектакль, любую сказку. Актёр должен чувствовать её, у музыки тоже есть свой характер, своё настроение. Сейчас мы поиграем в игру «Музыкальное послание». Сейчас будет звучать музыка, вы определите кому из героев она больше подходит, ту фигурку и поднимите . Поочерёдно звучат три музыкальных отрывка разного характера. Дети определяют, какому герою каждый из них подходит. Петушок, Зайчик, Медведь, Петушок какой? (Красивый, храбрый, гордый). Медведь какой? (Большой, неуклюжий). А Зайчик какой? (Весёлый, задорный,трусливый,)
Ребята смотрите здесь ещё, что то лежит? О да это же заготовки пальчикового театра, только они не законченные, вы хотите их доделать? Дети делают театр. А сейчас нам необходимо вернуться назад в группу, давайте скажем волшебные слова.
Топни, хлопни ,вокруг себя обернись
И в группе окажись.
Вот мы и в группе. Ребята мы где сейчас были?А, что сейчас мы делали?
Зачем они нам могут пригодиться в жизни?( ответы детей)Какое задание для вас было самым трудным? А какое было лёгким?А вам было сегодня интересно?
--Молодцы, дети. Вот вы и стали актёрами.
Вы артистами сегодня побывали,
Много интересного нам показали.
Все старались, были молодцы,
Похлопаем друг другу от души.
Самоанализ НОД по образовательной области
«Речевое развитие» в старшей группе
Тема: «Мир театра»
Вид: Интегрированное
Тип : Развитие речи
Группа: Старшая
Интеграция образовательных направлений: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема :«Мир театра».
Вид занятия: групповое
Цель :Развивать интерес к театрализованной деятельности. Формировать творческие способности и артистические умения детей. Развивать речь.
Задачи:
Образовательные:
--Учить передавать несложные эмоциональные состояния героев. Учить детей: отчетливости в произношении, интонационной выразительности, совершенствование диалогической и монологической речи.
Развивающие:
--Развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, интонационный строй речи.
Воспитательные:
--Воспитывать активность, позитивные эмоции, желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
1. Мотивацию к деятельности;
2. Механизм осуществления деятельности;
3. Анализ результата деятельности;
4. Рефлексию.
В качестве средства для мотивации детей к игровой деятельности я использовала музыку и внесла коробку.. Это позволило мне не только вызвать интерес к предстоящей деятельности, но и поддерживать его на протяжении всего занятия. Игровые приёмы не столько развлекали детей, сколько обеспечивали эмоциональную активность и при этом помогали достигать развивающих и обучающих результатов деятельности.
Продуманность размещения оборудования, его разнообразие, смена видов деятельности – всё это поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.
Для лучшего усвоения программного материала я продумала оформление и атрибуты для игры, расположив их наиболее удобно для детей. Это стол для игры и мольберт.
Дети постоянно перемещались в пространстве помещения;
Для развития образного мышления и воображения использовалось музыкальное сопровождение: музыкальные зарисовки и куклы.
Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:
Вводная беседа;
Творческие задания;
Продуктивная деятельность.
Заключительная часть.
На занятии использовались следующие методы:
Словесные методы были использованы неоднократно:
При создании игровой мотивации «Волшебная коробка»
Практические методы. Выполнение творческих заданий: «Игра (Артист)
Метод игровой подгрупповой деятельности применялся во время игры «Эмоции»
На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.
Используемые приемы
- Для привлечения и сосредоточения внимания детей использовался приём «Тихий и загадочный голос»
- Приём обеспечения эмоциональности, интереса детей: использование персонажей, просьбы к детям «улыбнулись друг другу», «поблагодарите аплодисментами»;
- Приём активизации самостоятельного мышления детей: создание проблемных ситуаций.
Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом.
Длительность занятия 35 минуты, а по Сан Пин, должно быть 24 минуты, но дети не устали и были подвижны и веселы.
***
• Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи
были успешно выполнены, так как они соответствовали возрасту детей:
- учились взаимодействовать друг с другом.
Сегодня мы увидели, что ребёнок из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в субъект деятельности», целенаправленно реализующего свою творческую активность в форме театрализованной деятельности.
• Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
• Логичность построения занятия позволила провести его, последовательно и каждая часть занятия плавно переходила из одной в другую.
• Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.
• На занятии создана непринужденная, доверительная обстановка;
• Созданная мною игровая ситуация вынуждала их к тесному сотрудничеству.
• Использование наглядности, продуманность размещения оборудования и его разнообразие, смена видов деятельности, всё это повышало внимание детей, поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.
***
Наряду с положительными моментами имеются и недостатки
В силу психологических особенностей не все дети смогли в полной мере раскрыться для общения. Возможно, для того, чтобы найти заветный ключик к сердцу этих детей потребовалось бы немного больше времени.
Активнее побуждать детей к взаимодействию между собой, речевому сопровождению своей деятельности.
Уделять внимание обобщению ответов детей.
Стимулировать внешнюю и внутреннюю активность для формирования новых знаний.
В целом хочу отметить, что занятие удалось, поставленные задачи выполнены, о чём свидетельствует выполнение заключительного задания.
***
По рефлексии детей в конце занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, они имеют желание в будущем играть в кукольный театр и показывать его другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....