Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Продолжать формировать у детей навык пересказывания сказок, пользуясь ключевыми картинками и подбирать существительные к прилагательным. Продолжить работу по автоматизации звука «Ш» и по формированию умения подбора существительного и глагола. Развитие образного воображения, внимания, разговорную речь, мышление. Развитие словесно-логического мышления. Развитие познавательной деятельности, памяти, умения аргументировать свои высказывания. Развитие словаря. Воспитание доброжелательное отношение к героям сказки и интереса к русским народным сказкам. Воспитание умения общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь. Воспитание умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы.

Тема: Путешествие в сказку «Крылатый, мохнатый да масленый»

Образовательные задачи:

  • Продолжать формировать у детей навык пересказа сказок, пользуясь ключевыми картинками.
  •  Продолжать формировать умение подбирать существительные к прилагательным.
  • Продолжить работу по автоматизации звука «Ш».
  • Продолжать работу по формированию умения подбора существительного и глагола.

Развивающие задачи:

  • Развитие образного воображения, внимания, разговорную речь, мышление.
  • Развитие словесно-логического мышления.
  • Развитие познавательной деятельности, памяти, умения аргументировать свои высказывания.
  • Развитие словаря.

Воспитывающие задачи: 

  • Воспитание доброжелательное отношение к героям сказки.
  • Воспитание интереса к русским народным сказкам.
  • Воспитание умения общаться в процессе работы, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
  • Воспитание умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, объяснение, пояснение, опросы, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, использование дидактических пособий и иллюстрации, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

Демонстрационный материал: книга-сказка, изображения Мышки, Блина, Воробья, изображение картинок, иллюстрирующую сказку (Художник Н. Ермак), мяч, музыкальные композиции: «В гостях у сказки», «Песня Блина», «Звуки ветра», Дидактическая игра «Сложи сюжет сказки», «Чья работа?».

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли вы сказки? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы попасть в сказку, нужно встать на волшебный ковер и волшебный ветер унесет нас в сказку.

-Как дует ветер в деревьях?

-Ш-Ш-Ш -Ш-Ш-Ш -Ш-Ш-Ш -Ш-Ш-Ш

-Мы с вами пролетаем над полями и лесами, слышите, где-то скачет лошадка.(Арт.гим.Лошадка)

Цокаем языком, как лошадка.

-А у нас во рту конфета. (Арт. гим. Конфета).

-Вчера, мы ели варенье (Арт. гим. Варенье).

-Что – бы наши зубки были здоровы, давайте их почистим(Кончиком языка чистим внутреннюю сторону зубов)

-Что-то ветер холодный давайте согреем наши ладошки.(Рот открыт. Губы вытянуты вперед. Произносить звук Х )

-Мы подлетаем к стране сказок, чувствуете, как пахнет приключениями (вдох носом и выдох ртом)

Дети вместе с воспитателем исполняю артикуляционную гимнастику.

-Что бы мы прилетели в страну сказок, но что бы её увидеть,  Вам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова.

-Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

Ковер самолет к приключениям спешит

Воспитатель: Посмотрите ребята, новая сказка.

Садитесь на стульчики. Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами.

Дидактическая игра - Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» или «крылатая» (птица, бабочка…); «мохнатый», «масляный»? (ответы детей).  Воспитатель бросает мяч, задавая разные вопросы.

Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатый, мохнатый да масляный».

Воспитатель показывает поочередно мышку, блина, воробья.

Гимнастика для глаз.

Чтение художественной литературы.

Воспитатель знакомит детей с новой сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

- Как звали героев сказки?

- Как жили друзья в начале сказки?

- Правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей?

- Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой?

- «Вот так всегда бывает, когда один на другого кивает, а свое дело делать не хочет», — так сказал Блин. Почему он так сказал?

- Чем заканчивается сказка?

Воспитатель: Давай-те, отдохнём!

Физкультминутка «Мышка».

Мышка быстренько бежала (бег на месте),

Мышка хвостиком виляла (имитация движений),

Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),

Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).

Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.

Молодцы, ребята! Посмотрите, перепутал волшебный ветер все сказочные картинки и сказка перемешалась. Поможете все расставить.

Дети- Да!

Дидактическая игра «Чья работа?». 

Какую работу воробей делал?

 Щи да кашу варил

 Еду приносил

 Дрова рубил

2.

Чем занимался мышонок?

 Дрова рубил

 На охоту ходил

 Еду приносил

3.

А что делал блин масленый?

 Дрова рубил

 Щи да кашу варил

 По дому следил

Задача детей показать, кто из героев какую работу выполнял до ссоры и после ссоры.

Пальчиковая гимнастика.

Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час.

Раз-два-три-четыре-

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром

Убежали мыши вон.

-Ребята мышки перемешали  сказку и теперь её не прочитать.

-Поможете восстановить её!?

Дидактическая игра «Сложи сюжет сказки»

Подведение итогов.

Воспитатель:

Ребята, нам пора возвращаться домой. Для этого давайте закроем глазки и тихо подуем, как ветерок шуршит.

- Скажите, какое название новой сказки? (ответ детей)

- Чему  может научить вас эта сказка? (ответы детей)

Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы «ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы  с использованием здоровьесберегающих технологий и элементов театрализованной деяте...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности".

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельнсти...

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Методическая разработка по развитию речи для детей старшей группы по теме: "ВЕТКА РЯБИНЫ"

Конспект интеграционных видов деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием выражений, сравнений, художественным словом "ВЕТКА РЯБИНЫ"...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»...