Составление сказки с использованием метода «Каталога»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Суслова Т.Н

Составление сказки с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы  научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Детям предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
Данный метод очень хорошо развивает речь, мышление, внимание , что необходимо всем детям ,а особенно будущим первоклассникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл katalog11.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №8 « Вишенка» г. Ртищево  Саратовской области

Конспект

Непосредственно – образовательной деятельности    в подготовительной  группе

           Составление сказки с использованием метода «Каталога»

                                                                Подготовил воспитатель:

                                                                          Суслова Т.Н

                                            2018г

«Сказка, игра, фантазия - животворный источник  детского мышления, благородных чувств и стремлений.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем".
Сухомлинский В. А.

                                  Актуальность
Дошкольный возраст — это возраст сказок. Многими передовыми педагогами и психологами изучены уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц. Целью моей приоритетной деятельности стало формирование у детей навыков самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок.
Обучая детей сочинительству сказок, я часто использую метод Каталога.

Составление сказок с помощью метода "Каталога" заключается в том, чтобы  научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Детям предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке. Во время работы с книгой необходимо собирать  сюжет в быстром темпе и эмоционально реагировать на каждый “найденный ” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
По мере использования данного метода следует стремиться к тому , чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов ” и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и
«читает » на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера. Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты - сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.    
Данный метод очень хорошо развивает речь, мышление, внимание , что необходимо всем детям ,а особенно будущим первоклассникам. 

Конспект НОД  в подготовительной к школе группе
«Составление сказки с использованием метода «Каталога»

Цель: сочинить сказку методом «Каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.

Задачи:
продолжить формировать
- умения связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания;
- записывать
 сказку схематично с помощью мнемотаблицы;
активизировать словарный запас;
 Развивать
- умение самостоятельно собирать текст сказки после вопросов заданных педагогом, и ответов, взятых из текста;
- познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память;
- интонационно- выразительную речь, логическое и образное мышление;
Воспитывать
- любовь и интерес к сказкам, их сочинительству;
- умение выслушивать сверстников, не перебивая, помогать им в случае затруднений.
Оборудование: волшебный сундучок, книга сказок для составления сказки, сказочный билет, клубочек, карандаши, листы для зарисовывания мнемотаблиц,  аудиозапись, картинки с героями сказок
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
1.Организационный момент
 Воспитатель в кругу с детьми.
Психогимнастика:
Возьмемся за руки и встанем все по кругу,
Чтоб передать свое тепло друг другу
И пусть частичка вашего тепла
Вас греет всюду и всегда!

- Ребята, а вы любите сказки?                                                                                    - Кто сочиняет нам сказки?
(сказочники, писатели, народ)
Вы бы хотели попробовать себя в роли авторов сказки?
- А где же нам взять героя сказки?
Предполагаемые ответы детей.

Предлагаю сегодня за помощью обратиться к сказочной   книге, она нам будет помогать составлять нашу сказку. В ней мы будем находить ответы на вопросы, чтобы сказка получилась у нас красивая, интересная, добрая.
Приглашаю вас, ребята, в  волшебный  Терем ,где находится сказочная  книга наша помощница. А вход туда по сказочному билету. Билет можно получить, выполнив задания. Задания находятся в волшебном сундучке. Готовы ли вы их выполнять?
(Да). Хорошо!
Воспитатель достает из сундучка карточку с первым заданием
Актуализация имеющихся знаний
Воспитатель: Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
( быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды).
Чем они отличаются друг от друга?
(авторские сказки пишет писатель, а народные составляет народ).

Задание 2 «Сказочные слова». Мы  возьмём волшебный клубочек. И  будем передавать  его по кругу  и произносить  заклинания, которые нам знакомы из сказок
Ответы детей
1. Сим-сим, открой дверь
2. Сивка- бурка, вещая каурка…
3. По щучьему велению, по моему хотению…
4. "Ты лети-лети лепесток, через Запад на Восток,
5. Крибле - крабле- бумс!  
Задание 3 « Помоги героям сказки»
Герои сказки заблудились.
- Найди три картинки с героями одной русской народной сказки.( работа в парах)
Задание 4  « Кто больше действий назовёт»
Воспитатель называет   героя  из сказки: коза из сказки « Волк и семеро козлят»
Условия: говорить только глаголами ( жила-была, ходила, наказывала, пела и тд)
( Три поросенка, Конек – горбунок, Хаврошечка  и т.д)
Задание5 .» Назови сказки,  в названиях которых есть числа «3» и «7»
(«Семь королей и одна королева»,
 «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»,» Три поросенка»)
-Молодцы! Со всеми заданиями справились. Воспитатель достает из сундучка билет для входа в Терем.
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель произносит вместе детьми слова:
«Терем  двери открывай
В терем свой нас всех впускай!»

Дети входят в ограниченный стульями круг, на одном из стульев  лежит книга с наклейками вопросами-помощниками для составления сказки.
- Усаживайтесь, ребята, на стулья. Воспитатель  берет книгу и показывает детям , она будет вашим персональным помощником. Что вы видите на обложке?
-Вопросы
- Как думаете, для чего именно они нам нужны?
-Мы будем искать ответ на них в книге.
-Верно, отвечая на вопросы по порядку, мы будем «собирать» нашу сказку.
-Но, ребята, в нашем сказочном Тереме есть одно правило, отвечает тот, у кого в руках клубочек. Тот , у кого клубочек, наматывает нить и проговаривает четко и громко предложения. Остальные ребята внимательно слушают, не перебивая и не подсказывая, все четко запоминая.
Практическая работа по составлению сказки
Цепочка вопросов в книге:
1. Жил-был. Кто? (Главного героя находим в книге)
Медвежонок
2. Какой он был?
Смелый, добрый, с большими глазами
3. Что умел делать?
Прыгать, бегать, рычать
4. Как его звали?
Мишутка
5. Пошел гулять куда?
Далеко в лес
6.У нашего героя был друг? Кто?
Зайчонок
7.Какой он был?
Он был маленький, серый с голубыми глазами
9. Что они делали?
Играли , бегали, собирали ягоды
10.Встретил  злого  кого?
Волка
11.По каким признакам определим злого героя?
Он был зубастый, со злыми глазами.
12. Как этот герой хотел навредить?
Он хотел съесть зайчонка
13.Кто помог?
Медвежонок. Он вышел вперед, встал на задние лапы и начал громко рычать
14. Как закончилась сказка?
Волк испугался и убежал прочь
Мишутка и зайчонок  поспешили  домой и больше они   не ходили  далеко в лес
15.Какими словами заканчивается сказка?
А кто эту сказку сказал, всё это своими глазами видал.
Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге, вывешивая вопросы по порядку на мольберте. Придумывают название получившейся сказки. Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.
- Ребята, хорошая у нас сказка получилась?
- Какое название мы дадим нашей сказке?
«Храбрый медвежонок»
предложить 1-2 детям повторить сказку
  Физминутка
«Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)
Находит в дуплах мед.
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый.
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает.
Отдохнули немного,  пришла пора возвращаться в группу.

Звучит волшебная музыка.
Воспитатель произносит вместе детьми слова:
«Терем  двери открывай.
В детский сад нас отпускай!»
Вот мы и в группе.
Ребята, давайте сделаем таблички, в которых зарисуем нашу  сказку.
Мнемотаблицы сохранят сказку, и вы сами сможете вечером рассказать ее. А где еще вы их сможете применить?
Дети:
Рассказать сказку родителям, младшим ребятам.
Рефлексия
- Чем занимались?
- Понравилось вам быть в роли сказочников?
Что было трудным? .
Кому легко – хлопаем, кому трудно  - топаем.
Воспитатель читает.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро на веки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование метода "Каталога" в ДОУ

ТРИЗ. Использование метода "Каталога" в ДОУ...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление сказки с использованием метода «Каталога»

Материал может быть полезен воспитателям и учителям-логопедам для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...

презентация для занятия "Составление сказки с использованием карт Проппа"

Цель: актуальзация знаний детей о сказочных персонажах...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный)...