ТРИЗ. Использование метода "Каталога" в ДОУ
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Коростелева Татьяна Ивановна

ТРИЗ. Использование метода "Каталога" в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz._ispolzovanie_metoda_kataloga_v_dou.pptx146.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: « ТРИЗ . Применение метода «Каталога» для обучения детей творческому рассказыванию» Выполнила: воспитатель Коростелева Т.И. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» г Сим Ашинского района Челябинской области 2016 год

Слайд 2

Повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий Ознакомить с методикой метода «Каталога» Практическое освоение метода ТРИЗ ЦЕЛЬ

Слайд 3

Т еория Р ешения И зобретательных З адач, подкрепленная научными исследованиями появилась в 50-х годах 20-го века. Автор Г.С. Альтшуллер -отечественный изобретатель, писатель, фантаст. ТРИЗ

Слайд 4

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в ДОУ ЭТАПЫ

Слайд 5

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду . Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др . 1-2 Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Слайд 6

Цель третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ . Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». 3-4 Цель четвертого этапа - применение ребенком полученных знаний, использование нестандартных, оригинальных решений проблем, умение находить выход из любой сложной ситуации.

Слайд 7

Модели составления сказок МЕТОДЫ Метод «Каталога» Метод « М орфологического анализа» Метод «Системного оператора» Метод «Волшебного треугольника» Метод «ТПФ»

Слайд 8

Метод «Каталога» (нанизывания на нитку) разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Цель метода: Построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий…) в единую сюжетную линию. Формирование умения составлять сказочный текст по модели. В которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Слайд 9

Этот метод можно использовать с детьми начиная с 3-3,5 лет . С детьми этого возраста работа проводится с помощью «Чудесного мешочка ». В нем могут находиться игрушки, картинки – объекты для составления 2-3 предложений связного текста с помощью вопросов . Для составления текста с детьми старшего возраста используют незнакомые им тексты.

Слайд 10

Работа по составлению текстов сказочного содержания строится по двум направлениям Игры и творческие задания Усвоение детьми моделей составления сказок

Слайд 11

«Назови героя» Цель: Учить объединять героев по заданному признаку; «Действия героя» Цель: Учить перечислять все возможные действия героя ,проводить аналогии в действиях героев разных сказок «Волшебник» Цель: учить наделять фантастическими свойствами реальные предметы «Где- то, кто-то» Цель: учить детей представлять объект в каком – либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания «Парад волшебников» Цель: учить преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени «Сказочные слова» Цель: учить перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку «В какой сказке» Цель :учить находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу ИГРЫ Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

Слайд 12

Спасательные ситуации в сказках Цель : сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Умение, находить выход из, порой, трудных обстоятельств. Сказки , по-новому Сказки от "живых” капель и клякс

Слайд 13

АЛГОРИТМ Алгоритм (правила) построения сказки: Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю): Задается вопрос детям. Например: «Жил-был кто?» Взрослый открывает книгу на любой странице, предлагает ребенку указать пальчиком на Слово: «Жил-был... карандаш!». Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем). Через некоторое время воспитатель предлагает научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляли сказочный текст, и пересказать сказку.

Слайд 14

Методические рекомендации Цепочка вопросов для детей 3 лет -Жил- был…Кто? -С кем он дружил? -Пришел злой… К то? -Кто помог друзьям спастись? Цепочка вопросов для детей 6 лет -Жил-был…Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) -Пошел гулять, ( путешествовать, смотреть…)…Куда? -Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинил? -Был у нашего героя друг? Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? -Где наши друзья стали жить? -Что стали делать?

Слайд 15

Обучать дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Предложение нескольких карточек с уже готовым схематичным изображением героев. Беседы с детьми на исторические темы. Моделирование сказок

Слайд 16

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок Знакомые герои в новых обстоятельствах Сказка от стишка Коллаж из сказок

Слайд 17

«Собирать» сюжет в быстром темпе. Эмоционально реагировать на каждый «найденный ответ» ( удивление, ужас, радость…) Использовать приемы драматизации Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма» Как поддержать интерес к сочинительству

Слайд 18

Сначала коллективный характер; Затем подгрупповой; После текст составляют вдвоем, втроем; И только потом сам ребенок составляет сказку по определенной модели. Работа по сочинению сказок носит:

Слайд 19

СОГЛАСНО ТЕОРИИ ТРИЗ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫЕ ЛИЧНОСТИ СОСТАВЛЯЮТ: ДЕТИ В 5 – ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ДАЮТ ДО 90% ОРИГИНАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ , В 7 – ЛЕТНЕМ – 20 %, А ВЗРОСЛЫЕ – ЛИШЬ 2% .

Слайд 20

Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам нашего ДОУ. Ведь как сказал Я. Каменский : «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП с элементами ТРИЗ, использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с  использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...