Конспект НОД в средней группе «Путешествие в страну сказок»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Белоусова Людмила Евгеньевна

Использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putesh_triz.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие; художественно – эстетическое развитие.

Цель: Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:  

  • Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев;
  • Формировать умение решать логические задания;
  • Активизировать словарный запас детей;
  • Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение, правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:  

  • Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
  • Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные:  

  • Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия, глаголы).

Материал к НОД: мяч, «Чудесный мешочек» (в нем Колобок), карточки-(схемы к сказке «Колобок»), рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятами», «Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами), кисточки, краски.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).

Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная).

Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Ход НОД:

I этап. Организационный

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в лес. Но наш лес не обычный – он волшебный. И жители этого леса тоже не обычные, а сказочные звери, они приготовили для нас много интересных заданий и сюрпризов. Но прежде, послушайте загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»

Ответы детей (осень)

Воспитатель: - Правильно, осень. А это значит, что мы с вами отправимся в осенний лес! А чем отличается осенний лес от летнего?

Ответы детей.

 Воспитатель: - Правильно в осеннем лесу на деревьях много разноцветных листочков: зеленых, красных, желты. Вот и мы с вами сейчас давайте поиграем с осенними листочками.

1. Игра "Осень в гости к нам пришла»

Собрали разноцветные листочки, полюбовались, подули на них.

 Что листочки делают?

Ответы детей (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

Воспитатель: - Подбросили их вверх, пусть листочки летят, укроют разноцветным ковром всю землю.

Воспитатель: -  Осень дождь нам принесла. Как капельки стучат? (поочередно ударять пальцами по ладошке)

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные — рябине,

Фартук розовый - осине,

Зонтик желтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

I этап. Мотивационный

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Вы любите сказки? А вы знаете их? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм»).

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (колобок)

- Кто съел козлят? (волк)

- Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка ряба)

- Что выросла «Большая – пребольшая»? (репка)

- Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)

- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (Красная шапочка)

Воспитатель: - Молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

III этап. Практический

Воспитатель: - Смотрите ребята, сказочный, «Чудесный мешочек»!

Посмотрим, что же нам сегодня приготовил в подарок "Чудесный мешочек”.

 Послушайте, что он говорит:

 Я мешочек не просто

 Я мешок – с секретом,

 Как узнаешь, что во мне -

 Расскажи об этом.

 2. Игра "Чудесный мешочек”.

 Что лежит в нашем мешочке, нам помогут узнать наши помощники.

 Назовите их: руки, уши, нос, глаза, язык. (выставляются картинки).

 Развязываем мешочек, поочередно вынимаем и называем, что там.

Воспитатель: - Посмотрим, что там лежит.

- Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).

- Это кто? (Колобок)

- А Колобок какой?

Ответы детей (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

Ответы детей (шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком?

Ответы детей.

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» листы-схемы

Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?

(«Колобок»)

- А лисичка какая в сказке?

Ответы детей (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая).

- А петушок, какой?

Ответы детей (любопытный, доверчивый, голосистый).

- А котик какой?

Ответы детей (смелый, отважный, быстрый, ловкий).

4 Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» рукавичку.

- Что это?

Ответы детей (рукавичка)

- А рукавичка какая?

Ответы детей (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).

- А из чего она сделана?

Ответы детей (из ниток, из ткани).

- А что еще делают из ниток и ткани?

Ответы детей

- Для чего нужна рукавичка

Ответы детей (руки греть, что-то вытереть, взять горячее) .

- А кто жил в рукавичке?

- Почему они там жили?

- Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.

Воспитатель спрашивает у ребенка: - Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного).

Молодцы, ребята, ну а теперь мы немножко отдохнем!

5. Физкультминутка про лес

Мы заходим с вами в лес        (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!  (Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.  (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три ...)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим.  (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

6. Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»

- Кто здесь живет?

Ответы детей (Коза с козлятами)

- У мамы Козы было трое козлят?

Ответы детей (нет семеро)

-Почему козлята попали в беду?

Ответы детей (были непослушными)

- А какой был серый волк?

Ответы детей (серый, злой, зубастый).

- А какая была мама Коза?

Ответы детей (добрая, заботливая).

- А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»).

Ответы детей (хорошо- поесть, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних).

7. Дидактическая игра «Кто чем будет».

Воспитатель достает из «Чудесного мешочка»:

Дощечка - стол, стул, теремок…

Яйцо – цыпленок, курочка, омлет…

Клубочек - шапочкой, рукавичкой, шарфиком…

Семена - цветочком, редиской…

8. Воспитатель достает из «Чудесного мешочка» зайчика - он плачет.

- Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?

Ответы детей (его лиса выгнала из дома).

- А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.

(метод проб и ошибок)

- А как можно развеселить зайчика?

Ответы детей

IV этап. Рефлексивный

Воспитатель: - Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось?

Ответы детей.

- А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты).

- А сейчас я хочу вам предложить развеселить нашего зайчика. Посмотрите, какой он грустный. Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской, и вы увидите, что получится.

(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ»

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ»Программное содержание:Продолжать закреплять у детей навыки счета, закреплять знание детьми цвета, формы, знание дней недели;Развивать логическое мышление, память, вни...

Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Песочную страну»

Дети знакомятся с некоторыми свойствами песка, расширяют знания о назначении песка в нашей жизни, развивается интерес к исследовательской деятельности....

Конспект ОД в средней группе "Путешествие в страну сказок"

Практическое занятие по развитию коммуникативных навыков, самостоятельности средствами театрализованной деятельности в средней группе....

конспект мероприятия в средней группе "Путешествие в зубную страну"

laquo;Путешествие в Зубную страну» Цель: Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены (особенно гигиены зубов).Задачи:- Формировать представления дете...

Конспект ООД в средней группе «Путешествие в Песочную страну»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка. Задачи:Образовательные - Повышение уровня развития ребенка; ознакомление детей со свойствами песка; расширить з...

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в сказочную страну Доброты»

Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование стремления совершать добрые поступки....