«Использование многофункциональных игровых полотен, способствующих здоровьесбережению в работе с детьми ОВЗ»
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnogofunktsionalnyh_igrovyh_poloten.docx | 832.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. .дом 17,
тел. (34934) 9-18 -54, факс: 9-26-67 E –mail: urengoiskazka@gmail.com
Консультация для педагогов ДОУ
«Использование многофункциональных игровых полотен, способствующих здоровьесбережению
в работе с детьми ОВЗ»
Учитель-логопед: И.В. Никифорова
декабрь 2017г.
«Использование многофункциональных игровых полотен, способствующих здоровьесбережению в работе с детьми ОВЗ»
В последние годы особую актуальность приобрела проблема помощи детям с ОВЗ. Среди них растет количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями, с задержкой психического развития. Одним из методов коррекции этих нарушений является использование дидактических игр.
Большое значение приобретают те игры, которые способствуют здоровьесбережению — одному из основных современных требований ФГОС. Как правило, дидактические игры реализуются благодаря настольным пособиям, играя с которыми осуществляется одна или несколько задач, и ребенок к тому же вынужден сидеть за столом. Поэтому в коррекционной работе мной используются многофункциональные пособия собственной разработки в соответствии с этим принципом. Предложенные пособия не привязывают ребенка к классическим упражнениям за столом, а предполагают выполнение заданий в сочетании с движением. Многофункциональность пособий обеспечивается большой вариативностью заданий, возможностью использования различного рода картинок, игрушек и осуществления значительного количества дидактических игр с этими пособиями.
Основная цель их использования – коррекция тяжелых речевых нарушений и познавательной сферы. Задачи, решаемые при использовании предложенных пособий:
- Совершенствовать звукопроизношение ребенка.
- Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на всех этапах введения в речь.
- Активизировать словарный запас.
- Способствовать формированию грамматических стереотипов словоизменения и словообразования.
- Развивать фонематическую сторону речи.
- Формировать навыки связной речи.
- Способствовать развитию речевого слуха, слухового восприятия и внимания. Способствовать развитию произвольной памяти, зрительного восприятия, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и классификации.
- Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Пособия предполагают игры и упражнения на полу, занимаясь с которыми ребенку нужно совершать шаги или какие-то передвижения. У моих воспитанников, как правило, неустойчивое внимание, они неусидчивы и с трудом запоминают материал, поэтому дидактические игры с движением в нестандартном положении по яркими пособиям значительно улучшают усвоение материала, делают процесс обучения занимательным, эффективным и здоровьесберегающим.
С помощью таких многофункциональных пособий решаются не только коррекционные задачи, но и образовательные, воспитательные. Пособия могут использоваться как на индивидуальных занятиях, в работе в парах, подгрупповых и фронтальных занятиях. Возможно использование пособий не только учителями-логопедами, но и воспитателями групп компенсирующей и общеобразовательной направленности.
1.Звуковой анализ слов
Задачи: развивать слуховое внимание и память; упражнять в звуко-буквенном синтезе трех-четырёх звуковых слов.
Оборудование: многофункциональное полотно, предметные картинки.
Ребёнок берёт картинку и прыгает по цветным кружкам в соответствии с последовательностью и характеристикой звука в слове.
2.Делим слово на слоги
Задачи: упражнять детей в делении слов на слоги; учить определять длинные и короткие слова; развивать мыслительные операции.
Оборудование: многофункциональное полотно, предметные картинки, волшебная коробочка.
1 вариант. Дети выстраиваются в шеренгу на одной стороне полотна за кругами. Логопед называет слово. Дети делят слово на слоги, делая столько прыжков вперёд сколько слогов в данном слове.
1 вариант. Ребёнок берёт из волшебной коробочки картинку и прыгает столько прыжков вперёд, сколько слогов в названии картинки.
3.Гласный-согласный
Задачи: закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать слуховое внимание, реакцию, быстроту мышления.
Оборудование: многофункциональное полотно, предметные картинки, звукозапись весёлой музыки.
1 вариант. Дети под весёлую музыку двигаются вокруг полотна. Логопед останавливает музыку и произносит звук. Если это гласный звук, дети встают на красные круги, а если согласный - на синие круги.
2 вариант. Дети под весёлую музыку двигаются вокруг полотна . Логопед останавливает музыку и показывает картинку. Если первый звук (последний звук) в слове гласный - дети встают на красные круги, а если согласный - на синие круги.
4.Мягкий-твёрдый
Задачи: закрепить дифференциацию мягкий-твёрдый согласный звук, совершенствовать слуховое внимание, реакцию, быстроту мышления.
Оборудование: многофункциональное полотно, предметные картинки, звукозапись весёлой музыки.
1 вариант Дети под весёлую музыку двигаются вокруг полотна . Логопед останавливает музыку и произносит звук. Если это звук в твёрдой позиции, дети встают на синие круги, а если в мягкой позиции- на зелёные круги.
2 вариант Дети под весёлую музыку двигаются вокруг полотна. Логопед останавливает музыку и показывает картинку. Если первый звук в слове в твёрдой позиции, дети встают на синие круги, а если в мягкой позиции - на зелёные круги.
5.Кто дальше? Или я знаю 5 названий…
Задачи: Упражнять дошкольников в подборе слов на заданный звук (лексическую тему недели); развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Оборудование: многофункциональное полотно.
Дети вспоминают, придумывают, называют слова с заданным звуком или по лексической теме недели и шагают по кружкам. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов и дальше пройдёт по дорожке.
6.Запомни и повтори
Задачи: развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память закреплять правильное произношение звука в словах.
Оборудование: многофункциональное полотно с картинками на изучаемый звук или по лексической теме недели.
Логопед прыгает в разных направлениях по кружкам полотна, называя картинки. Ребёнок должен воспроизвести эти слова в той же последовательности.
7. Назови первый звук в слове.
Задачи: упражнять детей в определении первого звука в словах. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память закреплять правильное произношение звука в словах.
Оборудование: многофункциональное полотно с картинками. Карты маршрутов движения на каждого ребёнка.
Ребёнок получает карту маршрута своего движения по полотну. Необходимо пройти путь согласно своему маршруту, называя первый звук в слове.
8. Назови последний звук в слове.
Задачи: упражнять детей в определении последнего звука в словах. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание и память закреплять правильное произношение звука в словах.
Оборудование: многофункциональное полотно с картинками. Карты маршрутов движения на каждого ребёнка.
Ребёнок получает карту маршрута своего движения по полотну. Необходимо пройти путь согласно своему маршруту, называя последний звук в слове.
9. Согласование существительных с числительным
Задачи: упражнять детей в согласовании существительного с числительным.
Оборудование: многофункциональное полотно с картинками, карточка с подсказкой.
Дети на сигнал: 1-2-3- место своё на поле займи! Становятся согласно карточке-подсказке на свой круг. Берут картинку и называют существительное, согласовывая его с числительным, начиная со слов у меня… (три мяча).
10. Согласование существительных с прилагательным
Задачи: упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным.
Оборудование: многофункциональное полотно с картинками, карточка с подсказкой.
Дети на сигнал: 1-2-3- место своё на поле займи! Становятся согласно карточке-подсказке на свой круг. Берут картинку и называют существительное, согласовывая его с прилагательным начиная со слов у меня…. (Синий мяч).
11. Найди букву
Оборудование: буквенное многофункциональное полотно, камешки Марблс.
Дети по сигналу 1-2-3- букву …найди! Находят букву и встают на неё ногами. Кто не нашёл названную букву получает фишку. Выигрывает тот, у кого нет ни одной фишки.
12.Собери слово
Оборудование: буквенное многофункциональное полотно, карточки со словами.
Дети делятся на две команды. Каждая команда прочитывает своё слово на карточке. Распределяют кто какую букву ищет и по сигналу 1-2-3- слово собери! Игрок находит букву из своего слова, встаёт на неё ногами. Команда собравшая слово берётся за руки и громко произносит своё слово.
13. Найди первый звук.
Оборудование: буквенное многофункциональное полотно, карточки или игрушки.
Дети по сигналу 1-2-3- первую букву в слове найди! Кладут картинку или игрушку на букву, которая соответствует первому звуку в слове.
14. Посчитай до 10.
Цель: активизировать словарь по теме; согласовывать существительные с числительными .
Оборудование: многофункциональное полотно «Классики», плоский камешек.
Перед детьми многофункциональное полотно- классики от одного до десяти. Логопед предлагает посчитать до десяти какой-либо предмет. Ребёнок прыгает на первую клеточку и считает: один апельсин, два апельсина и.тд.
15. Кто, что делает
Цель: Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование: многофункциональное полотно «Классики», плоский камешек, картинки животных.
Перед детьми многофункциональное полотно- классики. Ребёнок бросает камешек на цифру. Допрыгает до своего камешка –называет какое-либо действие животного.
Например: Корова – мычит.
Лягушка – квакает.
Кошка – мяукает.
Волк – воет.
Собака — лает и т.п.
В процессе использования многофункциональных игровых полотен замечено повышение интереса у детей к коррекционным занятиям, развитие речевой активности, улучшение психологического микроклимата в коллективе. Игры с пособиями создают положительный эмоциональный настрой. Предложенные пособия сделать нетрудно, а игры с ними каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с ТНР
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с ТНР...
Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....
Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.
Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми тяжелыми нарушениями речи....
Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.
Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР....
Мастер-класс: «Практическое использование многофункционального дидактического пособия «Курочка Ряба» в работе с детьми 2-7 лет» (презентация, видео)
Провела мастер - класс на КМО на тему: "Практическое использование многофункционального дидактического пособия "Курочка Ряба" в работе с детьми 2-7 лет". Это авторское рецензирован...
Использование многофункционального развивающего планшета из фетра в работе с детьми дошкольного возраста
Главным в работе любого воспитателя является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного р...
«Использование нетрадиционного игрового оборудования «Парашют здоровья» в работе с детьми дошкольного возраста»
Игры с «Парашютом здоровья» способствуют:►развитию внимания, памяти; выработки согласованности движений с музыкой;► укреплению мышц спины и рук . ► активизации двига...