Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.
методическая разработка (старшая группа)
Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми тяжелыми нарушениями речи.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Многофункциональная ширма | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Шахбанова С.Б. МБДОУ
«Детский сад№1 «Сказка»
г. Полярный
Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми тяжелыми нарушениями речи.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.
Согласно ФГОС развивающая предметно – пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДО среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Работая с воспитанниками, имеющими тяжелые речевые нарушения, заметила особые сложности в организации игровой деятельности. Это выражается в снижении кругозора, бедности словаря, сложности общении со сверстниками, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Ребятам сложно переключать внимание, удерживать и распределять его, производить мыслительные операции, а также включаться в процесс какой – либо деятельности. Всё это не позволяет детям построить полноценный игровой диалог.
Ребёнок играет и развивается на фоне среды. Среда может стимулировать или тормозить ребенка его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует. Предметно-развивающая пространственная среда не должна быть просто «обстановкой», а должна стать источником детского развития.
И решение этих задач невозможно без создания предметно - пространственной развивающей среды.
Полифункциональность – это одно из главных требований современной развивающей предметно – пространственной среды. И именно поэтому в нашей группе появилась вариативная, содержательно – насыщенная, многофункциональная, трансформируемая ширма. Учитывая интересы детей, я разработала ширму для использования познавательной, образовательной, самостоятельной, игровой деятельности. Этот атрибут: меняет игровую среду, обогащает игровые действия, тематику и сюжет игр, формирует умение устанавливать ролевые отношения, а также вести ролевой диалог.
Кроме того, ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты. Внутри ширмы можно создать уголок уединения, где воспитанник может отдохнут.
Ширма позволяет познакомить воспитанников с современными профессиями и одновременно развернуть до шести сюжетно - ролевых игр: «Поликлиника», «Стоматология», «Автосервис», «Заправка», «Автомойка», «Окулист». Разделив ширму на два звена, можно использовать их для разделения пространства группы по гендерному признаку. Таким образом, в то время, когда мальчики ремонтируют машины в «Автосервисе» с другой стороны девочки могут играть в «Парикмахерскую». Детям нравится самостоятельно изменять тематику и сюжеты игр. Так, кабинет окулиста, превращается в кабинет стоматолога, а медицинский кабинет – в прививочный, для этого необходимо заменить предметные картинки, которые легко крепятся на полотнище ширмы, а также можно прикрепить на ширму иллюстрации и предметные картинки, плакаты для ознакомления с новой лексической темой.
Благодаря полифункциональности ширмы, каждый воспитанник может придумать те игры, которые по душе. Дети с удовольствием включаются и в сюжетно – ролевые игры, отставляя в сторону игрушки, принесенные из дома, и в организованную образовательную деятельность.
Преимущество игровой универсальной ширмы в том, что она позволяет детям действовать как в реальной, так и в воображаемой ситуации, обогащает словарный запас, формирует психические процессы, что особенно важно в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Важным моментом является то, что дети могут самостоятельно организовывать игровое пространство, предлагают интересные игровые замыслы, распределяют роли самостоятельно. А самое главное, дает возможность детям проявлять креативность, возможность самостоятельно изготавливать и организовывать продуктивную деятельность. Это изготовление «талонов» к врачу, «рецептов», «таблеток», «витаминов», «денег» и т.п. Все дополнительные элементы, атрибуты хранятся в контейнерах, которые периодически пополняются. Этим самым развивающая предметно – пространственная среда в группах будет не только развивающей, но развивающейся.
А уникальность этой ширмы заключается, в том, что она соответствует требованием СанПиН. Мечта любого педагога. Потому что ее можно легко дезинфицировать любыми средствами и быть уверенной в том, что наши дети будут не только самостоятельными, активными, инициативные, способные фантазировать, воображать, но и самостоятельно принимать решение во время игр, но и быть здоровыми. Совершенствуя и обогащая ширму, можно добиться эффективного развития игровой деятельности детей, возможность получать положительные эмоции и удовольствие от игры.
Благодаря этому незаменимому игровому атрибуту у детей с тяжелым нарушением речи дает возможность осуществлять следующие результаты: у детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь, совершенствуется диалогическая и монологическая речь; ребёнок умеет отстаивать свою позицию, дает возможность слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию; сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; у детей нет чувства страха за ошибку.
Правильно организованная игровая деятельность создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности.
Ведь игра – это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. И наша задача – сделать этот процесс максимально увлекательным и результативным, от этого зависит дальнейшая жизнь каждого ребенка.
Важно детям знания и старания применить, чтобы было интересно в этом мире жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...
Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."
Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
На современном этапе идет активный поиск межпредметных связей и использованию их в дифференцированном коррекционном обучении. Поэтому встал вопрос об использовании интегрированного подхода в проведени...
Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР.
Использование многофункциональной игровой ширмы, как средства образовательной и коррекционной работы с детьми ТНР....
Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста
В начале работы рассматриваются задачи из разных образовательных областей, которые помогает интегрированно решать многофункциональная ширма. Далее дается описание игровой ширмы, из каких частей она со...
«Использование многофункционального игрового пособия «Логокуб» на организованной, совместной, индивидуальной деятельностях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Методическая разработкаЛогокуб – многофункциональное игровое пособие для взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.Цель: с помощью «Лого...