План самообразования
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
uajiDnuc ишджсi нис дишкильние иираишательное учреждение Центр развития ребенка - д/с № 7 «Остров сокровищ»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА:
«РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ, ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ МИНИАТЮР»
НА 2016-2017 уч. год
ВОСПИТАТЕЛЬ:СТЕПАНОВА НЮРГУЯНА НИКОЛАЕВ
Тема: «Развитие устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством
использования двигательно-речевых миниатюр»
Актуальность темы определяется двумя факторами. Во-первых, в связи с принятием ФГОС i дошкольному образованию перед дошкольными образовательными организациями стоит серьезн; задача не только подготовки детей к школе, но и включает владение речью как средством общения культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогическ< и монологической речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры реч фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой ит.д.
Во-вторых, в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста не всегда удает сохранить поразительную языковую чувствительность детей к словотворчеству. Хотя челов< практически всю жизнь познает новые явления и обозначающие их слова, учится разбираться оттенках слов, фонетика и грамматика, по мнению многих ученых-языковедов, осваиваются в основнс от двух до пяти лет.
Цель: изучение влияния двигательно-речевых миниатюр на развитие устной речи у дет старшего дошкольного возраста с ОНР Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения и анализа необходимой литературы данной проблеме.
- Разработать и апробировать систему занятий с детьми и родителями по развитию устной ре у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством использования двигательн речевых миниатюр.
- Провести сравнительный анализ развития разговорной речи у детей старшего дошкольно возраста в начале и в конце учебного года на примере детей подготовительной логопедическ группы «Почемучки» МБДОУ ЦРР -д/с № 7 «Остров сокровищ» г. Якутска.
- Оформить в группе уголок, накопить необходимый материал по теме самообразования.
- Работать в тесном сотрудничестве с другими специалистами и использовать миниатюры разнообразных занятиях, в повседневной жизни детей, на прогулках, при проведении вечер развлечений и праздничных утренников.
Предполагаемый результат: В процессе внедрения в речь двигательно-речевых миниатюр постоянного их использования в повседневной жизни ребенка, на прогулках, на различи] занятиях педагогами разных направлений активизируется словарь, развивается связная ре1 Благодаря разнообразию заданий и активной двигательной деятельности укрепляются мыпе ребенка, улучшается координация движений, становится более широкой их амплиту, Постепенно исчезает зажатость плечевых и локтевых суставов, раскрепощаются кисти и палы появляется большая подвижность и гибкость суставов ног и всего туловища. Все это способств] интенсивному развитию общей и тонкой моторики и речи детей с ОНР.
Перспективный план работы по самообразованию: I этап: Теоретический
- выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса - в течение всего периода;
- изучение научно-методической литературы:
Авдеева Ю.В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет, 2012
Алябьева Е.А. «Игры для детей 4-7 лет. Развитие речи и воображения», 2010
Лифиц Е.А. «Развитие речи, движения и мелкой моторики», 2010
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», 1971
Селеверстов В.И. «Речевые игры с детьми», 1978
Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно», 2001
Рудик О.С. «С детьми играем - речь развиваем», 2012
Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка. Проблемы и задачи исследования реч детей», 1985
Красильникова Л.В. «Развитие речевой активности детей 6-7 лет», 2010
- изучение опыта работы воспитателей логопедических групп, информации по т< посредством интернет сообществ (maam.ru, nsportal.ru и т.д.) - в течение всего периода.
- изучение статей в журналах по данной теме «Дошкольное воспитание» и т.д. - в тече! всего периода.
течение всего периода.
- этап: Практический
- проведение диагностики речевых нарушений у детей логопедической группы - нача. конец учебного года.
- изготовление пособий и дидактических игр - в течение всего периода.
- создание, пополнение и обновление предметно-развивающей среды в речевом уголке течение всего периода.
- использовать двигательно-речевые миниатюры на разных занятиях, во время режим моментов, при проведении логопедических пятиминуток, включить ихв комплексы гимнас' после сна, в сценарий вечеров развлечений и т.д. - в течение всего периода.
- проведение анкетирования, консультаций и индивидуальных бесед с родителями д логопедической группы (учитель-логопед и воспитатели) - в течение всего периода
- разучивание текстов и движений с детьми - в течение всего периода.
Работа с родителями:
- организовать совместно с учителем-логопедом консультацию на тему «Роль двигател речевых миниатюр в развитии речи ребенка» - октябрь 2017 г.
- организовать выставку дидактических игр для речевого развития детей, сделать мини-сбо} с двигательно-речевыми миниатюрами - в течение всего периода.
- провести открытое занятие для родителей с использованием миниатюр - конец учебного i 2017
Система занятий по развитию речи с использованием двигательно-речевых миниатк Сентябрь
Дата | Тема содержания | Программное содержание | Используемая двигательно-речев; миниатюра |
1 неделя | Детский сад | Познакомить с помещением детского сада, расширить представления о труде работников детского сада. Развивать внимание и понимание речи. | «Мой сад» Цель: развив внимание и понима! речи, эмоциональ? сферы. |
2 неделя | Предметы туалета | Уточнить обобщающее понятие «предметы туалета», уточнить и активизировать словарь по данной теме | «Щетки» Цель: развивать KI мелкой мотори памяти, воображения Использовать середине занятия по< беседы о КГН. |
3 неделя | Овощи | Закрепить и расширить представления об овощах, сборе урожая, заготовке овощей на зиму | «Огород» Цель: развив! внимание к ело выделять назваг предметов, признако] |
4 неделя | Фрукты | Закрепить и расширить представления о фруктах, сборе урожая, заготовке фруктов на зиму | «Апельсин» Цель: развив; внимание к ело выделять назваг предметов, признаки |
Октябрь
1 неделя | Ягоды | Сформировать представление о | «Чаепитие» |
ягодах (название, внешние | Цель: развив. | ||
признаки, обобщающее слово) | внимание, памя | ||
подражательные | |||
движения. |
JL pilUDl | знания названии, строения грибов и окраски шляпки, где растут, какие бывают грибы | «но дорожке в лес» Цель: работа звуками [Р], [Г]. | |
3 неделя | Осень | Активизировать словарь по теме. Закрепить знание основных признаков осени, учить подбирать синонимы к глаголам. | «Перелетные птицы: Цель: развш слуховое внима] пружинные движе ног. |
4 неделя | Деревья | Закрепить знание названий деревьев, их строение, учить различать хвойные и лиственные деревья | «По дорожке в лес» Цель: повторе текста, разви внимания, движений |
Ноябрь
1 неделя | Игрушки | Учить вслушиваться в обращенную речь. Выделять названия предметов, действий, признаков | «Платье для куклы» Цель: развитие пам5 речи, эмоционалы сферы |
2 неделя | Одежда, обувь, головные уборы | Закрепить знание названий предметов одежды, обуви, головных уборов. Учить подбирать синонимы. | «Сапожок» Цель: сня внутреннего мышечного зажима эмоционального напряжения |
3 неделя | Дом и его части | Расширить представления о домах, архитектуре, строительных материалах. | «Строим дом» Цель: развив подражательные движения |
4 неделя | Мебель | Закрепить знание названий мебели, ее отдельных частей и обобщающее слово. Расширить знания о назначении мебели, различных ее видов. | «Чаепитие» Цель: развив, внимание, памя подражательные движения. |
Декабрь
1 неделя | Семья | Расширить знания о семье, закрепить знания о родственных отношениях в семье. | «Маме помогаю» Цель: воспитыв; чувство любви к сво близким и роднь желание помо развитие обш движений |
2 неделя | Зима | Углубить представления о зиме, состоянии погоды зимой, явлениях зимней природы. | «Мороз» Цель: развитие обш движений, ориентировка пространстве, рабе над звуками [3], [С]7 |
3 неделя | Зимующие птицы | Закрепить знания о зимующих птицах, обобщающее слово. Учить подбирать действия к предмету | «Скворечники» Цель: развит воображения подражательных действий |
~г nv^vjjyi | vjnivmnw рсиилсчспий | rcitmwpwib представления и | «снежинки» |
новогоднем празднике. Рассказать | Цель: развит | ||
как встречают Новый год в разных | основных движений | ||
странах | ориентировка | ||
пространстве, развит | |||
памяти и внимаш | |||
воображения. |
Январь
1 неделя | Рождественские каникулы | - | - |
2 неделя | Рождественские каникулы | - | - |
3 неделя | Домашние птицы и их детеныши | Познакомить с названиями домашних птиц и их детенышей, внешним видом, повадками, с условиями жизни | «Скворечники» Цель: повторен текста, развит воображения, подражательных движений |
4 неделя | Домашние животные и их детеныши | Расширить и углубить представления о домашних животных и их детенышах | «Лошадки» Цель: работа hi звуком [Ц], развит] воображения подражательных движений |
Февраль
1 неделя | Домашние животные и их детеныши | Расширить и углубить представления о домашних животных и их детенышах | «Теленок» Цель: развит] воображения подражательных движений |
2 неделя | Дикие животные наших лесов | Закрепить представления о диких животных, учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Закрепить знание названий детенышей животных | «Три медведя» Цель:развитие внимания, движений. |
3 неделя | День Защитника Отечества | Систематизировать знания о Дне защитника Отечества, героях ВОВ | «Защитники Отечества» Цель: развитие мелке моторики. |
Март
1 неделя | Транспорт | Расширить представление о транспорте, сформировать представления о воздушном, водном и наземном транспорте | «На шоссе» Цель: работа ш звуком[Ш], развил координации слова движением |
2 неделя | Женские профессии | Дать представление о профессиях мам. Закрепить знания о празднике 8 марта | «Мамочка» Цель: самомасса подушечек пальцев нажимы, растирания |
3 неделя | Продукты питания | Расширить представления о продуктах питания, закрепить знание названий блюд | «Суп для куклы» Цель: развитие мелке моторики, координаци TmrTW/'TTTTTT |
-г П^диш | посуда | Уточнить и расширить представления о посуде, материале, из которого она сделана. Учить различать кухонную, столовую и чайную посуду, называть части посуды | «Посуда» Цель: разви внимания, пам) общих движений |
5 неделя | Весна | Уточнить представление о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега) Ознакомить с названиями весенних месяцев. | «Шаловливые сосульки» Цель: снятие внутреннего мышечного зажима к эмоционального напряжения |
Апрель
1 неделя | Город | Обобщить и расширить представления и знания о родном городе, его истории и достопримечательностях | «Парк аттракционов) Цель: развитие обп движений, ориентировки пространстве |
2 неделя | Перелетные птицы | Закрепить знания о птицах, понятия перелетные, водоплавающие | «Птички» Цель: развитие мелк моторики |
3 неделя | Весна | Уточнить представление о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега) Закрепить названия весенних месяцев. | «Солнышко» Цель: развитие памя внимания, работа к звуками [Ш], [Ж] |
4 неделя | Комнатные растения | Показать, что весной происходит бурный рост комнатных растений, обобщить представления об уходе за комнатными растениями | «Цветок» Цель: развит координации движет |
Май
1 неделя | Электроприборы | Сформировать представление о том, что электроприборы сделаны людьми. Определить назначение основных электроприборов в доме, учить как с ними обращаться | «Стирка» Цель: развитие общ] движений |
2 неделя | День Победы | Расширить знания о празднике День Победы | «Защитники Отечества» Цель: повторен! текста, развитие мелке моторики |
3 неделя | Насекомые | Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, вредных и полезных насекомых | «Жук» Цель: развит! ориентировки пространстве |
4 неделя | Цветы | Закрепить знания названий цветов. Учить различать садовые и полевые цветы | «Цветы» Цель: работа на звуком [Ц координация движенш |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...
Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»
Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры
Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....
Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...