Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Морские обитатели».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Упражнять детей в образовании слов по аналогии.
Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между.
Закрепить знания детей о море и морских обитателях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи в средней группе «Морские обитатели». | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Морские обитатели».
Автор-составитель
Воспитатель
Репина Е.В.
Кропоткин 2018
Цель: Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Упражнять детей в образовании слов по аналогии.
Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между.
Закрепить знания детей о море и морских обитателях.
Использование современных образовательных технологий: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов экспериментов с водой.
Материалы к занятию: Аудиозаписи с музыкой, с шумом моря; схема рыбы, картинки на двустороннем скотче с морскими обитателями, тонированная бумага (ватман) голубого цвета, загадки о морских обитателях; предметы на морскую тематику, под которыми спрятаны загадки; полиэтиленовые пакеты, резинки.
Примерный ход НОД.
- Организационный момент
- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло письмо. А где же адрес, откуда оно? Всё размыто водой. Давайте посмотрим, что в нем. (Открывает письмо и читает его детям)
В нем соленая вода,
Ходят по нему суда.
Летом взрослые и дети
Ездят отдыхать туда.
- Что это? (Дети: море)
- Скажите, в море вода какая? (Дети: соленая) 1
- А в реках и озёрах? (Дети: пресная)
-Читаем дальше. «В море потерялись мои друзья, морские обитатели. Мне грустно без них и не с кем играть. Помогите мне, ребята, найти их». Поможем? Но мы же с вами в садике, как нам быть? (Дети: отправимся в путешествие, поедем на море и т.д)
- Тогда нам надо встать и сказать волшебные слова:
Быстро, быстро кружимся,
С волшебством подружимся,
Хлопнули в ладоши и остановились,
На берегу теплого, синего моря все мы очутились.
Положить (заранее затонированный) лист ватмана голубого цвета. И включить аудиозапись с шумом моря.
-Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного… но что-то странная здесь тишина?
- Как вы думаете, что могло случится?(Ответы-предположения детей)
2. Основная часть
Игра-задание «Оживи море».
- Все водные обитатели спрятались, но если мы отгадаем о них загадки, то они появятся в нашем море и море снова оживёт.
- Попробуем? (Дети: да).
- Итак, первая загадка:
В воде мы живём,
Без воды пропадём.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Дети: рыбы)
-Как они двигаются? (Дети складывают ладошки вместе и волнообразными движениями поднимают в разных направлениях)
Воспитатель показывает картину со схемой строения рыбы:
- Посмотрите на схему и скажите, что есть у рыбы?
(Дети говорят: хвост, плавники, туловище, голова.)
- А чего у рыбы нет? (Дети: Шеи.)
Воспитатель показывает картинку с рыбой и спрашивает: Это кто? (Дети: рыба)
Воспитатель показывает ещё одну картинку только уже с другой рыбой и спрашивает у детей: А это кто? (Дети: тоже рыба).
2
-Что вы можете сказать, глядя на этих рыбок? (Дети: у всех рыб есть голова, туловище, плавники, хвост. Все рыбы живут в воде).
(Предложить прикрепить детям картинки с рыбками к ватману)
Следующая загадка:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его дружок : рыбок друг - … (Дети: морской конек)
Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете.
- Как вы думаете, почему её так назвали? (Дети: похожа на лошадь, на коня).
(Прикрепить на ватман)
Дальше:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног, вот и весь я - … (Дети: осьминог).
Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах.
- Как вы думаете, сколько у осьминога ног? (Дети: восемь).
Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Давайте посчитаем на пальчиках. Одна нога, две ноги, три ноги, четыре ноги, пять ног…
- А как мы скажем, если осьминог не один, а их много? (Дети: осьминоги)
(Ребёнок прикрепляет к ватману картинку с осьминогом)
Следующая загадка:
Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.
Её боится даже кит, а безопасна, если спит.
Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина? (Дети: акула).
- Акула какая? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает: большая, быстрая и зубастая.
(Прикрепить картинку к ватману)
Следующая загадка:
Кто так медленно ползёт,
Словно груз большой везёт?
Панцирь твердый, очень прочный.
Защитит и днём, и ночью.
Но всегда дрожит от страха
Долгожитель… (Дети: черепаха). 3
- Что у черепахи на спине? (Дети: панцирь).
- Какой он? (Дети: очень твёрдый).
- А какая черепаха быстрая или медленная? (Дети: на суше медленная, а в воде быстрая).
Воспитатель обобщает: в воде они очень подвижны и быстры, а по суше передвигаются медленно-медленно.
- А как мы назовём черепаху ласково? (Дети: черепашка).
(Прикрепить картинку)
Следующая загадка:
Глубоко на дне она, словно на небе видна,
Но не светит и не греет, потому, что не умеет. (Дети: морская звезда)
- А если их много, как мы скажем? (Ответы детей).
- Какого она цвета? (Ответы детей).
(Ребёнок прикрепляет картинку с морской звездой)
Дальше:
Для нее волна – качели, и плывет она без цели
Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. (Дети: медуза).
- На что похожа медуза? (Ответы детей).
- А что может сделать медуза человеку? (Ответы детей).
(Прикрепить картинку)
-Давайте с вами изобразим стайку медуз, которые качаются на волнах. (Предложить детям надеть полиэтиленовые пакетики на кулачок, зафиксировать резинкой. Под музыку качаемся на волнах).
И ещё одна загадка:
Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.
Подставляют в море спины
Людям тонущим … (Дети: дельфины).
- Правильно! А если он один, как мы скажем? (Дети: дельфин).
(Ребёнок прикрепляет последнюю картинку на ватман)
-Послушайте-ка, ребята. Здесь ещё кое-что написано. «Молодцы, ребята, вы нашли всех моих друзей. Спасибо вам большое! А давайте все вместе станцуем дельфиний танец.»
(Звучит музыка).
4. Заключение и повторение.
В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы. 4
-А вы знаете, кто еще живет на дне морском?
(Дети по очереди прикрепляют картинки с водо
рослями и кораллами на ватман)
-А давайте посмотри, что у нас получилось!
- Кто плавает выше всех?
- Кто находится рядом с акулой?
- Кто плывёт над медузой?
- Кто плывёт между акулой и черепахой?
- Кто плывёт под красной рыбкой?
- А кто самый большой, маленький?
- Как мы можем назвать всех вместе?
(Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут - обитают. Они обитают в воде, море. Значит, они морские, водные обитатели.)
- Мы сегодня замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Помогли дельфину найти его друзей. Вам понравилось наше приключение?
Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Мы вокруг себя покружимся,
С волшебством подружимся,
Раз, два, три в детский сад,
Всех нас верни!
Вот мы с вами и в детском саду.
Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Хотите ещё поиграть с морскими обитателями? (Предлагаются дидактические настольные игры по теме).
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе
Тема: «В мире животных»Цель: уточнить и расширить знания детей о подготовке диких животных к зиме;Уточнить знание основных признаков осени;Развивать воображение детей, мышление, доказатель...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема «Формирование грамматически правильной речи. Чтение сказки «Усатый-полосатый» С. Маршака»
В этом конспекте размещена логика НОД по развитию речи...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »
Звуковая культура речи: звук з-зь. Познакомить со звком з-зь, научить его произносить, находить слова, где есть звук з-зь, формировать у детей интерес к устному народному творчеству, читоговоркам и за...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук Ш »
Конспект НОД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи звук Ш"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ж»
Развитие речи звука "ж". Учимся произносить звук и различаем его в словах....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи» Звук «ш»
Цель: Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш. Материал: кукла Звукознайка, предметы в ...