Методические рекомендации постановки звука "Л"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Методические рекомендации постановки звука "Л"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_postanovki_zvuka_l.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по постановке и автоматизации твердого звука [Л]
Звук Л – звук позднего онтогенеза. Его появление в норме возможно к 6-6,5 годам. Но по данным наших наблюдений своевременное появление звука Л значительно отсрочено, и не всегда полноценно формируется без специальной помощи.
Нарушение звука Л бывают разнообразные:
- Как полное отсутствие звука «Л»,
- Так и его искажение (межзубный, носовой, двугубный) — ламбдацизм,
- Встречаются и замены звука Л на другие звуки – Р «рак» — «лак», Л (мягкий) «лак»-«ляк», В «лодка» — «водка» такие замены характеризуют нарушение параламбдацизм.
Основными причинами нарушения звука Л называют: - короткая подъязычная связка;
- слабость мышц языка;
- нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи.
Методика постановки звука Л
В методике постановке звука Л необходимо придерживаться следующей схемы работы: Логопату объясняют характерные особенности артикуляции звука Л, и подкрепляют зрительно:
«Когда мы правильно говорим звук Л: кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубы».
Закрепляем в упражнение «Силач»: кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [Л-Л-Л].
Далее начинается автоматизация полученной артикуляции в обратных слогах:
Примечание: если звук дается легко, ребенок сразу правильно принял положение (это характерно для дислалии), то автоматизировать можно в прямых слогах и словах сразу.
ла ал ала
ло ол оло
лу ул улу
лы ыл ылы
Объясняем, сначала рот широко открывается на «А», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ал – ал – ал
Объясняем, сначала рот открываем на «О», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ол-ол-ол
Объясняем, сначала губы вытягиваем в трубочку на «У», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ул-ул-ул
Объясняем, сначала губы растягиваем на «Ы», затем кончик языка поднимается за верхние зубы: ыл-ыл-ыл
Маленькие хитрости:
Если у ребенка «в» вместо «л» на этапе «слоги-слова», иногда и первые словосочетания — марлевой стерильной салфеткой захватить нижнюю губу и весь материал проговаривать, акцентируя внимание на подъеме кончика языка за верхние зубы. Пальцами оттягивая нижнюю губу вниз. Тем самым «разрывая» рефлекс «губной», заменяя на верхний подъем языка. Ребенок быстро переключается и привыкает.
Если у ребенка слабая мотивация на подъем кончика языка за верхние зубы: укладываем ребенка на кушетку, захватываем марлевой салфеткой и верхнюю и нижнюю губу — «оголяем зубы», повторяем с ребенком речевой материал, следим за четким подъемом кончика языка за верхние зубы.
Если «Л» всегда мягкий: А) Просим ребенка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В тоже время ведется фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы. Б) Второй способ: прикусывать острый кончик языка на звук «Л» в автоматизируемом материале.
Примерная структура логопедического занятия: Артикуляционная гимнастика – 5-7 минут. Поэтапная постановочная и автоматизированная работа – 15 минут от занятия. На этапе автоматизации включает 5 минут повторения заданий прошлого урока, 10 минут новый материал. Фонематическая работа – 10 минут.
Автоматизация как работа считается оконченной, и мы рекомендуем родителям поправлять ребенка в словах с полученным звуком в обиходной речи еще от 3-6 мес., так как это период, в который звук «приживается» окончательно. А также разучивать рифмовки, чистоговорки.
В среднем курс коррекции звука с неотягощенным диагнозом составляет – 5 занятий, в осложненных случаях 10-12 занятий – по 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] (Пожиленко)
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]...
Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ
В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...
Методические рекомендации по постановке звуков.
постановка звуков...
Методическая разработка : Постановка звука "С"
Фронтальное занятие по постановке звука "С"...
методические рекомендации для логопедов и воспитателей логопедических групп: "Постановка и автоматизации звука Ш."
Методические рекомендации предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал представлен в игровой форме....
РЕКОМЕНДАЦИИ "Постановка звуков "Л" и "Р".
Данный материал является памяткой для логопеда по видам нарушений звукопроизношения звуков "Л" и "Р", способам их коррекции. Для упрощения диагностирования недостатков произн...