РЕКОМЕНДАЦИИ "Постановка звуков "Л" и "Р".
методическая разработка по логопедии
Данный материал является памяткой для логопеда по видам нарушений звукопроизношения звуков "Л" и "Р", способам их коррекции. Для упрощения диагностирования недостатков произношения данных звуков и выбора наиболее оптимального способа их коррекции в данной таблице собран материал из разной методической литературы. При составлении рекомендаций была использована литература известных авторов первой отечественной методики логопедической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_postanovke_zvukov_l_i_r.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по постановке звуков Л и Р.
Автор учитель-логопед: Тополевская Светлана Петровна.
Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г.Ачинска Красноярского края
Ключевые слова: памятка, виды нарушений звукопроизношения, постановка.
Краткая аннотация: Данный материал является памяткой для логопеда по видам нарушений звукопроизношения звуков Л и Р и способам их коррекции. Способствует быстрому диагностированию и выбору оптимального способа коррекции.
Данный материал является памяткой для логопеда по видам нарушений звукопроизношения звуков Л и Р и способам их коррекции. Для упрощения диагностирования недостатков произношения данных звуков и выбора наиболее оптимального способа их коррекции в данной таблице собран материал из разной методической литературы. При составлении Памятки была использована литература известных авторов первой отечественной методики логопедической работы.
Правильная артикуляция звука [л]
Губы — раскрыты, занимают нейтральное положение или же положение необходимое для произнесения следующего звука.
Зубы — расстояние между верхними и нижними резцами 2-4 мм .
Язык — кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Передняя и средняя части спинки языка опущены, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит слабая выдыхаемая струя воздуха. Язык принимает форму седла.
Мягкое нёбо — поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки — напряжены, вибрируют.
Воздушная струя — при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка.
Таблица №1.
Ламбдацизм
Отсутствие [л] или призвук гласной | Носовое произношение [нг] | Замена [л] на украинское [хг] | Двугубное или губно-зубное произношение [л] | Замена [л] на [д] или [т] |
Пример: аампа, стоо, упаа. Дефект негрубый. Исправляется легко на основе подражания (слухо-зрительного восприятия). Устранение: Можно использовать тактильно- вибрационный контроль: руку ребёнка логопед прислоняет к своей гортани и протяжно «гудит» [л] между гласными. Ребёнок повторяет звукосочетания, проверяя произнесение с помощью рук: 1) ал_а ал_у ал_о ал_ы 2) ал_, ол_, ул_, стул_ 3) л_а, л_о, л_у,лампа 4) межзубная постановка [л] | Пример: нгампа, монгоко, упанг (сильный гнусавый оттенок). Дефект грубый. Причина: опущенное мягкое нёбо (иногда широко раскрытый рот). Устранение: 1) Обратить внимание на то, что воздух должен выходить через рот по бокам языка. Утрировать силу выдоха при показе. Крылья носа не должны вибрировать при [л], для этого палец приложить к носу для контроля. 2) Постановка в межзубном положении. 3) Лучше закрепляется произношение [л] в сочетаниях пла, пло, плу, фла, фло …(они препятствуют соскальзованию на гнусавый звук) | Пример: хгампа, мохгок. Причина: кончик языка оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки поднимается и упирается в мягкое нёбо. Устранение: 1) Ребёнка просят произносить «ла, ла, ла», а у ребёнка получается «га, га, га». Обращают внимание ребёнка на то, как далеко ушёл его язык и логопед демонстрирует правильное произношение (постановка по подражанию). 2) Возможна постановка и автоматизация как в первом случае. | Пример: похоже на [у], [ы] или на [ув]. Причина: активное участие принимают губы, а не язык. Устранение: 1) Необходимо затормозить движение губ вперёд, укрепив оскал губ. _____________________ Тренировать правильное положение губ в упражнениях «Трубочка», «Улыбочка» и в быстром переключении с одного движения на другое. Затем тренировать подъём языка за верхние зубы, крепко прижимая кончик, а затем опуская его, удерживая губы в улыбке. Отработать эти движения, следя за тем, чтобы ребёнок не загибал кончик языка внутрь. | Пример: дампа, мотоко. Дефект грубый. Причина: нарушение произношения по такому типу связано с нарушением способа артикуляции. ______________________ Язык закрывает выход изо рта, примыкает к верхним коренным зубам. В результате вместо свободного выхода по бокам происходит взрыв язычно-зубной смычки. Устранение: 1) По подражанию. Предложить высунуть язык жалом, оттянуть язык назад и поднять к верхним резцам, сделать плавный выдох, удерживая язык в нужном положении, а затем подключить голос. 2) Механическая постановка с помощью зонда. В домашних условиях применяют тесёмочку, перекинув её поперёк языка, подальше от его кончика и слегка натянув её за концы вниз и назад для образования боковых щелей. 3) Постановка в межзубном положении. 4) Дифференциация звуков л-д, л-т. |
Замена [л] на [н] | Замена [л] на [л'] | Замена [л] на [в] | Замена [л] на [j'] | |
Причина: 1) неправильное положение мягкого нёба; 2) неправильное положение языка. Устранение: 1) Язык высунуть жалом, поднять кончик к верхней губе и дуть (воздушная струя идёт по бокам). Затем язык в положении «жала» передвинуть к верхним зубам, подуть и подключить голос. 2) Межзубная артикуляция (с раздуванием щёк). 3) Механический способ постановки для образования боковых щелей с помощью зонда. Контроль: палец к носу. Дифференциация л-н | Причина:поднимается не корневая часть языка,а передне-средняя часть его спинки;смыкается не только кончик языка с дёснами,но и значитеьная поверхность передней части спинки с альвеолами . Устранение: 1) От звука [ы]; 2) Предложить дать возможное напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть [л] на низком тоне. В это время механическая помощь: двумя пальцами указательным и безымянным произвести лёгкий нажим снаружи на шее так, чтобы каждый палец приходился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти. 3) Межзубная артикуляция с раздуванием щёк. | Причина: язык не принимает участие, к верхним резцам двигается нижняя губа. Устранение: 1) Необходимо затормозить движение нижней губы. Сначала научить опускать нижнюю губу, обнажая зубы и удерживать в таком положении под счёт от3 до 5, потом тренировать подъём кончика языка к верхним зубам. Повторять несколько раз. 2) Если не получается 1 способом, то прибегают к механической постановке: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под неё. | Причина: кончик языка остаётся внизу, а средняя часть спинки языка выгибается вверх. Устранение: Учить удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Чтобы язык принял точное положение, просунуть кончик языка между передними зубами и протяжно произносить [ы]. Или при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка поперёк круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднимать за верхние резцы. |
Правильная артикуляция звука [р]
Губы — положение губ зависит от смежных фонем.
Зубы — между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние.
Язык — принимает форму ложечки, боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается
с ними и вибрирует под напором выдыхаемой струи.
Мягкое нёбо — поднято и закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки — сомкнуты и вибрируют.
Таблица № 2
Ротацизм
Горловое произношение | Боковое | Щёчное | Носовое | Одноударное | Замена [р] на [д], [л'], [л], [г], [р'], [j'] |
В виде горлового дрожащего звука. 1 тип — велярное. При нём корневая часть языка, оттягиваясь назад всей своей массой сближается с нижним краем мягкого нёба и образует с ним щель. Проходя через щель, выдыхаемый воздух приводит в колебание не только язык, но и значительную часть края мягкого нёба (слышится храпящий звук). 2 тип — увулярное, при котором вибрирует только язычок (слышится чёткий рокот). Устранение: Следует перевести ребёнка на длительные упражнения в речи проторного [р]. Отличие горлового от правильного: предложить ребёнку широко раскрыть рот и длительно произносить [р].Правильно сказать невозможно, а горловым свободно. | Вместо [р] слышится что-то вроде рль, дль, тль. Вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами. Часто такой дефект может появиться, когда ребёнок приступает к выработке вибрации языка в тот момент, когда ещё не усвоил проторный звук и удерживает язык в виде жала. Дефект грубый. Звук [р] ставят от проторного. | Струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образовавшуюся между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щёку или щёки. | По звучанию похоже на сочетание [нг]. воздушная струя проходит через нос, а не через рот. Кончик языка не участвует в артикуляции и оттянут в глубь рта. Устранение: Подготовительный этап начать с объяснения, что воздух нужно выдыхать через рот. Тренировать: вдох через нос — медленный выдох через рот. Сравнивать звуки, произносимые через рот [ф], [ш] и через нос [м], [н]. | При наличии одноударного звука следует развивать вибрацию и одновременно вводить его в речь | 1) Замена [р] на [р'] Спинка языка слишком поднята, а передний край вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. Дефект негрубый. Устранение: Предложить произносить [р] при несколько более широко раскрытом рте. 2) Замена [р] на [д], [л'], [л] Место образования более или менее правильное. Следует укрепить кончик языка и вырабатывать вибрацию. 3) ) Замена [р] на [j'] Изменяется и место произношения (вместо передней части спинки языка поднимается средняя) и способ (вместо дрожащего щелевой) |
Используемая и рекомендуемая литература:
- Ляпидевский С.С. «Очерки по патологии речи и голоса». «Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР». Москва, 1960 г.
- Правдина О.В. «Логопедия». Издательство «Просвещение». Москва, 1969 г.
- Рау Ф.А., Рау Ф.Ф. «Методика обучения глухонемых произношению». «Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР». Москва, 1959 г.
- Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Г.В. Чиркина. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Москва. «Просвещение», 1989 г.
- Хватцев М.Е. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». «Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР». Москва, 1961 г.