методические рекомендации для логопедов и воспитателей логопедических групп: "Постановка и автоматизации звука Ш."
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Методические рекомендации предназначены для работы с детьми 5-7 лет. Материал представлен в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_i_avtomatizatsii_zvuka_sh.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка и автоматизации звука Ш.
Положение органов речи при произношении звука [ш].
При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» со щелью, язык «чашечкой» поднят вверх (к твердому нёбу), боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Струя воздуха направлена по середине языка вверх. Воздух выдыхается равномерно посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
Звук [ш] согласный, шипящий, глухой, всегда твёрдый.
Виды нарушений звука [ш].
Межзубный сигматизм выражается в том, что во время произнесения звука [ш] кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами. Аккустический эффект: шепелявый оттенок. (Возможные причины: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к небу; высокое узкое твердое небо).
Боковой сигматизм бывает одно- и двусторонним. Односторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка. Аккустический эффект: хлюпающий звук. Возможные причины: боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка.
Губно-зубной сигматизм выражается в том, что при произношении звука [ш] происходит замена на звук [ф]. Возможные причины: неправильный прикус; вялость передней части спинки языка; нарушения фонематического слуха.
Призубныйсигматизм отличается тем, что в момент артикуляции кончик языка упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный сигматизм в замене звука [ш] на звук [т]. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.
Носовой сигматизм возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Аккустический эффект: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [х] с носовым оттенком. Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка.
Достаточно частым случаем парасигматизма является замена шипящих звуков свистящими — свистящий парасигматизм. Возможные причины: снижение слуха; нарушение фонематического слуха.
Примерный комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звука [ш].
1. «Наказать непослушный язык».
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 5. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
- «Лопатка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю
губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
- «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем за верхними;
е) широким кончиком языка дотронуться до бугорков за нижними резцами, затем -до мягкого неба.
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
- «Язык перешагивает через зубы».
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движение языка:
Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем – с внутренней.
При выполнении упражнения следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
- «Маляр».
Цель: вырабатывать движение языка вверх, подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад – вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
- «Вкусное варенье».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкий передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.
- «Чашечка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. В таком положении язык удержать под счет до 5.
- «Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу языка, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке о. Верхние и нижние резцы видны.
- «Забей мяч в ворота».
Цель: развивать длительный целенаправленный выдох.
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот.
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.
- «Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Губы в улыбке. Широкий передний край языка на нижней губе. И, как бы произнеся длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
- «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю посередине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
Приемы постановки звука [ш].
Ребенку предлагается приподнять язык «чашечкой» к переднему краю неба, прижимая боковые края языка к верхним коренным зубам. Зубы разомкнуты на ширину полутора пальцев. Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Предложить ребенку, подражая взрослому, произнести звук [ш].
Если кончик языка не удерживается во рту приподнятым, то ручкой чайной ложки или шпателем взрослый отодвигает язык назад от зубов, приподнимая в указанное положение, и предлагает произнести звук [ш] по подражанию.
Если первые два приема не дают результатов, то при наличии правильного произношения звука [c] ребенку предлагается произнести звук [c] и в то же время постепенно оттягивать кончик языка назад – вверх (произвольно или посредством подталкивания шпателем), пока не получится звук [ш]. При этом надо следить, чтобы язык не суживался.
Проделать упражнение с постепенным выниманием палочки (ложечки) из-под языка. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.
Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.
Упражнения.
- «Гуси шипят».
Вдох носом. На длительном выдохе произнести: «Ш-ш-ш!»
- «Шум моря».
Вдох носом. На длительном выдохе произнести: «Ш-ш-ш!»
- «Шум леса».
Вдох носом. На длительном выдохе произнести: «Ш-ш-ш!»
Автоматизация звука [ш] на уровне слога.
- Произнесение слога ша (шо, шу, ши) в соответствии с количеством фишек на столе (счетных палочек, кубиков и т.д.) или услышанных хлопков.
- Пальчики «здороваются».
Кончик большого пальца правой руки «здоровается», поочередно касаясь кончиков всех пальцев этой же руки. На каждое соприкосновение пальцев произносится слог ша (шо, шу, ши);
то же упражнение выполняется пальцами левой руки;
то же упражнение выполняется одновременно пальцами правой и левой руки;
пальцы левой руки поочередно «здороваются» с пальцами правой руки(большой с большим, указательный с указательным и т. д. )
- Игра на рояле.
Ребенок последовательно касается кончиками пальцев стола:
Одним пальцем:1,2,3,4,5;5,4,3,2,1;
Двумя пальцами:1-5,1-4,1-3,1-2;1-2,1-3,1-4,1-5.
При каждом касании пальцев стола ребенок произносит слог ша (шо, шу, ши).
- «Скажи на один слог больше, чем я».
- «Скажи на один слог меньше, чем я».
- «Запомни и повтори».
Отраженное воспроизведение слоговых рядов: ша - шо ша – ша - шо
шо - ша ша - шо - шо и т. д.
- Произнесение и отстукивание слоговых рядов путем поочередного соприкосновения большого пальца с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: ша - шо - ша; ша - шо - шу - шы.
- Произнесение слоговых рядов со сменой ударного слога.
а) отраженное воспроизведение слоговых рядов, соблюдая ударение:
Ша - ша Ша - ша - ша
ша - Ша ша - Ша - ша
ша - ша – Ша
б) произнесение слогового ряда по схеме: хХ Хх
ххХ хХх Ххх
х – безударный слог; Х – ударный слог.
Можно использовать схемы с большими и маленькими квадратами.
в) произнесение слогового ряда в соответствии с услышанными хлопками ( х – безударный слог – негромкий хлопок; Х – ударный слог – громкий хлопок).
Взрослый хлопает: х – Х. Ребенок произносит: са - Ша.
г) произнесение слогового ряда с выделением определенного слога ударением.
Например, выделить ударением слог ша : Ша - шо – шу
- Произнесение слоговых рядов с определенным ритмическим рисунком.
II II II II II II
III III III III III
II III II III II III
II I II I II I и т.д.
- «Послушай и ответь».
Взрослый произносит слоговые ряды с вопросительной интонацией, а ребенок произносит те же слоговые ряды с повествовательной интонацией (голос понижается к концу слогового ряда ).
Взрослый: ша - ша - шо ? Ребенок: ша - ша - шо.
- «Послушай и спроси».
Взрослый произносит слоговые ряды с повествовательной интонацией, а ребенок произносит те же слоговые ряды с вопросительной интонацией (голос повышается к концу слогового ряда).
Автоматизация звука [ш]на уровне слова.
- Произнесение слогов и слов.
ша – ша – ша – шагаю (шапка, шайба, шахта, шахматы, шакал, шатер, шар).
- «Доскажи словечко».
Взрослый произносит начало слова, ребенок заканчивает слогом -ша и произносит слово полностью, интонационно выделяя звук [ш].
Образец: ка –… шшша, ка – шшша.
Наша, ваша, афиша, лапша, калоша, груша, крыша, чаша.
- «Кто это?»
Взрослый произносит начало имени, ребенок заканчивает слогом -ша и произносит имя полностью, интонационно выделяя звук [ш].
Образец: Ма – …шшша, Ма – шшша.
Даша, Леша, Миша, Паша, Наташа, Валюша, Ванюша, Витюша, Андрюша, Кирюша.
- «Назови ласково».
Ребенку предлагается назвать ласково девочку или мальчика, если их имена следующие: Надя. Валя, Ваня. Витя. Андрей, Алексей, Антон.
- Произнесение слогов и слов.
ша – ша – ша – мышата (кукушата, лягушата, ушанка, дышать, мешать, лошадка);
шо – шо – шо – шепот (шел, шелк, шорох, шорты, большой, капюшон, мышонок, кукушонок, лягушонок);
шу – шу – шу – шуба (шум, шумный, шут, шутит, парашют, шуруп);
ши – ши – ши – шина (шило, шить, дыши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, горошина, младший, тишина.
- «Закончи словечко».
а) слогом ша б) слогом ши в) слогом шок
на___ на___ пу___
ва___ ва___ ме___
Да___ ды___ пету___
Ма___ камы____ гребе___
Ната___ мы_____ гор___
афи___ пи____ вер___
гру___ у___ реме___
- «Эхо».
Предложить ребенку заменить первый звук в слове на звук [ш] и произнести новое слово: тапка-шапка топот-___ мышка-___
жаль-___ бык-___ мыло-___
губы-___ маг-___ толк-___
- «Перевертыши».
Закрепление правописания ши.
Предложить ребенку следующие задания:
а) выложи из букв (кубиков) слова наши, пиши;
б) переставь слоги так, чтобы получилось новое слово;
в) переставь слоги и прочитай полученные слова:
ши-у – уши, на-ма-ши –___, на-ти-ши –___, ши-ка-мы –___, да-ши-ран-ка –___.
- «Прочитай словечко».
Ребенку предлагается вставить пропущенную букву и прочитать слово.
уш… ш…пит маш…на дыш…т
мыш… камыш… кувш…н туш…т
ш…на ош…бка ш…повник спеш…т
ш…ны тиш…на пуш…нка суш…т
- Произнесение слогов и слов.
аш – аш – аш – ваш (наш, башня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, каштан);
ош – ош – ош – кошка (мошка, окошко, лукошко, ладошка, картошка);
уш – уш – уш – душ (ушки, мушка, пушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ракушка, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка);
ыш – ыш – ыш – вышка (мышка, пышка, крышка, малышка, камыш, малыш, ландыш, детеныш, донышко, пятнышко, бревнышко).
- «Раз, два, три – картинку назови».
Предметные картинки кладут в стопку изображением вниз. Ребенок открывает картинки, четко проговаривая их названия и интонационно выделяя звук [ш].
Предметные картинки: лягушка, подушка, катушки, бабушка, дедушка, кукушка, пушка, мышка, вышка, мишка, вишня.
- «Запомни, назови».
На столе разложены предметные картинки (4-5). Ребенок стоит спиной к столу и изображений не видит. Взрослый называет картинки в определенной последовательности. Ребенок должен запомнить и, повернувшись к столу, разложить картинки в заданной последовательности, а затем назвать их.
Используются предметные картинки из предыдущего упражнения.
- «Слова – родственники».
Догадайся и ответь на вопросы одним словом.
Кто у мыши детеныш? (мышонок, мышата)
Чья норка у них в поле? (мышкина, мышиная)
Как можно назвать мышь ласково? (мышка)
Назови родственные слова к словам лягушка, кукушка.
- «Назови ласково».
Образование существительных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
воля – волюшка кума – _____ штаны – _____ мать – _____
доля – _____ камень – _____ изба – _____ тетя – _____
дума – _____ хлеб – _____ солнце – _____ дядя – _____
- «День – ночь».
На столе картинки (пушка, дедушка, бабушка, кукушка, подушка, вышка, мышка). После внимательного рассмотрения картинок и запоминания их последовательности ребенком логопед говорит: «Ночь». Ребенок закрывает глаза. Логопед убирает одну картинку и говорит: «День». Ребенок открывает глаза и определяет кого (чего) нет. (Образование существительных родительного падежа).
- «1-5» со словами шапка, шуба, мышонок, петушок, мешок, шиповник, машина, малыш.
Образец: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
- «Звуковая линейка».
Определить последовательность, количество звуков в словах кашка, мышка, пышка, камыш, мишка, мушка, пушка, ушки, катушка, кукушка. В качестве зрительной опоры используется звуковая линейка.
- «Лови звуки, отдай словечко».
Ребенку предлагается сложить руки «чашечкой» и «собрать» звуки. Взрослый произносит к, а, ш, к, а; ребенок «собирает» звуки: кашка.
Аналогично проводится упражнение со словами мышка, пышка, камыш, мишка, мушка, пушка, ушки, катушка, кукушка.
- «Волшебная цепочка».
Выкладывание из кубиков (из букв разрезной азбуки, магнитной азбуки и т. д.) слова Машка. Затем – «превратить» Машку, изменив одну букву в слове, в полезную и вкусную еду (кашка).
Кашку – в домашнее животное (кошка).
Кошку – в маленькое насекомое (мошка).
Мошку – в плюшевую игрушку (мишка).
Мишку – в маленькую муху (мушка).
Мушку – в орудие, из которого можно стрелять.
- «Закончи слова одинаково и прочитай их».
Бабу___, ми___, му___, пу___, мы___, кату___, деду___, опу___, пы___, мо___, поду___, ко___.
- «1-5» со словами шкаф, шляпа, штанишки, плюшевый мишка, плюшевый мышонок, плюшевая кошка.
- «Домики».
На наборном полотне три домика: в первом домике одно окно, во втором – два, в третьем – три. Предметные картинки кладут в стопку изображением вниз. Ребенку предлагается открыть картинки, определить количество слогов в словах и определить, в каком домике «живет» картинка.
Используя в качестве зрительной опоры окошечки домиков, определить последовательность слогов в слове.
Предметные картинки: шар, шкаф, душ, мышь, шапка, шляпа, камыш, пушка, ландыши, машина, кукушка, камыши.
- «Отгадай словечко»
Ребенку предлагается отгадать слово по гласным звукам.
Предметные картинки: чашка, кошка, пушка, кукушка, квакушка, ватрушка, мышка, малыш, мартышка.
- «Телеграф».
Ребенку предлагается назвать слова, состоящие из двух слогов, затем – из одного, затем – из трех.
Предметные картинки: душ, мышь, шкаф, кувшин, шапка, мишка, камыши, кукушка, бабушка.
Автоматизация звука [ш] на уровне предложения, текста.
- «Чей? Чья? Чьи?»
Составление предложений по образцу:
У Маши (Миши) шапка. – Это чья шапка? – Это Машина (Мишина) шапка.
У Маши (Миши) мешок.
У Маши (Миши) петушок.
У Маши (Миши) мишка.
У Маши (Миши) шуба.
У Маши (Миши) машина.
У Маши (Миши) шахматы.
У Маши (Миши) подушки.
У Маши (Миши) шашки.
У Маши (Миши) вишни.
- «Я и ты».
Предложить ребенку произнести последнее слово в предложении.
Я иду, и ты … (идешь).
Я пою, и ты … (поешь).
Я несу, и ты … (несешь).
Я веду, и ты … (ведешь).
Я бегу, и ты … (бежишь).
- Спряжение в настоящем времени по образцу: я дышу, ты дышишь, он дышит, она дышит, мы дышим, вы дышите, они дышат;
кушать кашу;
кушать шашлык;
найти шалаш;
вешать шубу на вешалку;
вышивать подушку;
вышивать шёлковыми нитками;
шить кукушонку капюшон;
шить подушку для кошки;
шить штанишки плюшевому мишке;
штопать штанишки плюшевому мишке;
вешать в шкаф плюшевые штанишки;
шуршать бумажкой, как мышка.
- «Мишутка».
а) Послушай рассказ.
Шел по лесу Мишутка и пришел на полянку. Перешел полянку и пошел по дорожке. Шел – шел и домик нашел. Мишутка к домику подошел, вокруг домика обошел, ничего не нашел и в домик вошел. В домике Мишутка мед нашел. Мед поел, из домика вышел и по дорожке в лес ушел.
б) Доскажи словечко.
Мишутка по лесу… . К домику… . Вокруг домика… . Ничего не… и в домик….
В доме мед… . Мед поел и из домика… . По дорожке… и в лес… .
- Составление предложений по сюжетным картинкам.
Алеша перешел улицу. Алеша подошел к дому. Алеша обошел дом. Алеша вошел в дом. Алеша вышел из дома.
- «Послушный мишка».
Послушай рассказ. Ответь на вопросы.
Маша учит мишку: «Миша, пиши». Мишка пишет.
– Что говорит Маша? Что делает мишка?
«Миша, кушай». Мишка кушает.
– Что говорит Маша? Что делает мишка?
«Миша, помаши». Мишка машет.
– Что говорит Маша? Что делает мишка?
«Миша, попляши». Мишка пляшет.
– Что говорит Маша? Что делает мишка?
- Послушай предложения. Ответь на вопросы.
Маша машет. Паша пашет.
Кто машет? Кто пашет? Что делает Маша? Что делает Паша? Что делают Маша и Паша?
- «Потерялось словечко».
Предложить ребенку, используя предметные картинки, закончить предложения.
Маша нашла большую…(шишку). Кошка поймала…(мышку). Маша и Миша вешают…(кормушку). Даша надевает…(шапку и шубу). Миша катает…(машину). Илюша гоняет…(шайбу). У мышки – (мышонок). Шуршат…
(камыши).
- «Скажи наоборот».
У медведя маленькие уши, а у зайца – большие уши. Дуняша плохо читает, а Маша – … . У Алёши больше ошибок, а у Даши – … . Илюша ниже мамы, а Ваня – … . Катюша стоит ближе к окну, а Миша – … . Наташа поёт громче Наташи, а Паша – …
- «Небылицы».
Предложить ребенку послушать предложения и ответить на вопросы: кто кого боится? Что неправильно?
Кошка боится мышки. Лягушка боится мошки. Уж боится лягушки. Миша боится кошки.
- Отраженное произнесение предложений.
У Маши – ландыши. Камыши шуршат. У лягушки – лягушата. Алеша ушиб ногу. НА шахте шумно. У мамы шёлковая шаль. Шут выдумывает шутки. Мама будет шить шубу. У Шуры шарик. Паша и Тимоша играют в шахматы. Леше купили большую ушанку. Валюша несет кувшин. На шиповнике шипы. Шалуны шумели и шалили. Шофёру надо проверить шины. Шахтёры на шахте добывают уголь. Кошка под окошком катает катушку. Пташки клюют зернышки. Кошка поймала мышку. Леша ест пышку. Около кадушки стоит мешок картошки. Петушок сидит на колышке. Лягушка ловит мошку. На опушке кукует кукушка. Бабушка вышила ромашку. Леша нашел много белых камешков. Тимоша делает домишко с башенкой для Наташиной куклы.
- «Путаница».
Составление предложений из деформированных фраз.
кошка, мишка, штанишки, шить, плюшевый – Плюшевому мишке кошка шьет штанишки.
кошка, мышка, за, гнаться –
кухня, мышка, пышка, в, есть –
шептать, мышонок, мышь, ушко, на –
окошко, кошка, на, сидеть –
подушка, спать, дедушка, на –
машина, Алеша, мишка, на, катать –
- Заучивание чистоговорок.
Наша Маша под душем
Ша – ша – ша – мама моет малыша; моет шею и уши.
Шо – шо – шо – я шью хорошо;
Шу – шу – шу – я письмо пишу; Тише, мыши, не шумите,
Ши – ши – ши – что-то шепчут камыши. Нашу Машу не будите.
Наш Мишутка Мы видели кошку
любит шутки. под нашим окошком.
Готовит Наташа Уж шипит мышонку «Кыш!
пшенную кашу. Ты – мышонок, а не мышь».
Маша и Даша На кухне кошка готовит лепешки.
шьют шубу Наташе. Любит лепешки котенок Тимошка.
У Катюши на подушке Две букашки на опушке
вышита кукушка. Шьют мышатам по подушке.
Я нашла катушку У Маши книжка «Мишкина каша».
у Маши под подушкой. У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке Миша и Паша Пишет школьник Паша:
Мишка Топтыжка. Шайбу гоняют. Шапка, шайба, каша,
Шишка на макушке Маша и Даша Мышка, мошка, шутка,
У бедного мишки. Им не мешают. Шахматы, Мишутка.
Маше каша надоела. Не кусай малышку, мошка!
Маша кашу не доела. Не пугай детишек, кошка!
– Маша, кашу доедай, Мышка, в норке не шурши!
Маме не надоедай. Дремлют наши малыши.
У мышонка Тотошки Шубу, шапку и калоши
Кашки немножко. Мы найти никак не можем.
Думает Тотошка Вот такие шутки
Отдать кашку кошке. У нашего Мишутки!
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку. Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой понемножку.
У Маши – котенок Тимошка, Что – то не до шуток мышке,
У Миши – мышонок Тотошка. Помогу – кА я малышке.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя б немножко. Шишку мышка тянет в норку,
Чтобы делать там уборку.
Шура шубку надевала, Шишкой мышка скоблит пол.
Шарф и шапку потеряла. Будет гладким пол, как стол.
Мышонку шепчет мышь: « Ты все шумишь, шумишь!»
Мышонок шепчет мыши: « Шуметь я буду тише!»
- Пересказ текстов.
Мишка.
Купили Наташе мишку. Наташа любит мишку. Она надевает на мишку штанишки и шапку. Наташа и мишка идут гулять. Мишка в машине, а Наташа пешком.
Мыши и шахматы.
Два мышонка шумели и шутили на опушке. У каштана мышата нашли шахматы. Они ушли в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, ни шепота. Увлекли мышат шахматы.
Шуба для Пушка.
Маша и Наташа шьют котенку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит: «Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит».
Умные мыши.
Мама – мышка нашептывает мышонку на ушко: «Умные мыши не шумят, не мешают кошкам отдыхать. Твое имя Тишка, так будь тихим. Тогда тебя никогда не поймает кошка. Ведь тишина помогает обмануть кошку».
Катушка.
Кошка катала бабушкину катушку и закатила под шкаф. Бабушка долго искала катушку, но не нашла. Пришла Аленушка из школы, заглянула под шкаф и нашла катушку. Бабушка погладила Аленушку по головушке.
Машина.
Бабушка купила Мише новую машину. У машины широкие шины. Миша катает в машине кошку. Кошка шипит на Мишу. Гараж для машины под шкафом.
Список используемой литературы
- Алифанова Е. А., Егорова Н.Е. «Логопедические рифмовки и миниатюры», Москва, «Гном и Д», 2001.
- Буденная Т. Б. «Логопедическая гимнастика», С. – Петербург, «Детство – пресс»,1999.
- Глинка Г. А. «Буду говорить, читать, писать правильно», С – Петербург, «Питер», 1998.
- Гуськова А. А. «Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет», Москва, «Творческий Центр», 2011.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Домашняя тетрадь для закрепления произношения шипящих звуков», Москва, «Гном-Пресс», 1998 г.
- Кравченко И. А. «Игры и упражнения со звуками с ловами», Москва, «Гном-Пресс», 1999.
- Лопухина И. С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи», Москва, «Аквариум», 1996.
- Нищева Н.В. «Будем говорить правильно», С.-Петербург «Детство-Пресс», 2002 г. 45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: Просвещение,1989.
- Тумакова Г. А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», Москва, «Просвещение», 1991.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение,1987.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Гном – Пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.
- Фомичева М. Ф. «Воспитание правильного произношения», Москва – Воронеж, «НПО «МОДЭК», 1997.
- Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Аквариум, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей логопедических групп
В своей работе воспитатель должен учитывать разный речевой уровень детей, поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком в игровой форме на занятиях и вне. В св...
Методические рекомендации учителю-логопеду и воспитателям логопедической группы
Коррекционные игры, применяемые при изучении лексических тем...
Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы по автоматизации поставленных звуков в процессе театрализованной деятельности
В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Дети, посещающие нашу группу, имеют все диагноз...
Методические рекомендации учителя-логопеда для воспитателей подготовительной группы
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе ДОО...
Методические рекомендации учителя-логопеда для воспитателей подготовительной к школе группы по развитию речи детей.
Результативность коррекционной помощи зависит от степени заинтересованности и участия воспитателей в исправлении речи дошкольников. Даны рекомендации логопеда по развитию словарного запаса дошкольнико...
ПРАКТИКУМ учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»
ПРАКТИКУМ учителя-логопеда для воспитателей логопедической группы на тему: «Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков»...
Методические рекомендации для логопедов и воспитателей по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза на материале лексической темы «Профессии на стройке».
В методической разработке присутствуют задания на совершенствование умения выделять гласные звуки; развитие умения производить звуковой анализ слов, буквенный синтез. Развитие элементов навыка ч...