Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Весна»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Савченко Татьяна Ивановна

Цель: Формировать обобщенное представление о весне, как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для животных и растений.

Задачи:

В образовательной области «Познание»

-Обобщать, систематизировать знания детей о весне. Закрепить время года, знать и называть весенние месяцы. Познакомить с приметами весны. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивать слуховое, зрительное внимание, при отгадывании загадок.

В образовательной области «Коммуникация»

-Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы. Активизировать словарь по теме: «Весна».Формировать умение детей употреблять в речи Родит. падеж мн.ч.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.

В образовательной области «Социализация»

-Воспитывать интерес и любовь к природе нашего края.

В образовательная области «Здоровье»

-Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Материалы: Картина о весне, ватман с предварительно нарисованным временем года зима, шаблоны для аппликации.

Ход НОД

1. Организационный момент

-Ребята, я очень рада всех вас видеть. Посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

-Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. Давайте так же дружно отгадаем мои загадки. (да)

-Все готовы отвечать.

Только хором не кричать

Кто ответ, ребята, знает,

Молча руку поднимает.

-Правило вам всем понятно? (Ответ детей)

Это очень мне приятно!

Итак, слушаем внимательно.

Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

В голубой рубашке

Бежит по дну овражка.

(ручеек)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все

(солнце)

Глядит из-под снега

Зеленый росток

Он первый весенний студеный цветок

(подснежник)

2.Основная часть

-К какому времени года подходят эти картинки?

(Эти картинки подходят к времени года весна.)

- Сколько месяцев длится весна ?(Весна длится 3 месяца.)

-Перечисли их ?(март,апрель,май)

-А как называется 1 месяц весны?(1 месяц весны март)

- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему ?(Потому- что появляются проталины.)

-А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей).

-В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности.

- А как называют 2 весенний месяц?(2 весенний месяц называют апрель.)

-Апрель-середина весны. Снег тает и становится шершавым.

- А кто знает, почему снег становится шершавым?(ответы детей)

- Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют шершавым.

- А кто знает, почему снег темнеет?( Снег темнеет, потому- что он грязный.)

-Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются. (показ снега)

- А почему апрель называют месяц «живой воды»?

(Это месяц так называютпотому- что снег тает и превращается в воду.)

-Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление? (Это называют ледоходом. )

-Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной? ( Первые весенние цветы, это подснежники.)

- А кто знает, почему и их так назвали?(Потому- что они растут из-под снега)

- Правильно это первые цветы, их еще называют -первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать. (иллюстрация)

-А как называется 3 месяц весны ?( Май)

- В народе его называют – «травень», «цветень».

- Как вы понимаете эти высказывания ? (Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести.)

- В мае уже снега нет , солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые.

А теперь я предлагаю вам поиграть.

3.Физминутка. "Весна пришла"

Весна, весна! Пришла весна!(Хлопки в ладоши).

Тепло на крыльях принесла.(Короткие взмахи руками-крыльями)

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой. (Ходьба. Приподнять повыше подбородок ).

Расцвел подснежник голубой . (Руки в стороны).

Он весь пушистый, серебристый(Приседания).

На солнце маленький стоит.(Прыжки).

Посланец он весны надежный,(Наклоны туловища).

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,(Повороты влево- в право).

Он первенец среди цветов.

4. Д/ и « Подбери картинку»

(На столе разложены картинки с признаками весны ,осени и зимы. Детям необходимо из набора картинок выбрать только те, на которых изображены весенние признаки ).Дети подбирают необходимую картинку, проговаривая какой признак на ней изображен.

5.Словесная игра«закончи предложение».

-Весною солнце греет больше, чем… Зимой

- Весной птицы строят… гнезда.

-Зимой идет снег, а весной тает.

-На солнце сосульки… тают.

-Первые весенние цветы - это… подснежники.

-На деревьях весною появляются… почки.

-Зимой муравьи, бабочки спят, а весной… просыпаются.

-Молодцы.

-Дети посмотрите, пожалуйста на эту картину.(На картине изображена зима)

-Что изображено на картине?(зима)

-Правильно .

-А давайте эту зимнюю картину превратим в весеннюю.

-Прежде чем приступить к работе давайте с вами немножко разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко. (хлопают ладонями)

Золотое донышко

Гори, гори ясно (сгибают и разгибают ладони)

Чтобы не погасло

Побежал в саду ручей (показывают волну)

Прилетели сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают (поднимают руки вверх).

(дети подходят к столу и выбирают признаки весны и наклеивают на панно)

- Красивая картина получилась , как вы думаете?

Итог:Мы сегодня с вами разговаривали о времени года.

-О каком?(весна)

-Вот у меня есть весеннее солнышко и каждый по очереди возьмет и скажет за что ему нравится весна.(вот у меня солнышко в руках –я люблю весну за пенье птиц).

-Молодцы всем спасибо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_harchenko.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Весна»

Цель: Формировать обобщенное представление о весне, как о времени года, когда заметно меняются условия жизни для животных и растений.

Задачи:

В образовательной области «Познание»

-Обобщать, систематизировать знания детей о весне. Закрепить время года, знать и называть весенние месяцы. Познакомить с приметами весны. Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивать слуховое, зрительное внимание, при отгадывании загадок.

В образовательной области «Коммуникация»

-Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы. Активизировать словарь по теме: «Весна».Формировать умение детей употреблять в речи Родит. падеж мн.ч.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.

В образовательной области «Социализация»

-Воспитывать интерес и любовь к природе нашего края.

В образовательная области «Здоровье»

-Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Материалы: Картина о весне, ватман с предварительно нарисованным временем года зима, шаблоны для аппликации.

Ход НОД

1. Организационный момент

-Ребята, я очень рада всех вас видеть. Посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.

-Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. Давайте так же дружно отгадаем мои загадки. (да)

-Все готовы отвечать.

Только хором не кричать

Кто ответ, ребята, знает,

Молча руку поднимает.

-Правило вам всем понятно? (Ответ детей)

Это очень мне приятно!

Итак, слушаем внимательно.

Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

В голубой рубашке

Бежит по дну овражка.

(ручеек)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все

(солнце)

Глядит из-под снега

Зеленый росток

Он первый весенний студеный цветок

(подснежник)

2.Основная часть

-К какому времени года подходят эти картинки?

(Эти картинки подходят к времени года весна.)

- Сколько месяцев длится весна ?(Весна длится 3 месяца.)

-Перечисли их ?(март,апрель,май)

-А как называется 1 месяц весны?(1 месяц весны март)

- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему ?(Потому- что появляются проталины.)

-А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей).

-В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности.

- А как называют 2 весенний месяц?(2 весенний месяц называют апрель.)

-Апрель-середина весны. Снег тает и становится шершавым.

- А кто знает, почему снег становится шершавым?(ответы детей)

- Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют шершавым.

- А кто знает, почему снег темнеет?( Снег темнеет, потому- что он грязный.)

-Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются. (показ снега)

- А почему апрель называют месяц «живой воды»?

(Это месяц так называютпотому- что снег тает и превращается в воду.)

-Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление? (Это называют ледоходом. )

-Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной? ( Первые весенние цветы, это подснежники.)

- А кто знает, почему и их так назвали?(Потому- что они растут из-под снега)

- Правильно это первые цветы, их еще называют -первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать. (иллюстрация)

-А как называется 3 месяц весны ?( Май)

- В народе его называют – «травень», «цветень».

- Как вы понимаете эти высказывания ? (Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести.)

- В мае уже снега нет , солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые.

А теперь я предлагаю вам поиграть.

3.Физминутка. "Весна пришла"

Весна, весна! Пришла весна!(Хлопки в ладоши).

Тепло на крыльях принесла.(Короткие взмахи руками-крыльями)

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой. (Ходьба. Приподнять повыше подбородок ).

Расцвел подснежник голубой . (Руки в стороны).

Он весь пушистый, серебристый(Приседания).

На солнце маленький стоит.(Прыжки).

Посланец он весны надежный,(Наклоны туловища).

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,(Повороты влево- в право).

Он первенец среди цветов.

4. Д/ и « Подбери картинку»

(На столе разложены картинки с признаками весны ,осени и зимы. Детям необходимо из набора картинок выбрать только те, на которых изображены весенние признаки ).Дети подбирают необходимую картинку, проговаривая какой признак на ней изображен.

5.Словесная игра«закончи предложение».

-Весною солнце греет больше, чем… Зимой

- Весной птицы строят… гнезда.

-Зимой идет снег, а весной тает.

-На солнце сосульки… тают.

-Первые весенние цветы - это… подснежники.

-На деревьях весною появляются… почки.

-Зимой муравьи, бабочки спят, а весной… просыпаются.

-Молодцы.

-Дети посмотрите, пожалуйста на эту картину.(На картине изображена зима)

-Что изображено на картине?(зима)

-Правильно .

-А давайте эту зимнюю картину превратим в весеннюю.

-Прежде чем приступить к работе давайте с вами немножко разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко. (хлопают ладонями)

Золотое донышко

Гори, гори ясно (сгибают и разгибают ладони)

Чтобы не погасло

Побежал в саду ручей (показывают волну)

Прилетели сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (опускают руки вниз)

А цветочки подрастают (поднимают руки вверх).

(дети подходят к столу и выбирают признаки весны и наклеивают на панно)

- Красивая картина получилась , как вы думаете?

Итог:Мы сегодня с вами разговаривали о времени года.

-О каком?(весна)

-Вот у меня есть весеннее солнышко и каждый по очереди возьмет и скажет за что ему нравится весна.(вот у меня солнышко в руках –я люблю весну за пенье птиц).

-Молодцы всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное, социально - коммуникативное, речевое развитие» «Масленичная неделя: проводы Зимы, встреча Весны» для детей от 6 до 7 лет

Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»Расширять знания и представления детей о русских народных праздникахСовершенствовать умение ори...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию развитию в старшей группе "Прогулка по Архангельску"

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе "Прогулка по Архангельску"Цель: Развивать патриотические чувства дошкольников.Задачи:Закреплять знания названия своего ро...

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию. Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цель: содействие нравственному развитию детей.Задачи:— конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;— способствовать развитию интереса к с...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию «Родословная»

Цель: формирование ценностного отношения к себе.Задачи:— конкретизировать представления детей о происхождении имен;— дифференцировать представления о близких и дальних родственниках, об их...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для старшего дошкольного возраста на тему: "Весна"

Воспитатель: Пустовойтенко Татьяна Владимировна МБОУ Мисайловская СОШ №1, д.Мисайлово, Московская область Занятие по социально-коммуникативному развитию для старшего дошкольного возраста на тему ...