«Зимушка – зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Зимушка – зима»
(конспект занятия по развитию речи в старшей группе)
Цель: создавать условия для развития речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные: учить детей составлять рассказ о зиме по картинам, используя полученные ранее знания и представления; подбирать прилагательные к слову зима; рассказывать связно, полно и выразительно.
Развивающие: совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.
Оборудование: презентация, содержащая картины зимней природы; мнемотаблица.
Ход занятия:
Здравствуйте, девочки! (здравствуйте)
Здравствуйте, мальчики! (Здравствуйте)
Здравствуйте, взрослые (здравствуйте)
Здравствуйте, здравствуйте все! (Дети садятся)
- Сегодня мне приснился странный сон, в нем происходило что-то непонятное. Помогите мне, пожалуйста, разгадать.
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома,
Кто хозяйничал? (Зима)
-Какое сейчас время года? (зима) Спасибо, что помогли разгадать мой сон.
-Вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о зиме.
-А как называются зимние месяцы? (Дети: декабрь, январь, февраль)
-Какие изменения происходят в природе зимой? (Дети: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, ночи длинными, стоят морозные, студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит но не греет)
-Как же спасаются от холода дикие животные? (Дети: белка и заяц меняют шерсть: белка на серую, а заяц на белую. Так им теплее и легче спрятаться от врагов. Многие животные питаются запасами ягод, орехов, грибов. Медведи и ежи впадают в спячку)
-Какие птицы остались с нами зимовать? (дети: синица, воробей, сорока, голубь, снегирь, дятел, свиристель, клест, сова) Как называются птицы, которые остались на зиму? (дети: зимующие) Можем ли мы им как-то помочь? (дети: строить кормушки, подкармливать)
-Посмотрите, какая красота наступает с приходом зимы ( показ слайда)
-Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме?
1. Какой пушистый, чистый снег!
Кусты одеты в белый мех,
Они стоят несмелые,
Как медвежата белые.
2. Лютуют ночные морозы,
Холодные ветры свистят.
Осины, дубы и березы
Под снегом пушистым стоят.
-Давайте сделаем так, чтобы пошел снег. Вы будете загадывать загадки, а с каждым правильным ответом будет появляться снежинка.
- Как на город и лужок выпал беленький …(снежок)
- Все бегут вперегонки и хотят играть в …(снежки)
- Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик)
- Рядом с ним стоит фигурка, это девочка…(снегурка)
- А на ветки, посмотри, прилетели …( снегири)
- Как гулять- так надевать, чтоб не мерзли пять, да пять…(рукавички)
- Он слетает белой стаей и сверкает на лету, он звездой прохладной тает на ладони и во рту…(снег)
- Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а железною рукой…(снегоочиститель)
- Урчу, кручу, знать никого не хочу …(метель)
-Сколько много снежинок получилось! А как называется явление в природе, когда идет много-много снега? (снегопад)
-Ребята, а сколько сюрпризов, веселых игр нам приносит зима! А вы любите играть в снежки?
«Игра со снежком (мячом) «Какая?» (подбор однородных определений к слову зима ( холодная, ранняя, поздняя, снежная, суровая, морозная, ветреная, нарядная и т.д.)
-Говорят, даже зимой у природы нет плохой погоды. В любую погоду полезно дышать свежим воздухом. Предлагаю совершить прогулку в зимний лес. Согласны? А отгадав загадку, вы узнаете, на чем мы туда доберемся.
Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи)
Физминутка.
-Надеваем быстро лыжи, палки в руки мы берем (имитация движений)
И скорее друг за другом по лыжне мы все идем (имитация скольжения)
Палка вверх, палка вниз! Не зевай, подтянись (поднятие рук)
Раз, два поворот (повороты), по лыжне опять вперед
Раз-присели, два-присели (сели),
Спинка прямая, дружно встаем.
Раз, два, раз, два, шагает наша детвора.
- Ребята, мы пришли в лес. (слайд)
Посмотрите, как в нем сказочно красиво и таинственно. Зимой лес тоже живой. Природа стоит в своем великолепии.
Ребята, вы много сегодня сказали о зиме, я поняла, что у вас может получиться прекрасный рассказ о зиме. А поможет вам в этом таблица-подсказка (воспитатель показывает мнемотаблицу).
Примерный рассказ по таблице:
«Зима во всю шагает по нашему краю. У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Она накрыла всю землю белым покрывалом. Идет снег. Дует холодный ветер. Трещат сильные морозы. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
-Молодцы! Очень хорошие получились у вас рассказы о зиме. Вам понравилось сегодня на занятии? Зима скоро закончится, но она обязательно к нам опять придет, и будет радовать своими многочисленными подарками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...