Конспект НОД ФКЦМ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Тема:Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshki.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:Знакомство с русской культурой на примере народной игрушки – матрешки.


Демонстрационный материал: Нарисованные на плотном картоне матрешки, бумажные заготовки предметов одежды матрешки, бумажная накладка на лицо матрешки с «грустным выражением», «волшебный сундучок», макет дерева березы для хоровода.


Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы уже позавтракали и успели поиграть игрушками. Какими игрушками вы играли?
Дети: кубики, куклы, машинки, мячи…
Воспитатель: Я для вас принесла еще одну игрушку. Эта игрушка существует уже много лет в нашей стране. Русский народ очень ее любит. Попробуйте отгадать, что я вам принесла:


Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Конечно, это Матрешка! Она пришла к нам в гости и хочет с вами познакомиться. А вы хотите с ней познакомиться?
Дети: Да!

Воспитатель: Давайте поздороваемся и скажем Матрешке, как нас зовут. 
Все вместе: Здравствуйте, добро пожаловать!
Воспитатель: Меня зовут Елена Александровна.
Дети: Меня зовут Владислав. Меня зовут Максим и т.д.
Все вместе: Приятно познакомиться!
Воспитатель: Ребята, Матрешка хочет нам рассказать, что её название произошло от женского имени Матрена. Вам знакомо это имя?
Дети: нет.
Воспитатель: В наше время это имя практически не встречается. Но матрешка появилась в нашей стране очень давно, более 100 лет назад. Люди очень полюбили её и назвали обычным для того времени женским именем – Матрена. Раньше так называли многих девочек и женщин. Вот и куклу зовут также, как и обычную девочку – Матрена, Матренушка или Матрешка.
Вам нравится её имя?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне кажется, что Матрешка пришла к нам не одна. А вы как думаете, она привела с собой подружек?
Дети: Да. (Нет)
Воспитатель: Эта игрушка не простая. У нее есть подружки. Где же они?
Дети: Внутри!
Воспитатель: Давайте попросим Матрешку открыться.
Все вместе: Ты, матрешка, не шути, 
Есть подружка? - покажи!
Воспитатель открывает матрешку, и перед детьми появляется еще одна кукла.
Воспитатель: Вот и подружка! Ребята, вам нравится Матрешка?
Дети: Да.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Красивая, веселая, яркая, нарядная.
Воспитатель: Я согласна с вами. Мы с вами уже узнали, что Матрешка – это игрушка, которая пришла к нам из давнего времени. В те времена люди одевались по-другому. Никто не носил футболки и шорты. Такой одежды тогда не было. Как одевались девочки и женщины? Мы узнаем от нашей гостьи, куклы Матрешки. Посмотрите внимательно, во что одета Матрешка. Что у Матрешки на голове?
Дети: Платок.
Воспитатель: Действительно, платок. Много лет назад шапки было трудно купить, и женщины повязывали на голову платки. Как вы думаете, Матрешке нравится её платок?
Дети: Да. Платок у нашей матрешки яркий, красивый, украшен цветами.
Воспитатель: Женщины любили носить платки и повязывали их почти каждый день. Когда был праздник, то они надевали самые яркие, красивые платки. Вот и наши Матрешки, собираясь к нам в гости, надели свои самые нарядные платочки.
Какая ещё одежда есть у нашей Матрешки?
Дети: Рубашка, сарафан и фартук.
Воспитатель: На Матрешке надета рубашка. На рубашке – сарафан. 
В те времена, когда появилась в России кукла - матрешка, многие женщины и девочки носили сарафаны. Вот и Матрешки нарядились. Да и фартуки цветные повязали.
Ребята, а может у наших матрешек есть еще одна подружка? Давайте спросим.
Все вместе: Ты, матрешка, не шути, 
Есть подружка? - покажи!
(Воспитатель открывает матрешку и демонстрирует детям еще одну куклу. У третьей куклы в руке нарисован платочек)

Воспитатель: Ребята, я думаю, эта кукла самая весёлая! Догадайтесь, почему?
Дети: У Матрешки есть платочек.
Воспитатель: Зачем Матрешке платочек?
Дети: Чтобы танцевать, играть.
Воспитатель: Русский народ умеет и любит веселиться. И в прежние времена люди водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Девушки на Руси любили играть и танцевать с платочком. А вы умеете танцевать с платочком?
Дети: умеем.
Воспитатель: И хоровод водить можете? 
Дети: можем.
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, в нашей группе выросла березка. Давайте о ней споем! 
Дети и воспитатель идут к макету березы, берут с собой матрешку с платочком, помещают её в центр хоровода к макету.

Пение песни «Ай да березка» с хороводом (слова Ж. Агаджановой, музыка Т. Попатенко).

Мы вокруг березки встанем в хоровод.
Радостно и звонко каждый запоет.
Дети поют, водят хоровод.


Припев: Ай, да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой.
Дети сужают круг к центру, затем возвращаются на свои места.
Яркие платочки в руки мы возьмем
У березки стройной песни заведем.
Воспитатель поет, идет по кругу и раздает девочкам платочки, мальчикам - народные инструменты (ложки, трещотки)

Припев: Ай, да березка, белый ствол!
Зеленей, зеленей ты листвой.
Мальчики играют на инструментах, девочки танцуют (машут платочком на головой и выставляют ногу на пяточку, кружатся).


Воспитатель:
 Как мы хорошо повеселились! И песню пели про березу. В русских лесах много берез растет. Наш народ любит это дерево. Вот она, березка, какая: стройная, белая, кудрявая! 
Теперь давайте вернемся к нашим Матрешкам.
Ребята, внутри этой куклы есть еще одна подружка. Давайте и на неё посмотрим.
Все вместе: Ты, Матрешка, не шути, 
Есть подружка? - покажи!
(Воспитатель открывает матрешку и появляется последняя кукла, без росписи, на лице – грустное выражение)
Воспитатель: (с сожалением) Ребята, эта кукла грустная. Как вы думаете, почему?
Дети: У нее нет нарядной одежды!
Воспитатель: А вы можете помочь Матрешке?
Дети: Да!
Воспитатель: Что вы можете сделать?
Дети: Раскрасить красками, карандашами, вырезать одежду из цветной бумаги, ткани, украсить пластилином и т.п.
Воспитатель: Вы молодцы! Теперь давайте изготовим одежду для нашей Матрешки. Поможет нам в этом мой волшебный сундучок. Пожалуйста, помогите мне собрать все материалы. 
(Дети приносят цветную бумагу, ножницы, клей, краски и др. Всё складывают в сундучок, закрывают крышку)
Воспитатель: Теперь скажем волшебные слова:
Сундучок – сундучок,
Ты – волшебный толстячок!
Нашей куколке, Матрешке,
Помоги совсем немножко.
Раз, два, три – 
Нашу куклу наряди!
Воспитатель открывает сундучок и демонстрирует заготовки одну за другой, дети называют предъявляемые предметы одежды: рубашка, сарафан, фартук, платок. С помощью клея дети «наряжают» Матрешку.
Воспитатель меняет бумажную накладку на лице Матрешки. Перед детьми
 предстает яркая, нарядная, веселая кукла.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Матрешка вас благодарит! Вы смогли её развеселить. Когда Матрешки придут к нам опять, они уже все вместе будут играть и веселиться с нами. 

Воспитатель: Ребята, мы сегодня принимали гостей. Кто пришел к нам в гости? 
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Сколько Матрешек было у нас в гостях?
Дети: четыре.
Воспитатель: Что вам рассказала первая Матрешка?
Дети: Матрешка рассказала нам о своём имени.
Воспитатель: О чем поведала вам вторая Матрешка?
Дети: О своем наряде.
Воспитатель: Какие предметы женской одежды прошлого вы теперь знаете?
Дети: сарафан, рубашка, платок, фартук.
Воспитатель: Что принесла с собой третья Матрешка?
Дети: Платочек. Мы пели, играли на инструментах и плясали.
Воспитатель: Что случилось с последней Матрешкой?
Дети: У неё не было нарядной одежды, и мы ей помогли, теперь она красивая и веселая.
Воспитатель: Что вам сегодня больше всего понравилось делать?
Дети: петь, веселиться, помогать Матрешке, собирать материалы и др.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими новыми подружками и пригласим их в гости к нам снова. В следующий раз мы подготовимся к встрече и нарисуем ещё красивых матрешек, чтобы нашим гостям было весело!


Список использованной литературы:
Бусева-Давыдова И. Л. Игрушки Крутца / И.Л. Бусеева-Давыдова. - М., 1991.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - Сантк-Петербург, 2002.
Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду / Н.А. Ветлугина [и др]. – М., 1965.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....