загадки царя кошевара
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

ЯцуненкоГалина Ивановна

итоговое занятие по лексической теме " продукты питания2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povar_avtosohranennyy.docx245.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  итогового занятия

«Загадки Царя – Кашевара»

(лексическая тема «Продукты питания»)

       Подготовила воспитатель логопедической группы: Яцуненко  Г. И.

Цели:

Продолжать обобщать знания детей о продуктах питания  и профессиях людей, которые участвуют в их изготовлении.

Продолжать учить детей пользоваться условной меркой при измерении объема сыпучих тел. Упражнять в счёте в пределах 10, обозначении кол-ва предметов цифрой, знании геометрических фигур.

Поощрять детей к экспериментально- исследовательской деятельности.

Учить понимать смысл пословиц и объяснять его другим.

Продолжать закреплять у детей правильное и отчетливое произношение звуков родного языка; отрабатывать интонационную выразительность речи.

Упражнять детей в употреблении простых и сложноподчиненных предложений.

Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть и заниматься сообща.

Материал:

Картинки с изображением пекаря, кондитера, повара; маски продуктов ( масло, молоко, соль, сахар, крупа) Сита, разная крупа, чудесный мешочек с математическим печеньем, стаканчики, мерные ложки. Сундук, замочки, книга с рецептом,  изображения поварят, план – схема  «Лакомый куб»,  дорожка препятствий.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, сказок. Подбор различной информации для родителей «Питание ребенка и его здоровье». Беседы с детьми, « Как мы с мамой готовим дома» и  о профессиях взрослых. Исследовательская работа: рассматривание зерен различных круп под лупой. Чем они похожи, чем отличаются?; опускание целых зерен в воду и наблюдение: почему некоторые зерна тонут, а некоторые нет. 
Разучивание стихов, знакомство с пословицами и поговорками, чтение  сказки «Сладкая каша».

Ход:

Ребята входят в зал.

Педагог: Дети, а вы любите путешествовать? ( ответ детей) Тогда предлагаю отправиться в путешествие вот по этим следам- камням. Согласны? ( да)

Дети идут по тропинке из следов и подходят к столу.

На столе стоит сундук.

Педагог: Как вы думаете. Что находиться в сундуке?

Дети: (ответы детей)

Педагог с детьми пытается открыть сундук.

Педагог: Не открывается. Он закрыт. Видите замочки (замочки разного цвета, разного размера…) Как нам его открыть?

Дети (ответы детей)

Педагог: Да тут еще и письмо, может в нем про сундук написано? Давайте прочтем письмо….

Педагог: читает письмо:

«Здравствуйте ребята! Пишет вам Царь Кашевар. Я вам оставил «Волшебный сундучок», в нем приз – сюрприз. Чтобы открыть сундук вам необходимо 6 ключей. Вы найдете их, если выполните мои задания. А задания для вас я оставил моим помощникам веселым поварятам, с ними вы встретитесь, если будите следовать плану – схеме. Желаю вам удачи!»

Педагог: Ребята вы готовы выполнить задания Царя Кашевара?

Дети (ответы детей)

Педагог: достает из конверта план - схему

Педагог: Тогда в путь.

Царь - Кашевар приготовил нам необычный план – схему. Посмотрите, что вы здесь видите. (Поварской колпачок и геометрические фигуры). Как вы думаете, что они обозначают (Ответы детей). У каждого поваренка на колпачке находиться геометрическая фигура. Поваренка, с какой геометрической фигурой мы будем искать первым? (Ответы детей).

Дети находят Поваренка.

 Первое задание:  « Вкусные профессии»https://kashds24.edumsko.ru/uploads/2000/1276/section/70563/menu2.jpg

Педагог: Поваренок приготовил нам задание. Посмотрите сюда ( на наборном полотне выставлены картинки изображающие профессии повара, кондитера, и пекаря )  Кто эти люди, назовите их профессии и расскажите о них.

Дети: Это повар, пекарь, кондитер. Они готовят еду.

Педагог: Отвечать прошу вас дети, что умеет делать пекарь ?

Дети: Пекарь печёт хлеб, калачи, булки, сушки…

Педагог: Из чего пекарь всё печёт?

Дети: Из муки.  

Предлагается рассмотреть мешочек с мукой,

пощупать его. Назовите, какая мука (мягкая, пушистая, белая).

Педагог: Назовите другие изделия из муки.

Дети: Макароны, пироги, печенье, блины…

Да это макароны, а что можно из них приготовить?

Педагог: Давайте вспомним, как пекарь выпекает изделия из муки.

 Пальчиковая гимнастика «Пекарь»

Пекарь, пекарь из муки    - круговые движения ладошками – скатывание Испеки нам колобки,          колобка.

Да сушки  Ванюшке         - поочерёдно соединяют большие пальцы обеих

 Да баранки – Танюшке        рук с остальными пальцами «колечки

Да бублики - Мишке,

 Да калачи – Маришке.

 По аналогии дети рассказывают о поваре и кондитере, сравнивают их труд.  

Педагог:  Дети  скажите, где мы можем узнать, как и из каких продуктов можно приготовить то-  или иное блюдо. ( книги рецептов, телепередача

 « Смак», « Кулинарный поединок»

  Поварёнок оставил нам книгу, в ней   тоже есть кулинарные рецепты, но необычные, загадочные.

Отгадав загадки мы узнаем  какие здесь блюда и какие продукты используются для их приготовления.

Слушаем загадки, находим отгадки на картинках и выставляем в столбик сверху вниз.

(I)

- Как слива темна

Как репа кругла

На грядке силу копила

К хозяйке в борщ угодила (свекла)

- До слез доводит

Хотя без рук

Вы догадались? Это (лук)

- Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла (картошка)

- Голова на ножке

В голове горошки (горох)

- Сидит девица в темнице

А коса на улице (морковь)

- Он растет в теплице,

Холода боится

Как трава зеленый,

А зимой соленый (огурец)

А теперь посмотрим внимательно на составленный список продуктов и скажите, какие блюда можно из них приготовить? (винегрет или овощной салат)

(II)

- Жить в квашне я не хочу

Поднимаюсь и пыхчу.

Надоела мне квашня

Посадите в печь меня (тесто)

- Сто одежек и все без застежек (капуста)

Ребята какое блюдо можно приготовить из теста и капусты? (пирожки с капустой)

(III)

- Всем нам пригодится

Белая водится

Из водицы белой

Все что хочешь делай:

Сливки, простоквашу,

Масло в нашу кашу (молоко)

- Сидит на ложке

Свесив ножки (лапша)

(Молочный суп)

Молодцы я думаю, что вы будете хорошими помощниками маме на кухне.

Педагог: Молодцы с этим заданием справились, а вот и первый ключ

Педагог: Ребята, посмотрите на схему, к какому следующему поваренку мы должны пойти.

Второе задание: «Поиграйте – угадайте»

Все минуточку внимания, 
Сейчас проверим ваши знания. 
У нас вот здесь крупа, 
Да не знаю - какова. 
Я хочу у вас узнать. 

Педагог: Поваренок хочет с нами поиграть. Под манной крупой в ситечках он спрятал разную крупу. Как вы думаете, какую крупу спрятал поваренок? (ответы детей). А как нам это узнать? А может, под манкой нет никакой крупы?

Дети: Крупу надо просеять.

Педагог: Просейте каждый манную крупу в ситечках

Педагог: Посмотрите одинаковая крупа в ситечках? (нет разная).

Педагог: У тебя какая крупа? А у тебя?..

Педагог: Чем одна крупа отличается от другой?

Дети: Размером, формой и цветом.

Педагог: Попробуйте просеять крупу, которая осталась у вас в ситечках. Почему…у тебя не просеивается рис?

А почему просеялась манная крупа?

Педагог: Ребята, почему одна крупа просеивается через ситечко, а другая не просеивается?

Дети: Одна крупа мелкая и она просеялась через ситечко, а другая крупа крупная и она не просеивается через ситечко?

Педагог: Поваренок приготовил для вас ещё одно задание «Зерно – крупа» 

Педагог: Вспомните, а из чего варят кашу? ( Из крупы)

Педагог: Из чего делают крупу? ( Из зерна)

Педагог: Откуда мы возьмем зерно? (из колосков)

Педагог: Вам надо найти злак и  крупу. Возьмите карточку с изображением любого злака, затем найдите крупу, которая соответствует найденному вами

злаку. (Дети выполняют задание).

Дидактическая игра «Узнай и назови крупу»

Дети называют крупу, которая у них в мешочках.   
Все крупы узнали и правильно и быстро назвали. 
Вы и дальше не зевайте - теперь каши называйте. 
Дидактическая игра «Скажи правильно» 
Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы:
Каша из риса - рисовая каша;
Каша из гороха - гороховая каша;
Каша из кукурузы - кукурузная каша;
Каша из гречки - гречневая каша;
Каша из овса - овсяная каша ;
Каша из пшена - пшенная каша;
Каша из манки - манная каша ;
Каша из перловки - перловая каша;
Каша из ячменя - ячневая каша. 

Молодцы с заданием справились, а вот и второй ключ.

Педагог: Посмотрите на схему. Ребята, к какому следующему поваренку мы должны пойти.

Третье задание. 

«Волшебный мешочек» http://i049.radikal.ru/1203/6e/3e6b44815825.jpg

Педагог: Посмотрите, какой мешочек приготовил поваренок. Как вы думаете, что поваренок положил в этот волшебный мешочек? (ответы детей). Давайте проверим?

Правой рукой на раз, два, три достаем из мешочка содержимое. Что это? (математическое печенье).

Педагог:  Смотрите дети, на вашем печенье выдавлены точки. Какое количество точек на печенье у  тебя ?..

Мы с вами говорили, чтобы приготовить кашу надо сначала крупу отмерить.

Послушайте задание:

Вам надо взять стаканчик с цифрой, которая соответствует  количеству точек на вашем  печенье и отмерить мерной  ложкой крупу в стаканчик. Колличество взятых ложек крупы, должно соответствовать цифре на вашем стаканчике.

Выполняйте. Дети выполняют задание.

Педагог: Даша сколько ложек ты отмерила в свой стаканчик?

Дети: Я отмерила три ложки крупы.

Педагог: Почему ты отмерила три ложки крупы?

Дети: На стаканчике цифра три.

Педагог: Никита, а ты, сколько отмерил ложек крупы?

Дети: Я отмерил четыре ложки крупы?

Педагог: Почему ты отмерил четыре ложки крупы?

Дети: у меня на стаканчике цифра четыре.

Педагог: Сравните ваши стаканчики и поставьте знаки больше или меньше между вашими стаканчиками.

Молодцы с этим заданием справились и получаем  третий ключ.

Педагог: Ребята, посмотрите на схему, к какому следующему поваренку мы должны пойти.

Четвёртое задание

Игра «Столовая». 
- А сами хотите кашу сварить? Кто хочет быть поваренком. Так переодеваемся в поварят, одеваем колпаки. 
- А что еще можно положить в кашу кроме крупы? 
Добавочный материал для того случая если дети не назовут продукты
Меня одну не едят, 
И без меня не едят, 
В суп упала и пропала. 
( соль) 
Я бел, как снег, 
В чести у всех, 
И нравлюсь вам, 
Во вред зубам. 
(сахар) 
Белое, а не вода, 
Сладкое, а не мед, 
От Буренки беру, 
И деточкам даю. 
(молоко) 
- Вот теперь и кашу варить можем. 
Хороводная игра «Раз, два, три - горшочек кашу вари»
Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. ( дети надевают на голову маски продуктов)

 Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод. 
Раз, два, три - ты горшочек наш вари. 
Раз, два, три - ты горшочек наш вари. 
Молоко мы нальем, до кипения доведем. 
Раз, два, три - ты горшочек наш вари. 
Раз, два, три - ты горшочек наш вари. 
Кашу нужно посолить, да и сахар положить. 
Раз, два, три - ты горшочек наш вари. 
Раз, два, три - ты горшочек наш вари. 
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем. 
Раз, два, три - ты горшочек наш вари. 
Раз, два, три - ты горшочек наш вари. 
Каша преет «пых - пых - пых»
Для друзей и для родных. 
Мы все дружно поедим, 
И гостей всех угостим. 
Каша вышла-то у нас -
Просто класс! 
- А что мы с вами забыли положить в кашу? (масло) А есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь» Как вы ее понимаете? (с маслом вкуснее) 
- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды) 

Дети:

Лучше каши нет на свете,

Обойди весь белый свет!

Любят взрослые и дети,

Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,

Каша нам всегда нужна,

В каждом доме, в каждой кухне,

Каша быть всегда должна!

Педагог: Так чем полезна каша? Почему её надо есть?

А в народе говорят « Хороша каша, да мала чаша. » Как вы понимаете эту пословицу. А о ком говорят  «Он мало каши ел»? ( о слабых )

В старину существовал обычай – в знак примирения с врагом варили кашу.

Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: « С ним каши не сваришь»

Молодцы с заданием справились, а вот и  четвёртый  ключ.

Педагог: Посмотрите на схему. Ребята, к какому следующему поваренку мы должны пойти.

Физминутка « Собрались мои друзья» ( аудиозапись)http://crosti.ru/patterns/00/0f/aa/5e9a033676/preview.jpg

 Шестое задание ( работа с компьютером)

 «Определи лишнее»

Педагог: Ребята, поваренок приглашает вас к волшебному экрану и просит определить, что на картинках лишнее и почему?

Дети смотрят на экран, определяют лишний предмет, объясняют почему.

1 слайд: «Что лишнее?» (колос пшеницы, ржи, ячменя, початок кукурузы)

Педагог: Как вы думаете, что здесь лишнее и почему?

Дети: (ответы детей)

2 слайд: «Какая крупа лишняя?» (греча, манная, пшено, рис).

Педагог: Как выдумаете, какая крупа здесь лишняя?

Дети: (ответы детей)

3 слайд: « В чем не сваришь кашу?» (кастрюля, чугунок, миска, тарелка)

Педагог: Подумайте, а в чем не сваришь кашу?

Дети: (ответы детей)

4 слайд: «Без чего не съешь кашу? (молоко, сахар, масло, ложка).

Педагог: Ребята, а без чего нельзя съесть кашу?

Дети: (ответы детей).

Педагог: Вы замечательно справились с заданием, быстро и легко отгадали лишние предметы.  

 Молодцы. Получаем шестой ключ.

Педагог: Посмотрите, на схему все задания мы выполнили? (Ответы детей)

Педагог: Ребята, мы выполнили все задания, получили ключи. Теперь мы должны найти замки, которые подходят к ключам. Возьмите каждый по одному ключу. Обратите внимание, у каждого ключа свой цвет ленты и геометрическая фигура на ленте. Вам надо найти замок с такими же символами. Давайте попробуем открыть «Волшебный сундучок».

После того как сундук открыли.

Педагог: Посмотрите, здесь книга: Кто прочтет ее название?

Дети: (Читают) «Вкусные рецепты каши нашей группы» (педагог открывает книгу).

Посмотрите, ребята, здесь есть рецепт вкусной каши Царя Кашевара и мы с вами запишем в эту книгу рецепты любимых вами каш. А еще нам Царь Кашевар подарил кассету с мультфильмом «Машина каша», мы вечером в зале его посмотрим и пригласим детей из других групп.

Дети идут  по тропинке  уходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новогодний бал у царя Гороха"

Праздничный утренник построен без индивидуальных номеров , с участием всех детей, требует подготовки сказочных персонажей. Есть фонограммы....

Презентация "Сказка о царе Горохе и о бережном отношении к природе"

Данная презентация сделана по материалам экологического праздника....

Конспект совместной деятельности "Загадки Царя - Кашевара" (лексическая тема "Продукты питания" подготовительная к школе группа)

Совместная деятельность воспитателя с детьми по лексической теме "Продукты питания". Дети вместе с воспитателем уточняют и обобщают знания  о крупяных изделиях их пользе для здоровья, уточня...

Компьютерная игра "Загадки морского царя: найди отличия"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию компьютерную игру собственного изготовления "Загадки морского царя: найди отличия". Данная игра содержит три задания, каждое из которых сложнее...

Загадки Морского царя

Цель: Дать представление о море.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с различными представителями морской фауны, с «Красной книгой».Развивающие:Формировать умение отстаивать свою точку...

Конспект по ФЭМП "Загадки морского царя"

Конспект по формированию элементарных мктематических представлений (старшая группа)...

Конспект игры – занятия «Загадки Морского царя» (разновозрастная группа).

Познакомить с необычным хищным морским животным – актинией, ее внешним видом, особенностями образа жизни; рассказать о «содружестве» хищной актинии с беззащитными маленькими рыбками ...