Конспект игры – занятия «Загадки Морского царя» (разновозрастная группа).
план-конспект занятия по окружающему миру

Подрешетникова Светлана Михайловна

Познакомить с необычным хищным морским животным – актинией, ее внешним видом, особенностями образа жизни; рассказать о «содружестве» хищной актинии с беззащитными маленькими рыбками – клоунами (амфиприонами). Способствовать непринужденному речевому общению детей друг с другом и воспитателем на основе совместной творческой деятельности. Формировать умение отстаивать свою точку зрения, умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности, в том числе в игровой. Воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны, желание оберегать их. Обогащать словарь (актиния, щупальца).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zanyatie_zagadki_morskogo_tsarya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игры – занятия «Загадки Морского царя» (разновозрастная группа).

Программное содержание. Познакомить с необычным хищным морским животным – актинией, ее внешним видом, особенностями образа жизни; рассказать о «содружестве» хищной актинии с беззащитными маленькими рыбками – клоунами (амфиприонами). Способствовать непринужденному речевому общению детей друг с другом и воспитателем на основе совместной творческой деятельности. Формировать умение отстаивать свою точку зрения, умения делать простейшие выводы и умозаключения, отражать свои впечатления в различных видах деятельности, в том числе в игровой. Воспитывать познавательный интерес к различным представителям морской фауны, желание оберегать их. Обогащать словарь (актиния, щупальца).

Демонстрационный материал. Большой конверт (1х1 м), внутренняя поверхность которого представляет собой цветное изображение морского дна с водорослями и кораллами, яркими актиниями и рыбками – клоунами; маленький конверт (30х30 см), внутри которого фотография Морского царя, его письмо и подарки для детей: эмблемы (по числу игроков) в форме круга с изображением актинии и рыбки – клоуна; плоскостная цветная модель одной актинии и одной рыбки – клоуна.

Раздаточный материал. Узкие полоски разноцветной гофрированной бумаги для конструирования щупалец актиний, водорослей и окраски рыбок – клоунов; пластилин; сухие веточки растений; семена травянистых и культурных растений для рта и украшения актинии.

ХОД ИГРЫ  - ЗАНЯТИЯ

После завтрака, непринужденно беседуя с подгруппой детей, воспитатель говорит : «Если у вас есть желание отправиться в увлекательное морское путешествие, то решайте, на чем можно опустится на морское дно». Выслушав детей и поощрив их оригинальные идеи, воспитатель высказывает предложение, что всем предстоит первое подводное путешествие и оно может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Воспитатель вместе с детьми превращает ковер в «подводную лодку». Дети удобно рассаживаются в ней. «Лодка готова к погружению? Тогда пусть капитан доложит о готовности. (Заминка детей). Как? Вы его еще не выбрали? Посоветуйтесь друг с другом и решите, кто из вас будет капитаном и как будет называться наша лодка». Потом воспитатель предлагает: если команда не возражает, то он будет исполнять роль ученного, который поможет команде увидеть и открыть тайны морских глубин.

Если познавательная игра проводится в вечернее или зимне-осеннее время, то воспитатель вместе с детьми создают в групповой комнате полумрак: гасят яркий свет, задвигают шторы, включают цветной светильник или гирлянду из разноцветных лампочек.

Раздается команда к погружению. Во время «погружения» звучит музыка из Пятой картины оперы Н.Римского-Корсакова «Садко» и дети с помощью движений рук и тела имитируют погружение подводной лодки. «Слышите музыку?» - спрашивает воспитатель. – Это голос моря. О чем он нам говорит? Закройте глаза и представьте картину подводного мира. Что вы видите?» (ответы детей с закрытыми глазами).

В это время помощник воспитателя кладет большой и маленький конверты на пол. «Капитан смотрите! – восклицает воспитатель. – Прямо по курсу видны два странных предмета. Что будем делать?». Воспитатель с детьми «подплывают» к конвертам.

Если в группе есть умеющие читать дети, то они вместе с воспитателем могут прочесть, от кого приплыли эти два удивительных «сундучка» и какой из них можно первый открыть. Воспитатель, уважая желание детей открыть большой конверт, пытается убедить их в том, что в любой игре бывают большие и маленькие тайны и если открыть большой конверт, то, наверно, исчезнет большая тайна и играть станет неинтересно. (Окончательный вариант решения принадлежит детям.)

Открыв маленький конверт, дети рассматривают фотографию Морского царя и читают вместе с воспитателем его послание. «Здравствуйте, гости дорогие! Пишет вам владыка всех морей и океанов – Морской царь. Я знаю, что вы любите путешествовать по подводному царству. Вам оно нравится. А каких моих морских друзей вы знаете?(Дети перечисляют уже знакомых им обитателей моря, реки) Я знаю, что вы любите загадывать и отгадывать загадки. Верно? Я посылаю вам вот в этом большом сундучке две мои самые любимые морские загадки. Прежде чем открыть его, вы должны отгадать, что обозначают три волшебных слова. Готовы? Первое слово – «клоун». Кого можно так назвать?(Ответы детей). Второе и третье слова – «спящая красавица». Что они обозначают? Кого бы вы назвали спящей красавицей? Если вы отгадали три моих волшебных слова, то я, Морской царь, разрешаю вам открыть большой конверт с морскими загадками. Желаю успеха!».

Дети вместе с воспитателем разворачивают конверт с нарисованными водорослями, разноцветными актиниями и рыбками – клоунами, суетящимися у актиний со щетками, прячущимися во рту и щупальцах актиний, оттаскивающими остатки рыбьих скелетов от актиний. Разгорается дискуссия: «Что же это такое?» Воспитатель дает детям возможность идти к решению проблемы самостоятельно, но опираясь на его внутреннюю поддержку.

«Может это (показывает на актинии) цветы?» - спрашивает воспитатель. Если дети соглашаются с ним, просит найти листья и тоненький стебелек. Кто-то высказывает предположение, что это рыба. Тогда воспитатель просит показать хвост, голову, плавники, чешую. Возможно, кто-то ротовое отверстие актинии по ассоциации примет за человеческий глаз, в этом случае другие дети тут же отвергнут это предположение вопросами: «А где тогда у него руки, ноги?».

«Так что же это такое? Если это существо не человек, не растение, то кто же?» воспитатель пересказывает отрывок из книги М. Александрова «Самый – самый». «Это морское животное похоже на цветок и называется актинией». Воспитатель предлагает детям повторить «имя» прекрасной незнакомки громко, тихо, шепотом и продолжает свой рассказ: - Актиния торчит себе на одном месте, словно дремлет. Но вот приближается к актинии стайка шустрых мальков. «Спящая красавица» просыпается, напрягает ядовитые щупальца – цап! Прощай, малек, пойдешь хищнице на завтрак. (По ходу рассказа воспитатель обыгрывает его содержание с помощью плоскостных моделей актинии и любой рыбы небольшого размера.) Теперь догадались, про какую спящую красавицу спрашивал Морской царь? Значит мы отгадали его первую загадку. Как же зовут эту хищницу? Докажите, что это не цветок, а животное! (Вместо лепестков ядовитые щупальца, в которых спрятаны ниточки с ядовитыми пузырьками, питается рыбой и т.д.)

А про кого мы еще не отгадали загадку? Какого клоуна Морской царь спрятал на дне морском? Почему этих маленьких рыбок можно назвать клоунами? Верно, они полосатые, золотисто-желтые, черные, красные, с широкими белыми полосками. Их окраска похожа на одежду цирковых клоунов. Этих рыбок действительно зовут клоунами».

Воспитатель может предложить детям сосчитать актиний, рыбок – клоунов с красными полосками, с черными, определить их величину, расположение. « Ой! до чего же смешно! – улыбаясь, восклицает воспитатель. – Эти клоуны крутятся вокруг актиний со щетками, одна рыбка даже в рот ей залезла. А ведь актиния – хищница, питается мелкими рыбешками, а этих рыбок – клоунов не трогает. Как же так?». Выслушав ответы детей, рассказывает о взаимоотношениях между двумя морскими животными: актинией и рыбами – клоунами, используя содержание главы «Содружество в воде» из энциклопедии «Мир животных» И.Акимушкина.

«Рыбки – клоуны весь день суетятся около актинии. Рыбки ее чистят, ведь сама она этого сделать не может: актиния не передвигается. Они очищают ее щупальца от остатков пищи, которые тут же поедают, и уносят подальше кости съеденных ею рыб. Когда рыбки снуют возле актинии, они «перемешивают» плавниками воду и актинии легче дышится. Рыбки – клоуны подманивают добычу: они ведь яркие, их издалека видно. Кроме того (это особенно интересно), рыбки – клоуны кормят актиний! Экспериментаторы бросали около актинии – сантиметрах в двадцати от нее – кусок мяса. Рыбешки сейчас же подплывали к мясу. Одна из них хватала ртом этот кусок и тащила к актинии, хотя и нелегко ей было. Вот актиния уже может дотянуться до мяса щупальцами, она хватает его и прижимает ко рту. Тогда и клоуны принимаются за еду: отрывают кусочки мяса и торопливо глотают их».

«Теперь вы знаете, почему хищная актиния, питается рыбой, не трогает маленьких клоунов? – уточняет воспитатель. – Конечно же, они «дружат». А актиния помогает своим маленьким друзьям защищаться от крупных рыб. Расскажите, как она это делает».

Обобщая высказывания детей, основанные на картинке большого «сундучка», воспитатель говорит о том, как, спасаясь от врагов, рыбки «ныряют» в гущу ядовитых щупалец, высунут на минуту голову, чтобы посмотреть, не миновала ли опасность, и опять спрячутся. Некоторые ученые утверждают, что рыбки – клоуны забираются даже в рот актинии и там дожидаются, пока враг не оставит их в покое. Если вы попытаетесь извлечь рыбешек из щупалец актинии, она лишь плотнее сожмет их. Как только вы уберете руку, актиния отпускает пленниц на свободу. Вот какая удивительная «дружба» у морских животных: хищниц – актиний и маленьких беззащитных рыб – клоунов! Спросите своих мам, пап, бабушек и дедушек: знают ли они об этой подводной дружбе? О чем вы расскажете им?»

Воспитатель предлагает детям поиграть в это содружество: группа детей превращается в рыбок – клоунов и мелких рыбешек, другая – в одну большую актинию, третья – в хищную рыбу, притаившуюся в зарослях водорослей.

Игровые ситуации.

  1. «Завтрак актинии» (показ процесса захвата мелких рыбешек). Уборка дома.
  2. Игры клоунов возле актинии. Встреча с хищной рыбой. Укрытия во рту, в щупальцах актинии.

После игры воспитатель говорит детям о появившемся у него желании сконструировать на память небольшой кусочек дна моря со спящей красавицей, клоуном, морскими водорослями, ракушками и т.д. и предлагает принять в этом участие.

В процессе аппликации (рисования) воспитатель находит в работе каждого ребенка нечто такое чего нет у другого: интересное цветовое решение, причудливость щупалец, оригинальный рот или изогнувшуюся ножку у актинии, длинные водоросли из гофрированной бумаги, которыми кто-то из детей обвертывает сухие веточки и т.д.

Дети свои аппликации или рисунки объединяют в одну единую композицию – одну большую «фотографию» на память о морском путешествии.

Воспитатель напоминает путешественникам о необходимости сохранения чистоты морских глубин, призывает собрать «отходы» в большой целлофановый пакет, поместить в подводную лодку, чтобы после всплытия отвести в специально отведенное для этого места.

Звучит сигнал на всплытие – музыка М.Римского-Корсакова из оперы «Сладко», и команда подводной лодки, забрав на память «фотографии» морского дна, возвращаются в порт.

Во время всплытия воспитатель неожиданно для всех детей обнаруживает маленький пакетик, на котором написано, что это «Подарок Морского царя» то есть эмблемы в форме круга нарисованными на них актинией и маленькими рыбками – клоунами.

Раздав подарки Морского царя, воспитатель с таинственным видом сообщает, что у морей и океанов есть очень много тайн и что если дети хотят открыть еще одну из них , то в следующий раз можно опять отправиться в подводное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту открытого занятия по ФЭМП в разновозрастной группе комбинированной направленности

Презентация к конспекту открытого занятия по ФЭМП в разновозрастной группе комбинированной направленности (в формате PDF)...

Конспект сюжетного занятия по лепке в разновозрастной группе ДОУ

Конспект занятия по образовательной области"Художественно-эстетическое развитие" в разновозрастной группе ДОУ.Будет интересен воспитателям ДОУ...

КОНСПЕКТ ИГРЫ на тему «Умывалочка» для разновозрастной группы

КОСПЕКТ ИГРЫна тему «Умывалочка»разновозрастная группа...

Конспект интегрированного занятия для детей в разновозрастной группе на тему: «В поисках Красной Шапочки»

Конспект интегрированного занятия для детей в разновозрастной группе на тему: «В поисках Красной Шапочки»...

ГБОУ Школа№830 Конспект интегрированного занятия "Городской транспорт" в разновозрастной группе.Написала и провела: Рослова Л.А..

Знакомство с городским транспортом,важная часть социализации детей. Умения отличать троллебус от автобуса,знать основные части машины и называть их. Активизировать  словарь на тему транспорт и ра...

Конспект по ФЭМП "Загадки морского царя"

Конспект по формированию элементарных мктематических представлений (старшая группа)...

Конспект физкультурного занятия «Спорт, здоровье, я!» (разновозрастная группа от 4-6 лет)

Задачи:Образовательные: Упражнять детей в различных видах ходьбы и бега с заданиями; повторить  ползание на четвереньках по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони вперёд и назад...