Загадки Морского царя
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Суртаева Ирина Алексеевна

Цель: Дать представление о море.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с различными представителями морской фауны, с «Красной книгой».

Развивающие:

Формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение делать простейшие выводы и умозаключения.

Активизация и актуализация словаря по теме.

Воспитательные:

Воспитать желание оберегать представителей морской фауны и среду их обитания (море).

 

Предварительная работа:

Чтение энциклопедии «Мир животных»  И. Акимушкина,  Т. Коти  «Кто-кто в синем море живёт», рассмотрение иллюстраций, просмотр мультфильмов «В поисках Немо», экскурсия на выставку рыб.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zagadki_morskogo_tsarya.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром

«Загадки Морского царя»

Образовательные области «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

(Старшая группа)

Выполнила:  Суртаева Ирина Алексеевна

г. Бийск

Цель: Дать представление о море.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с различными представителями морской фауны, с «Красной книгой».

Развивающие:

Формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение делать простейшие выводы и умозаключения.

Активизация и актуализация словаря по теме.

Воспитательные:

Воспитать желание оберегать представителей морской фауны и среду их обитания (море).

Предварительная работа:

Чтение энциклопедии «Мир животных»  И. Акимушкина,  Т. Коти  «Кто-кто в синем море живёт», рассмотрение иллюстраций, просмотр мультфильмов «В поисках Немо», экскурсия на выставку рыб.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят в зал по музыку

Море

Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь

О берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька и солона.

Что же это такое?

Музыка Антонова «Море, море» (минус)

Загадка

2. Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ребенок читает стихотворение

Ответы детей

Синим, голубым

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дельфин

Кит

Акула

Медуза

Краб

Конёк

Черепаха

Скат

Рыба-ёж

Морская звезда

Осьминог

Дети читают стихи

Дети играют в игру

Ответы детей

- Дети, послушайте рассказ мальчика, который впервые побывал на море.

«Недавно я впервые побывал на море. Мы с мамой поехали отдыхать на Чёрное море в Севастополь. Подъезжая к городу, поезд очень долго и медленно ехал сквозь тоннели. Я смотрел в окно и ждал, когда же появится море.

Вдруг мама сказала: «Смотри! Корабли!»

Это был самый конец извилистой бухты. Вода показалась мне тёмной и грязной.

А наутро мы пошли купаться. Я стоял на высоком берегу, а передо мной было море. Невозможно было определить, где кончается море и начинается небо. Цвет его трудно описать.  Где-то на мелководье – светло-зелёный,  а дальше, на глубине – серо-стальной.  Внизу, под ногами, вода была настолько прозрачной, что видны были отдельные камушки, водоросли и стаи рыбёшек.

Я стоял и просто смотрел».

- А Эва знает стихотворение про море.

Море бывает спокойным

Не шумит оно, не плещет.

Лишь едва-едва трепещет,

Но море может быть другим…

А море вздуется, зашумит,

Подымет вой, хлынет на берег пустой

- Да что же такое море?

- Да, ребята, море – это огромное водное пространство. На земле 4 океана и множество морей.

- Как вы думаете, каким цветом обозначены моря на глобусе?

- Давайте найдём их на глобусе.

- Море не только меняет цвет, но и по-разному шумит. Послушайте шум моря и определите, какая погода в это время.

А теперь послушаем ещё шум моря. Здесь какая погода?   Как вы определили?

Как говорить про море, не зная его обитателей.

Нептун: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы говорите о море, а знаете ли вы, кто в море живёт?

Сейчас узнаем. Отгадайте мои загадки.

- Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть…(дельфин)

- Он, как дом огромный,

Но спокойный, скромный

В море ест и в море спит –

Так живёт на свете…(кит)

- Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы, показав, зевнула

И ушла на дно…(акула)

- Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у неё и пузо.

Как зовут её? (Медуза)

- Он клещами щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб»

Распугал соседей…(краб)

- На лошадку так похожа,

А живёт-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок  да скок –

Прыгает морской…(конёк)

- И на суше, и в воде –

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме…(черепаха)

- Что за плащ хвостатый, тёмный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нём разряд.

Электрический он…(скат)

- Что за шар плывёт с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмёшь.

Этот шарик - …(рыба-ёж)

- Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет…(морская звезда)

- Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо…(осьминог)

Нептун: Ой, какие молодцы, все загадки разгадали.

- Нептун, а дети знают стихи про морских обитателей, вот послушай.

Рыба-бабочка.

Перламутровые струйки,

Разноцветные чешуйки,

Рыбки-бабочки порхают,

Словно звёздочки сверкают.

Загляни в подводный сад –

У каждой рыбки свой наряд.

Акула.

Акула – хищница морей,

Нам лучше не встречаться с ней.

Как вечный двигатель она,

И день и ночь плывёт без сна.

Ей не дано остановиться,

Она охотницей родится.

Дельфин.

У дельфина-белобочки

Спинка чёрная, как ночка,

Белоснежные бока,

Нос на клюв похож слегка.

Это он сегодня днём

Плыл за нашим кораблём.

Морской конёк.

Яркий, словно огонёк,

Выскочил морской конёк.

Под попонкой золотой

Хвост колечком завитой.

Я б конька бы запрягал,

Рыбок по морю катал.

Синий кит.

Как огромнейшая глыба

По волнам плывёт «царь-рыба».

Это чудо – синий кит.

Кит велик и знаменит.

Бороздит он океан,

Виден издали фонтан.

Морская звезда.

Звёзды в небе высоко,

Звёзды в море глубоко.

Украшают дно морское,

А достать их нелегко!

Научусь скорей нырять,

Буду звёзды собирать!

Нептун: Молодцы! Устали? Давайте поиграем в игру «Море волнуется раз»

Нептун: А я еще знаю одну игру, которая называется «Один-много»

Кит – киты

Океан –

Море –

Морж –

Краб –

Акула –

Медуза –

Нептун: Молодцы, ребята. И загадки отгадываете, и стихи про морских жителей знаете, очень меня порадовали, спасибо вам. Ну а мне пора домой возвращаться  к своим поданным, до свидания, до новых встреч.

- Много полезного человек получает от моря: рыбу, морскую капусту используют в пищу, по морю попадает в другие страны, путешествует. Любуется морем.

Но иногда очень плохо относится к морю: сливает вредные отходы производства, оставляет много мусора. Из-за этого многим обитателям моря живётся плохо, и они погибают. Животных, которых осталось мало в морях, заносят в Красную книгу. В Красную книгу занесён синий кит, серый кит, морской слон, морские собачки, морская корова. Их осталось очень мало.

- Что же делать, чтобы наша Земля стала чище, а не грязнее? Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города?

- Да, ребята, правильно. Надо, начиная любое дело, сначала обдумать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе. Для этого нужно знать и соблюдать строгие правила науки – экологии. Об этом мы поговорим на следующем занятии.

Чтение рассказа

Чтение стихотворения

Рассматривание глобуса, называние океанов и морей

Шум спокойного моря

Звук шторма

Стук в дверь, появляется Нептун под музыкальное сопровождение

Нептун загадывает загадки

Чтение стихов

Физкультминутка

Словесная игра «Один-много»

Нептун прощается и уходит.

Показ картинок

3. Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей

Дети выбирают смайлики, и объясняют свой выбор

- О ком и о чём мы сегодня говорили?

- Что такое «Красная книга»?

- Кто к нам приходил?

- Что нового вы узнали?

- Что запомнилось?

- Ребята, если вам понравилось занятие, то выберите смайлик с улыбкой, а если нет – то грустный смайлик.

Вопросы к детям

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Путешествие к морскому царю"

Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...

" Путешествие к морскому царю"

Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...

Конспект занятия в подготовительной школе группе "В гостях у морского царя"

Закрепить знания об обитателях подводного мира.  Учить анализировать и делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи....

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №10."ПРОДЕЛКИ МОРСКОГО ЦАРЯ ".

Интересный новогодний праздник для подготовительной группы....

Компьютерная игра "Загадки морского царя: найди отличия"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию компьютерную игру собственного изготовления "Загадки морского царя: найди отличия". Данная игра содержит три задания, каждое из которых сложнее...

Конспект по ФЭМП "Загадки морского царя"

Конспект по формированию элементарных мктематических представлений (старшая группа)...

Конспект игры – занятия «Загадки Морского царя» (разновозрастная группа).

Познакомить с необычным хищным морским животным – актинией, ее внешним видом, особенностями образа жизни; рассказать о «содружестве» хищной актинии с беззащитными маленькими рыбками ...