Развитие речи №13
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Артикуляторная сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_logopedicheskie_1.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок

Надуть щёки

Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой

Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими

В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

ветер. Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки

Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево…

Поочерёдно надувать щёки

Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад,

Двигать челюстью вправо-влево

дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка – втянуть щёки

Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась.

Нижними губами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит:

Верхними губами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой.

Улыбка.

                                                                                                               

       

Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке

Улыбка

Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» - пели часы.

Часики – раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево

Гном вскочил, сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки,

Двигать кончиком языка вверх-вниз

поел вкусного варенья и побежал гулять

Варенье – передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба

Перелез через забор,

Забор – зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны

скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку.

Горка – губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается

Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать

Нос поморщить

Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день.

Язык лопатой, подуть на кончик языка

Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом.

Горка

Забор

Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку,

Произнести звук с-с-с

умылся, почистил зубы,

Щётка – кончиком языка почистить нижние зубы

задул на ночь свечу,

Трубочка – зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке У

и лёг спать.

Лопата – положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении  

                                                                                                               

 

Жил-был Вини Пух.

Толстячок – надуть обе щёки

Вышел он на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко,

Кончик языка потянуть к носу

на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца,

Двигать языком вверх-вниз

на домик Пятачка, на домик Иа-Иа

Двигать языком вправо-влево

«Какая чудная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей:

Улыбка

покрасил потолки,

Маляр – широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно).

оконные рамы,

Варенье широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

взял острый гвоздик и

Иголка – сильно потянуть кончик языка вперёд

прибил к стене свой портрет.

Молоток – напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп

Красивым и уютным стал его дом.

Улыбаться

Испёк Вини печенье,

Лепёшки – широкий передний край языка положить на нижнюю губу

пирожки,

Пирожок – широкий язык положить на нижняя губу, затем боковые края языка поднять и свернуть в пирожок

ватрушку,

Покусать язык

намазал её сверху вареньем.

Вкусное варенье

Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей.

Блюдце – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу

«Как это здорово, когда к тебе приходят гости!» - воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус.

Фокус – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа.

Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла

Горка – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Санки – боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

гулять. Шла-шла, на избушку набрела.

Толстячок

Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит,

Грибок – прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10.

на нём чашки стоят.

Чашечка – боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу

Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша

Лопатка

блинов, сделала лепёшек много-много с тонкими краями.

Пожевать края языка

Вдруг открывается дверь, и входит медведь.

Открыть рот

Маша испугалась и зажмурилась от страха.

Зажмуриться

Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел

Нахмуриться

на столе порядок, чашки стоят,

Чашечка

блины в тарелке остывают с вареньем,

Вкусное варенье

пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются.

Пирожки

Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!». Посадил Машу в санки и повёз в деревню.

Улыбка.

Поцокать языком под верхней губой.

     

        

Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала.

Пожевать язык

Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила его на подоконнике остужаться.

Катушка – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

Лежит колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу.

Язык перешагивает через зубы.

Лопатка

Вдруг, откуда ни возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» - закричал Волк пронзительно.

Оскал

Покусать верхние и нижние губы

Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево – вкусно пахнет

Хоботок

Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп – и закрылись. Так Волку язык и прищемило.

Иголка к носу

Оскал

Прикусить язык

Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят. Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает.

Лопата

Часики

                                         

Жили в лесу зверушки, каждый занимался своим делом.

Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке.

Грибок

А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке.

Качели

Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину.

Один, другой, третий – много гвоздей…

Иголочка

Вхзяли доску широкую – широкую, без сучков и без задоринок,

Лопата

затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Тук, тук, тук. Качели получились на славу!

Молоток

Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.

Маляр

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка.

Индюк

- Что вы делаете? – спрашивает.

- На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь.

Улыбка

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла

Лошадка

на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели! Молодцы, зверюшки! Хорошие качели построили!

Качели

Улыбка

Жил-был Котёнок, но не было у него друзей. Однажды утром он проснулся, потянулся, размял лапки.

Киска – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Затем умылся, облизав свою мордочку сначала от усов к носу, а потом наоборот, почистил зубки … И пошёл искать друга.

Варенье

Щётка – широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз.

Шёл-шёл, шёл-шёл по тропинке и по травке, по кочкам и по

Часики

лужам, видит, грибок растёт.

Грибок

- Грибок, будь моим другом!- попросил котёнок.

- Не могу, я бегать не умею, - грустно ответил грибок.

Сорви грибок

Побрёл котёнок дальше. Видит, Лошадка скачет.

Лошадка – цоканье языком

- Тпру-тпру!!! Остановись, Лошадка! – громко закричал Котёнок и робко спросил: «Будь моим другом!». Но Лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше.

Фырканье – широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык губами не зажимался.

Лошадка

Идёт Котёнок дальше, увидел сердитого индюка, который ругал своего индюшонка, испугался и убежал.

Индюк – производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. «Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе», - подумал Котёнок и пошёл дальше.

Дятел – произнести звук д-д-д

Идёт по дорожке. Вдруг видит, Щенок сидит и плачет

Часики

- О чём ты плачешь? Давай дружить! – предложил Котёнок. Обрадовался Щенок, громко залаял и побежал за Котёнком, весело виляя хвостиком.

Звукоподражание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...