Развитие речи №13
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок | Надуть щёки |
Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой | Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими |
В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями | Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы |
и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный | Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать |
ветер. Стены у дома были красивые. | Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки |
Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево… | Поочерёдно надувать щёки |
Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад, | Двигать челюстью вправо-влево |
дверь то закрывалась, то открывалась. | Открыть рот |
Даже труба на крыше закачалась, | Хоботок |
вдруг дом рухнул и рассыпался… | Худышка – втянуть щёки |
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась. | Нижними губами закусить верхнюю губу |
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит: | Верхними губами закусить нижнюю губу |
«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!» | Широко открыть рот |
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой. | Улыбка. |
Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке | Улыбка |
Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» - пели часы. | Часики – раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево |
Гном вскочил, сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки, | Двигать кончиком языка вверх-вниз |
поел вкусного варенья и побежал гулять | Варенье – передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба |
Перелез через забор, | Забор – зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны |
скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку. | Горка – губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается |
Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать | Нос поморщить |
Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день. | Язык лопатой, подуть на кончик языка |
Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом. | Горка Забор |
Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку, | Произнести звук с-с-с |
умылся, почистил зубы, | Щётка – кончиком языка почистить нижние зубы |
задул на ночь свечу, | Трубочка – зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке У |
и лёг спать. | Лопата – положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении |
Жил-был Вини Пух. | Толстячок – надуть обе щёки |
Вышел он на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко, | Кончик языка потянуть к носу |
на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца, | Двигать языком вверх-вниз |
на домик Пятачка, на домик Иа-Иа | Двигать языком вправо-влево |
«Какая чудная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей: | Улыбка |
покрасил потолки, | Маляр – широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно). |
оконные рамы, | Варенье широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. |
взял острый гвоздик и | Иголка – сильно потянуть кончик языка вперёд |
прибил к стене свой портрет. | Молоток – напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп |
Красивым и уютным стал его дом. | Улыбаться |
Испёк Вини печенье, | Лепёшки – широкий передний край языка положить на нижнюю губу |
пирожки, | Пирожок – широкий язык положить на нижняя губу, затем боковые края языка поднять и свернуть в пирожок |
ватрушку, | Покусать язык |
намазал её сверху вареньем. | Вкусное варенье |
Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей. | Блюдце – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу |
«Как это здорово, когда к тебе приходят гости!» - воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус. | Фокус – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа. |
Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла | Горка – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Санки – боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. |
гулять. Шла-шла, на избушку набрела. | Толстячок |
Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит, | Грибок – прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10. |
на нём чашки стоят. | Чашечка – боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу |
Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша | Лопатка |
блинов, сделала лепёшек много-много с тонкими краями. | Пожевать края языка |
Вдруг открывается дверь, и входит медведь. | Открыть рот |
Маша испугалась и зажмурилась от страха. | Зажмуриться |
Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел | Нахмуриться |
на столе порядок, чашки стоят, | Чашечка |
блины в тарелке остывают с вареньем, | Вкусное варенье |
пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются. | Пирожки |
Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!». Посадил Машу в санки и повёз в деревню. | Улыбка. Поцокать языком под верхней губой. |
Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала. | Пожевать язык |
Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила его на подоконнике остужаться. | Катушка – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта. |
Лежит колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу. | Язык перешагивает через зубы. Лопатка |
Вдруг, откуда ни возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» - закричал Волк пронзительно. | Оскал Покусать верхние и нижние губы |
Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево – вкусно пахнет | Хоботок |
Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп – и закрылись. Так Волку язык и прищемило. | Иголка к носу Оскал Прикусить язык |
Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят. Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает. | Лопата Часики |
Жили в лесу зверушки, каждый занимался своим делом. Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке. | Грибок |
А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. | Качели |
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, другой, третий – много гвоздей… | Иголочка |
Вхзяли доску широкую – широкую, без сучков и без задоринок, | Лопата |
затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Тук, тук, тук. Качели получились на славу! | Молоток |
Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели. | Маляр |
Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка. | Индюк |
- Что вы делаете? – спрашивает. - На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь. | Улыбка |
Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла | Лошадка |
на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели! Молодцы, зверюшки! Хорошие качели построили! | Качели Улыбка |
Жил-был Котёнок, но не было у него друзей. Однажды утром он проснулся, потянулся, размял лапки. | Киска – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. |
Затем умылся, облизав свою мордочку сначала от усов к носу, а потом наоборот, почистил зубки … И пошёл искать друга. | Варенье Щётка – широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. |
Шёл-шёл, шёл-шёл по тропинке и по травке, по кочкам и по | Часики |
лужам, видит, грибок растёт. | Грибок |
- Грибок, будь моим другом!- попросил котёнок. - Не могу, я бегать не умею, - грустно ответил грибок. | Сорви грибок |
Побрёл котёнок дальше. Видит, Лошадка скачет. | Лошадка – цоканье языком |
- Тпру-тпру!!! Остановись, Лошадка! – громко закричал Котёнок и робко спросил: «Будь моим другом!». Но Лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше. | Фырканье – широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык губами не зажимался. Лошадка |
Идёт Котёнок дальше, увидел сердитого индюка, который ругал своего индюшонка, испугался и убежал. | Индюк – производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. |
Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. «Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе», - подумал Котёнок и пошёл дальше. | Дятел – произнести звук д-д-д |
Идёт по дорожке. Вдруг видит, Щенок сидит и плачет | Часики |
- О чём ты плачешь? Давай дружить! – предложил Котёнок. Обрадовался Щенок, громко залаял и побежал за Котёнком, весело виляя хвостиком. | Звукоподражание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...