НОД "В Тридевятом царстве"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Образовательная деятельность по речевому развитию детей старшей группы. Тема: "Сочинение лимериков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_limeriki_na_konkurs.docx | 77.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 "Колосок" муниципальное образование Приморско-Ахтарский район
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
«В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ…»
Разработала воспитатель
Чумакова Елена Валерьевна
ст. Приазовская
2018 г.
Цель: Познакомить детей с моделью составления лимерика, формировать умение составлять рифмованные стихотворения –лимерики в стиле небылиц.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей находить рифмующие между собой слова;
- учить применять в речи образные выражения, сравнения;
- обогащать словарный запас за счет рифмованных слов;
-упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова;
-закреплять умение детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию;
-познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле небылицы;
-формировать умение создавать варианты рифмованных текстов.
Развиваюшие:
- развивать монологическую речь;
- развивать умение подбирать рифму;
- развивать логическое мышление, воображение;
-развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений;
-развивать коммуникативные способности детей, умение работать парами, договариваться и принимать общее решение.
Воспитательные:
- воспитывать способность чувствительность художественную выразительность слова, его точность, образность;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать;
- повышать эмоциональный настрой у детей, уверенность в себе;
- воспитывать любовь к родному языку.
Словарная работа:
-активизация словаря;
-закрепление понятия «рифма»;
-подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Предварительная работа: Дидактические игры: «Складные картинки», «Склад-несклад», «Отгадывание загадок», «Чистоговорки» «Придумай рифмованные сточки», «Составь рифму», «Чужое слово», «Дразнилка»
Развивающая среда: Мультимедийная установка, письмо, дидактическая игра «складные картинки», мяч, кольца Луллия, модель составления лимериков, часы «Рифмы», карточки – признаки, картинки – предметы.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами: значимостью использования поэтического творчества в части лимериков для эффективности усвоения грамматических явлений, обогащения лексического запаса детей. Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.
Ход образовательной деятельности
Этапы | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей |
| ||
Введение в ситуацию Задача: мотивировать детей на включение в деятельность. | Воспитатель обращается к детям: - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, чтобы подарить тепло своих ладошек и поздороваться с вами ладошками. Мне ладошки протяни Своё имя назови! Ребята, посмотрите нам пришло письмо. «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Царь. Прошу вас о помощи. - В тридевятом царстве, В далёком государстве, Дочка царская живёт День и ночь всё слёзы льёт. Я велел издать указ, Чтобы, каждый, кто желает И от слёз лекарство знает, Во дворец пусть поспешит И царевну рассмешит!» Ребята поможем Царю, рассмешим царевну? - Ребята, что произошло в тридевятом царстве? - Какой указ издал царь? - Ребята, а вы хотите развеселить царевну? (А можем мы как-то можем помочь царю?). - А как вы думаете, можно ли отправиться в путешествие в сказку, не выходя из детского сада? - На чем можно отправиться в путешествие в наше сказочное путешествие? | Дети называют свои имена. Ответы детей: - Там дочка царская день и ночь слёзы льёт. - Кто хочет рассмешить принцессу, во дворец пусть поспешит. - Да, если путешествие сказочное. Ответы детей. |
| ||
Актуализация речевых умений детей: подбирать рифмованные слова. Задача: развивать умение подбирать рифму; упражнять детей в подборе картинок с изображениями предметов, названия которых рифмуются. Задача: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в их создании. Задача: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в их создании. | - Ребята, у меня есть облачка, которые нужно превратить в волшебные, и они перенесут нас в тридевятое царство, далёкое государство. Но прежде, нужно выполнить задание. У многих сказочных персонажей есть прозвища, которые звучат похоже. Например, Муха-Цокотуха. Какие вы ещё знаете? Прозвище-рифму назови и облачко получи! -Молодцы ребята! А теперь отправляемся в путешествие на волшебных облачках. - Усаживайтесь удобнее, держитесь крепче, чтобы не упасть. Закрыли глазки и полетели. Аудиозапись песни «Облака-белогривые лошадки». - Царь гостей своих встречает: «Здравствуйте, гости дорогие! Развеселить царь просит дочь, Слышать плачь ее невмочь». Аудиозапись: слышен плачь принцессы. - Ребята, как же быть, как царевну рассмешить? Посмотрите, кажется в замке висят волшебные часы! Давайте с ними поиграем. Может царевне понравится игра, она и развеселится. Сначала рассмотрим часы - есть стрелки, они могут вращаться в разные стороны, на них изображены предметы, давайте назовем их, вслушайтесь, как звучат эти слова. Как звучат эти слова? Они не одинаковые, а похожи по звучанию. Как называются слова, похожие по звучанию? - Вспомните пожалуйста, что такое рифма. - «Рифма – это когда слова в конце стихотворных строчек заканчиваются одинаково». Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко» В кладовой шуршала мышка, Под сосной лежала -…(шишка). Капризуля наша Маша, У неё в тарелке …(каша). В огороде вырос лук, На грядке ползал майский …(жук). Не пришлась Яге корона, Унесла её …(ворона). Всю сметану слизал кот, Вытирал он лапой…(рот). Клоун снял смешную кепку, Посадил дед в сказке…(репку). Увидала мышка корку- Утащила её в …(норку). Детки бегали, скакали И под вечер все …(устали). На большой зелёной ветке Сидят белочкины… (детки). Молодцы ребята! Физминутка «Ветер по морю гуляет» Аудиозапись: слышен плачь принцессы. - Не удалось нам рассмешить царевну. Ребята, чтобы нам такое смешное придумать, чтоб развеселить царевну? А вы знаете, что такое небылица? - Молодцы, ребята, вы правы, небылица, это вымысел, и мы очень любим придумывать разные небылицы. Ребята, а небылицы, это коротенькие стихи, а кто мне подскажет, без чего нельзя написать стихотворение? Правильно, без рифмы нельзя написать стихи. Ребята сейчас мы посмотрим умеете ли вы находить слова в рифму. Дид. игра «Складные картинки» (К игре подбираются парные картинки, названия которых рифмуются. Дети должны собрать все пары.) «Хорошо, а сможете ли вы найти рифму к словам на слух». Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, он отвечает рифмой и передает мяч другому ребенку. Слова - кошка – ладошка, картошка, брошка, и т. д. бежали-звали, лежали; пшеничный-яичный; широко –далеко. А сейчас, мы попробуем составить рифмованные предложения сравнения. Дети подходят к кольцам Луллия, выбирают объект о котором будут рассказывать, находят слово в рифму и картинку обозначающую признак предмета (используются ранее при мнемотехнике) Жила –была печка горячая, как свечка. Жила –была печка тяжелая, как свечка. (несколько сравнений). Ребята у нас получаются очень смешно, мы придумали то, что на самом деле быть не может – нелепицу. Рифму мы уже подбирать умеем. Поэтому мы можем составить смешное стихотворение – небылицу и рассмешить нашу царевну. А стихи написанные в жанре нелепицы, это и есть лимерик. А еще есть город в Ирландии, который называется Лимерик. Как вы думаете, есть какая-то связь между этим городом и этими стихами? - Какая? - Вы правы. Стихи-лимерики были придуманы в городе Лимерике. Поэтому они так и называются. Это веселые стихи и люди в городе тоже очень веселые, никогда не грустят и придумывают все новые и новые стихотворения. А ведь лимерики не только забавны, но и очень просты. Мы можем даже сами их сочинить - свои собственные. Хотите сочинить свои лимерики и развеселить принцессу? Лимерик сочини-Царевну рассмеши! - Ребята, давайте подойдем к экрану и попробуем сочинить небылицу, чтобы рассмешить царевну. И поможет нам в этом таблица (схема). 1. Стихотворение - лимерик будем составлять из пяти строчек. 2. Первая и вторая строчки рифмуются между собой. Что значит рифмуются? (Последние слова звучат складно). 3. Третья и четвертая строчка рифмуются между собой. 1 строчку начинаем со слов « Жил – был …». Давайте выберем героя (или объект) о ком будем составлять лимерик. 2 строчка. Какой он? Похож на кого (на что)? 3 строчка. Надо подобрать его «дела». Что делал? 4 строчка. Где он еще что-то делал? Нужна рифма, чтобы получилось складно. 5 строчка. Что мы можем сказать о герое? (Вывод). Лимерик состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом: Первые две строчки рифмуются между собой. Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. Пятая содержит вывод и не рифмуется. Посмотрите в домике на самом верхнем этаже №1 живет объект о котором мы будем рассказывать (это первая строчка стих.) На втором этаже стоят знаки которые говорят о том какой этот герой, его признаки, на что или кого похож он (вторая строчка) Помните, что первая и вторая строчка рифмуются На третьем этаже стоят знаки, где он жил, что делал (третья строчка стих) На четвертом этаже с кем общался наш герой (четвертая строчка стих) А теперь рифмуются третья и четвертая строчка А почему здесь нет пятой строчки (правильно – это домик рифмы, а пятая строчка не рифмуются, это вывод из стих.) Жила – была рыжая кошка Мокрая, как ладошка. В поле за мышкой бежала, А потом с щенком играла. Вот какая озорная кошка. Ребята а еще можно изменить стих. Если мы изменим его начало «Жила – была» на «Если бы …, но не…": Если бы была рыжая кошка Была мокрая, как ладошка. В поле за мышкой она не бежала, А потом с щенком не играла. Должна высохнуть рыжая кошка А теперь попробуем изменить начало стиха на «Что было бы, если бы.» Что было бы, если бы… Рыжая кошка Была Мокрая, как ладошка. В поле за мышкой она не бежала, А потом с щенком не играла. Пусть всегда будет сухая кошка. Давайте вместе прочитаем. | Лягушка-Квакушка, Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Волчок-Серый Бочок. Заканчивается музыка, дети открывают глаза. Дети стоят перед нарисованным замком. Ответы детей. -Называются рифмой. Дети подбирают рифму. Рак-мак, кот-крот-енот, мишка-шишка-пышка, рубашка-черепашка... Ответы детей. - Небылица - это то, чего на самом деле не бывает и это смешно. Ответы детей. -Без рифмы. Ответы детей. - Наверное, лимерики очень любят в Лимерике. Ответы детей Совместная деятельность детей и педагогов Дети подбирают соответствующие картинки, придумывают стихи о кошке. Воспитатель напоминает, что стихотворение нужно начинать с слов «Жила – была» |
III. Заключительный этап | ||
Рефлексивный компонент | - Вот какое веселое стихотворение у нас получилось. Слышен смех принцессы. - Какое у вас настроение? Почему? Как мы развеселили царевну. А вы бы хотели научить своих друзей сочинять небылицы? - Чтобы радость всегда была у нас в душе, давайте будем всегда стараться себя веселить - слушать, читать веселые рассказы и стихи и давайте сами будем их сочинять! Ребята, мы с вам помогли Царю рассмешить царевну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад на наших волшебных облачках. | Ответы детей. - Потому что очень весело слушать и сочинять лимерики. |
Список литературных источников
1. Э. Лир «Лимерики»
2. Л. Салимова «Лимерики» Издательство: «Яуза-Пресс» 2007 г.
3. Книга Лимериков Перевод с английского Алексея Меллера, Юрия Насимовича, Москва – 1991
4. Аверина Кристина «Мнемотаблицы».
Электронные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускное представление в подготовительной логопедической группе "Приключения Вовки в Тридевятом царстве"
Выпускное представление подготовлено и проведено совместно с музыкальным руководителем. В подготовке костюмов, атрибутов и декораций принимали участие педагоги группы и родители....
Выпускной праздник в детском саду "Вовка в тридевятом царстве"
Менее двух месяцев остается до проведения в детском саду выпускного праздника. Данный материал подготовлен для проведения праздника в старше-подготовительной группе детского сада в количестве 15 ...
Сценарий выпускного вечера "Вовка в тридевятом царстве"
Выпускной бал...
"Тридевятое царство"
Сценарий выпускного бала для детей подготовительной группы " Тридевятое царство", по мотивам мультфильма "Вовка в Тридевятом царстве"....
Конспект занятия по математике в старшей группе "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"
Занятие - путешествие по мативам русских народных сказок. Решение обучающих и развивающих задач по математике детей старшего дошкольного возраста. На пути детям встречаются Царь, Царевна, ...
"Вовка в Тридевятом царстве"
Сегодня мы собрались на день науки. Чтобы стать ученым надо много знать, много учиться и много трудиться.К большому терпенью Придет и уменье. Они нам удачу несут, И в жизни, поэтому вме...
"Вовка в тридевятом царстве" Сценарий выпуска в школу для детей подготовительной группы
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий выпуска в школу, построенный на основе любимого мультфильма детей нескольких поколений. Роли Вовки и Царя исполняли воспитатели, а роль Двои...