НОД по развитию речи "От зерна до каравая"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi_ot_zerna_do_karavaya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «От зерна до каравая»
(Как наши предки выращивали хлеб)
Цели: Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь детей.
Задачи: учить детей отгадывать загадки, составлять связанный рассказ по серии сюжетных
картинок, учить понимать литературные выражения, народные пословицы;
-активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей;
-закреплять умение произносить фразы с разной силой голоса и в разном темпе.
Материал: Иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ, зерна, колосья, хлебобулочные изделия, мука, хлеб на подносе, тесто.
Предварительная работа: Беседа об уборке хлеба, труде хлебороба, рассматривание картин, знакомство с пословицами о хлебе, чтение сказки «Колосок».
Воспитатель произносит русскую народную пословицу "Хлеб всему голова" и предлагает детям объяснить ее значение.
Ребенок: А теперь отгадайте загадку.
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный он и белый,
А бывает подгорелый.
Что это?
Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогали вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый)
Воспитатель: А кто нам может рассказать, как раньше наши предки выращивали хлеб.
Ребенок: Перед началом полевых работ крестьяне мылись и парились в бане, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, просили о богатом урожае. И с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет крестьянин по полю и через каждые 2 шага разбрасывает пригоршню зерна веером слева направо (показ).
Воспитатель: А как вы думаете, какая должна быть погода? (безветренная)
Почему? (Чтобы семена ровно ложились в борозды)
Чтобы урожай родился богатый, кликали люди дождик. Мы тоже с вами знаем закличку. Давайте вместе скажем:
Дождик, дождик поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки
Будут вкусные ватрушки.
Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, вода, тепло)
Физминутка «Колосок растет»
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю, (дети садятся). Теплое солнышко пригрело землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимаются колоски). И вот уже два листочка тянутся к солнцу. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу)
Воспитатель: Народ сложил много пословиц о хлебе. Какие пословицы вы знаете?
Дети: Хлеб всему голова.
Без печки холодно, без хлеба голодно.
Хлеб ногами топтать - народу голодать.
Хлеб на стол, так и хлеб престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.
Вода вымоет, хлеб накормит.
Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
И обед не в обед, коли хлеба нет.
В: Молодцы, ребята, много пословиц знаете.
Ну что ж, выросли пшеница и рожь. Пришла пора убирать урожай. В старину это делали как?
Ребенок: Брали женщины в руки серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы (иллюстрация).
Воспитатель: Но колосья нужно еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна.
Ребенок: Для этого мужчины брали цепу - ручное орудие для молотьбы, били по колосьям, и зерна из них высыпались (иллюстрация). Затем зерна собирали и просевали от мусора.
Ребенок: Часть зерна шла на семена, корм скоту, часть везли на мельницу – мололи муку. Мельник за помол (за работу) забирал часть зерен себе.
Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть (истереть). В старину для этого на берегах рек строили мельницы.
Ребенок: Текущая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку.
А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы, в них ветер приводил в движение жернова. Получалась мука. Из муки пекли хлеб.
Воспитатель: Как же вырастить хлеб?
Игра: «Что сначала, что потом?
Дети последовательно раскладывают карточки: зернышко-росток – колос – сноп - зерно мука, хлеб.
Воспитатель: Ребята, как много надо труда, чтобы у всех был сегодня хлеб на столе. И поэтому отношение к хлебу должно быть бережное. Как нужно обращаться с хлебом?
Дети: Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.
Не кроши хлеб за столом.
Никогда не выбрасывай хлеб.
Воспитатель: Ребята, а какие стихи вы знаете о хлебе?
Хлеб растет не для объедков,
От зари и до зари,
Говорят в народе метко,
Съесть не можешь, не бери!
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Ребята, а что можно печь из муки? (булочки, пироги, торты, баранки, блины).
Воспитатель: А как это все вместе называется? (хлебобулочные изделия).
Воспитатель: Ни один праздник, ни один обед не проходит без хлеба! Недаром говорят: «Хлеб – всему голова! ». Бережно относится к главному и ценному продукту. Хлеб нельзя бросать, надо доедать, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец».
Так давайте, ребята, любить и беречь хлеб!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путь хлеба: от зерна до каравая
Расширять представления детей о труде хлебороба. Прививать бережное отношение к хлебу...
ПРОЕКТ «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» (краткосрочный)
Цель: Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.Задачи:1. ...
«От зерна – до каравая»
«От зерна – до каравая»...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ОНР "От зерна до каравая"...
Занятие по развитию речи "ПУТЬ ХЛЕБА - ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ" (для детей старшего дошкольного возраста)
Формирование представлений о хлебе, что хлеб является ценным продуктом питания в жизни человека...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ №2. ТЕМА: «ОТ ЗЕРНА ДО КАРАВАЯ» .
Цель: закрепить знания детей о хлебе, как об одном из величайших богатств на земле.Задачи: развивать связную речь у детей, умение отвечать на вопросы сложными предложениями, аргумент...