Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов, диалогов по темам.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика, поэтому стимулировать речевое развитие детей путём тренировки пальцев рук очень важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Клаптюх Ирина Леонидовна
Приложение№4
Картотека логоритмичеких, пальчиковых игротренингов, диалогов по темам
Тема: «Овощи»
Логоритмическое упражнение: «Урожай»
В огород пойдём Идут по кругу, взявшись за руки,
Урожай соберём
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы качан капусты « срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (3 раза)
Щавеля нарвём немножко «рвут»
И вернёмся по дорожке идут по кругу, взявшись за руки.
Пальчиковый игротренинг
Тук – тук – тук-тук! ритмичные удары ребром ладоней
Раздаётся в доме стук
Мы капусту порубили
Перетёрли трут кулачок о кулачок
Посолили указательный и средний пальцы трутся о большой
И набили плотно в кадку удары обеими руками по колену
Всё теперь у нас в порядке Отряхивают руки
Диалог: «Перец»
Дети: «Говорят, ты острый перец,
Что, и вправду ты как нож?»
Перец: « Ну, не веришь, так не веришь…
Надкуси , тогда поймёшь!»
Тема: «Осень»
Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»
Мы листики осенние Стоя, машут руками,
На ветках мы сидели (присели)
Ветер дунул – полетели Поднялись, бег по кругу
Мы летели, мы летели Бегут, кружатся
И на землю тихо сели приседают
Ветер снова побежал поднялись
И листочки все поднял покружились
Пальчиковая гимнастика «Листочки»
1,2,3,4,5 Загиб пальцев с большого
Будем листья собирать Сжимают и разжимают кулачки
Листья берёзы Загибают пальцы, начиная с большого
Листья осины
Листики тополя
Листья рябины
Листья дуба мы соберём. Шагают по столу 2 и3 пальцами
Маме осенний букет отнесём. Разводят руки
Диалог: «Здравствуй, Осень!»
Дети надевают шапочки осени и дождика
Дети:Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень просим
Что в подарок принесла?
Осень:Принесла я вам муки
Значит будут пирожки
Принесла я гречки
Будет каша в печке
Принесла я мёду
Полную колоду
Дети:А хорошую погоду ты нам, Осень, принесла?
Осень:Дождику вы рады
Дети:Не хотим, не надо!
Тема: «Лес – наше богатство»»
Логоритмическое упражнение «За малиной»
За малиной в лес пойдём, в лес пойдём Идут в хороводе, взявшись за руки
Спелых ягод наберём, наберём Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды
Солнышко высоко, а в лесу тропинка Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, затем пальчиками достают тропинку, сделав наклон.
Сладкая ты моя ягодка – малинка Бегут по кругу , взявшись за руки
Логоритмическое упражнение «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке Ритмично на каждое слово стучат кулачками по коленям
Продаёт она орешки
Лисичке – сестричке Загибают по одному пальчику, начиная с большого
Воробью, синичке
Заиньке усатому
Мишке толстопятому
Диалог «Лис и мышонок»
- «Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?»
-Землю копал
-А для чего землю копал?
-Норку делал
- А для чего норку делал?
- А чтобы от тебя лис спрятаться. В.Бианки
Тема: «Откуда хлеб на стол пришёл?»
Пальчиковый игротренинг «Ватрушки»
Мы для милого Ванюшки
Испекли бы три ватрушки.
Только нет у нас пока Кулачки правой и левой руки сжимать и разжимать одновременно, начиная слов : «только нет у нас пока…»
Ни муки и ни песка,
Ни яиц, ни соли,
Ни дрожжей, ни молока. Поочерёдно сгибать пальцы, начиная с большого
Логоритмическое упражнение «Каравай»
В землю зёрнышко посадим Наклон вперёд
Очень малое оно присесть
Но как солнышко засветит Постепенно встаём
Прорастёт моё зерно
Сожнёт косарь зерно «косит» зерно
И размелет его Правой рукой, сжатой в кулак, круговые движения
А хозяйка из муки испечёт нам пирожки «печь» пирожки
И большой каравай Руки соединить в круг
Всем на радость раздавай Развести в стороны
Диалог «Калачи»
- Вы откуда , калачи?
- Как откуда? Из печи.
- И куда же вы идёте?
К тем, кто в поле, на работе,
Пусть вдоволь поедят, а лентяи поглядят.
Тема: «Транспорт»
Логоритмическое упражнение: «Теплоход»
От зелёного причала оттолкнулся теплоход Шаг вперёд, руки опущены
Он назад шагнул сначала - раз, два 2 шага назад
А потом шагнул вперёд – раз, два 2 шага вперёд
И поплыл, поплыл по речке . набирая полный ход Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода. Движения по кругу мелкими шагами
Логоритмическое упражнение «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт Дети бегут на носочках по кругу, расставив, руки в стороны
Отправляем самолёт
Правое крыло вперёд поворот через правое плечо
Левое крыло вперёд поворот через левое плечо
Полетел наш самолёт бегут по кругу, руки в сторону
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга ( попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты
Вездеход,
Самосвал, подъёмный кран – настоящий великан.
Сколько вместе? Хлопают попеременно в ладоши и ударяют друг о друга
Как узнать? Помогите сосчитать.
Диалог «Паровоз»
-Паровоз, паровоз
- Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки, пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши, пусть рисуют малыши.
Тема: «Быт человека»
Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»
1,2,3,4 –
Загибают пальцы на двух руках
Много техники вокруг: хлопки
Телевизор, холодильник, Загибают пальцы, начиная с большого
Чайник, миксер и утюг -
Много техники вокруг. Хлопки рук
Логоритмическое упражнение «Стулья»
Хоть у нас четыре ножки Поднимают ноги, согнутые в коленях (4 раза)
Мы не мышки, и не кошки - грозит пальцем
Хоть мы все имеем спинки Нагнуться, показать спинку
Мы не овцы, и не свинки Встаём , грозим пальцем
Мы не кони, хоть на нас Приседаем со слов «хоть на нас»
Вы садились много раз
Диалог: «Пылесос»
Пылесос, пылесос, ты куда суешь свой нос?
-Жу-жу-жу, жу-жу-жу – я порядок навожу!
Тема: « Наша Родина»
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики – солдатики»
Командир позвал солдат Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого,
«Становитесь дружно в ряд!»
Первый встал, за ним – второй Большим пальцем касаться всех остальных
«Безымянный , быстро в строй!»
А мизинчик очень мал, он чуть – чуть не опоздал!
Встали пальчики: «Ура!» С восклицанием: «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
На парад идти пора!
Логоритмическое упражнение: «На парад»
Раз, два – дружно в ногу Маршируют в ритм
Три, четыре – твёрже шаг
На парад идут солдаты,
И чеканят дружно шаг
Логоритмическое упражнение:
«Пограничники»
Жу-жу-жу Поднести руку ко лбу, сначала правую, затем левую
Я границу сторожу
Ши-ши-ши – зашуршали камыши Наклоны влево - вправо
Жу-жу-жу – я в дозор хожу
Шаги на месте в ритм
Диалог: «Что мы Родиной зовём?
Все дети: «Что мы Родиной зовём?
Один ребёнок: «Дом, где мы с тобой живём !»
Все дети: «Что мы Родиной зовём?»
Ребёнок: Поле с тонким колоском!
Все дети: Что мы Родиной зовём?
Всё что в сердце бережём,
И под небом синим- синим,
Флаг России над кремлём!
Тема: « Я вырасту здоровым»
Пальчиковый игротренинг: «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики Руки сцеплены в замок, сжимаем и разжимаем
Мы с тобою подружились маленькие пальчики Поочерёдное прикосновение пальцев друг с другом, начиная с большого,
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого,
Начинай считать опять Стряхивают пальчики
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики на обеих руках
Мы закончили считать. Стряхивают пальчики.
Логоритмическое упражнение + диалог
-Что умеют наши ножки?
- Мы шагаем по дорожке (шагают)
-что умеют наши ножки?
-Побежим –ка по дорожке ( бег на месте)
-Что умеют наши ножки?
- Приседают на дорожке ( приседают)
- Что ещё умеют ножки?
- Пусть попляшут на дорожке («Пружинки»)
Игра: «Чей голосок?»
Все мы разом встанем в круг
Повернулись разом вдруг
Кто-то скажет: «Скок – скок-скок»
Угадай, чей голосок?
Тема: «Азбука питания»
Пальчиковая гимнастика «Ай да суп!
Глубоко – не мелко Ладошки согнуть, сложить вместе, изображая кораблик
Корабли в тарелке,
Луку головка, Загибают пальчики , начиная с большого
Красная морковка
Петрушка, картошка
И крупы немножко
Вот кораблик плывёт, Ладошки согнуть, изображая кораблик, немного покачивая.
Заплывает прямо в рот!
Логоритмическое упражнение: «Винегрет и борщ»
Торопился на обед Бег на месте
Винегрет
Так старался, так спешил
Что в кастрюлю угодил:Наклонились , опустили вниз, свесили.
В кипяток свалился – винегрет сварился
Вот большая ложка- попробуйте немножко
Имитация еды , в руках ложка
Вкусно? Во! Показывают большой палец
Диалог: «Домовята и каша»
За столом кричит Дуняшя:
«Не хочу, не буду кашу!»
Мама с папой: «Что с тобой?»
Деда с бабой: «Ой-ё-ёй!
Тётя с дядей: «Съешь Дуняш!»
Домовята: «Завтрак наш!»
Тема: «Вещи человека»
Логоритмическое упражнение: «Сарафанчик»
Купила Оле мама пёструю панаму ( руки у головы)Дети сгибают руки в локтях, совершают ритмичные
Купила Сарафанчик - ( руки вниз , показывают сарафан) поочерёдные движения, имитирующие движения рук робота
На боку карманчик ( руки на боку) (текст произносится в ритм, чётко)
На зелёном сарафанчике, Руки внизу, показывают сарафанчик
Как на поле – одуванчики,
Колокольчики , ромашки, Наклон вперёд, ритмичные поочерёдные движения рук
На ромашках – по букашке.
Выйдет Оля на опушку, не найдут её подружки Шаг на месте
Пальчиковый игротенинг «Вяжем шарфик»
То крючок, то петелька,
Вяжем шарфик Петеньке. (Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать тоже с другими пальцами: безымянный с безымянным, средний со средним, указательный с указательным)
Диалог: «Перчатки»
Воспитатель: «Потеряли котятки по дороге перчатки.
И в слезах прибежали домой.
Котятки: «Мама, мама, прости,
Мы не можем найти.
Мы не можем найти перчатки.
Кошка – мама: Потеряли перчатки?
Вот какие котятки.
Я вам нынче не дам пирога
Воспитатель: «Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь прибежали домой.
Котятки: «Мама , мама, не злись!
На дороге нашлись, на дороге нашлись перчатки!
Мама- кошка: «Отыскали перчатки!
Вот спасибо , котятки,
Я за это вам дам пирога!
Мур-мур- мур пирога!
Мур-мур-мур, пирога!
Я за это вам дам пирога!
Тема: «Моя семья»
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре мы считалочку учили»
Раз, два, три, четыре, Сжимание в кулачок и разжимание пальцев обеих рук
Мы считалочку учили:
Бабушка и мамочка,Загибают по одному пальцу, начиная с большого пальца правой руки
Дедушка и папочка,
Вот братишка и сестрёнка,
Он – Антон, она – Алёнка.
Вот и вся моя семья,
Рассказал считалку я!
Логоритмическое упражнение: «Мама»
Маме надо отдыхать Всё логоритмическое упражнение дети идут на
Маме хочется поспать на носочках, руки на поясе.
Я на цыпочках хожу- говорят шёпотом.
Маму я не разбужу
Логоритмическое упражнение «Помощники»
Маме надо печь топить Дети идут друг за другом, руки на поясе.
Чтоб обед нам всем сварить
Я дрова ей нарублю Поворачиваются лицом, руки сцеплены в замок и делают наклон вперёд, имитируя рубку дров.
Маму я свою люблю - обнимают себя обеими руками
Диалог: «Сыночек»
- Сыночек, пойди потолки пшена на кашу.
-Ох , матушка, живот болит.
-Сыночек, иди есть кашу.
-Что ж, раз мать велит, надо идти.
Тема: «Зимушка – зима»
Логоритмическое упражнение: «Снежинки»
Кружатся, кружатся снежинки, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре
Как белые перья ложатся в перинки, Руки стороны ,плавно их опускают и постепенно приседают.
Перинки, подушки, лежат на опушке Взмахи руками влево-вправо снизу , у пола,
И зайца следы - как петельки. Перекрёстный шаг на месте.
Украсили эти постельки.
Пальчиковый игротренинг: «Рубим дрова»
Чтобы печку истопить, Имитировать движения рук дровосека,
Надо дров нам нарубить. Пальцы « сплести», соединить ладони и стиснуть
Рубим, рубим мы дровишки -
Их как можно сильнее.
Пусть тепло будет детишкам.
Развитие диалогической речи
Инсценирование р.н сказок , отрывков из сказок по выбору воспитателя – развиваем интонационную выразительность речи
Тема: «Зимние виды спорта»
Логоритмическое упражнение «Санки»
Ух! Ух! Ух!«Тарелочки»
Мчатся сани Хлопок справа, слева
Во весь дух. 2 раза топают
Ух! Ух! Ух!«тарелочки»
Снег под горкой Хлопки справа, слева
Словно пух. 2 хлопка над головой
Логоритмическое упражнение: «Разминка»
Мы руки поднимаем руки вверх
Мы руки опускаем руки вниз
Потом мы приседаем присесть , руки на поясе
И дружно все встаём подняться
Мы руки повернём поворот туловища
И поворот кругом Вокруг себя поворот
Пальчиковая гимнастика «Поклоны»
Руки сомкнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развёрнуты друг к другу. Пальцы правой и левой руки поочерёдно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь.
Литература
Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М., 2005
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
- М.,2005
Хрестоматия для маленьких/ Сост.Л.Н.Елисеева.Изд.4 –е,перераб. И доп. – М.,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг» во второй младшей группе
практикум для родителей на тему "Пальчиковый игротренинг" во второй младшей группе...
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие речи с использованием фольклора и пальчикового игротренинга»
Целью моей работы является стимулирование речевого развития детей с использованием фольклора и пальчикового игротренинга.В ходе работы решаю следующие задачи:- создавать условия для развития мелкой мо...
Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов по лексическим темам.
Картотека логоритмических, пальчиковых игротренинговпо лексическим темам....
Картотека физминуток, пальчиковых игр по лексическим темам
Картотека физминуток, пальчиковых игр по лексическим темам...
Картотека пальчикового игротренинга для работы с детьми с общим недоразвитием речи
Данная картотека используется для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Картотека игр пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели
комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшего возраста...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРОТРЕНИНГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП (КАРТОТЕКА)
Цель игротренинга: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.Задачи:Развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр.Разв...