"Пальчиковый игротренинг по лексическим темам"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Данный материал может быть использован специалистами дошкольных учреждений в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovyy_igrotrening_po_leksicheskim_temam.docx | 952.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковый игротренинг по лексическим темам
Содержание пальчиковой игры-тренинга отражает лексические темы, изучаемые детьми дошкольного возраста.
Тема «Фрукты»
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун или массажный мячик).
Ребенок соединяет по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз -
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Язык двигать вверх-вниз.
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды – яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх.
Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой «эх».
Сморщиться и слегка высунуть язык.
4. Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести «корзинкой».
Скругленные концы языка загнуть «чашечкой».
5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху – жест одобрения.
Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам.
Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения
Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).
Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра «Варим мы компот»
Используется пособие «Клавиатура» (пуговицы). Ребенок поочеред-но нажимает сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Тема «Грибы»
Самомассаж подушечек пальцев зубными щетками. На каждую стихотворную строчку растирать подушечки одного пальца.
Правая рука:
Вылезли на кочке
(мизинец)
Мелкие грибочки:
(безымянный палец)
Грузди и свинушки,
(средний палец)
Рыжики, волнушки.
(указательный палец)
Даже маленький пенек
(большой палец)
Левая рука:
Удивленья скрыть не мог.
(растирать большой палец)
Выросли опята,
(указательный палец)
Скользкие маслята,
(средний палец)
Бледные поганки,
(безымянный палец)
Встали на полянке.
(мизинец)
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Язык двигать вверх-вниз.
2. На опушке – большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
3. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.
Щепотью одной руки показать толстую ножку, ладонью другой – шляпку. Положение рук менять; то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много).
Язык сначала мягко присосать к твердому нёбу, затем напряженно (гриб растет).
4. У других грибов ножки тонкие.
Указательный палец одной руки – ножка, ладонь другой руки – шляпка; положение рук менять (поганок очень много).
5. Дерево растет.
Руки тянуть вверх, к солнышку.
Язык тянуть к носу.
6. Грибы растут.
Руки. См. пункт 3.
Язык то присосать к нёбу, то прогнуть «чашечкой».
7. Соберем грибы в корзины.
Пальцы рук переплетены «корзинкой».
Язык – «чашечкой».
8. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам.
Язык плавно двигать вперед-назад.
9. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения.
Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
10. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).
Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра «Грибочки»
Ребенок прокатывает мяч-прыгун или массажный мячик по спира-ли, пальцами правой, затем— левой руки. Движения с речью:
Хочет белка все грибочки
Поразвесить на сучочки,
Чтоб, когда придет зима,
Вдоволь кушала она.
Игра «Хоровод»
Используется подставка под горячее с клеточками или клавиату-ра. Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам (пуговицам), на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы
стоят. (Грибы.)
Рисование гриба (пальчиками, пуговицами).
Тема «Овощи»
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый удар-ный слог – разминание фаланги одного пальца, направление массаж-ных движений – от ногтевой фаланги-подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(разминать указательный палец)
Перец, томат, кабачок,
(средний палец)
Тыква, капуста, картошка,
(безымянный палец)
Лук и немного горошка.
(мизинец)
Правая рука:
Овощи мы собирали.
(разминать мизинец)
Ими друзей угощали,
(безымянный палец)
Квасили, ели, солили,
(средний палец)
С дачи домой увозили.
(указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Язык двигать вверх-вниз.
2. Подошли к огороду.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить.
Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На опушке леса растут помидоры.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять.
Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
4. Помидоры соберем в корзину.
Пальцы рук переплетены «корзинкой».
Язык – «чашечкой».
Пальчиковая игра «У Лариски две редиски»
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («поду-шечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги:
У Лариски - две редиски,
У Алешки - две картошки,
А у Вовки - две морковки,
А у Петьки - две редьки.
Игра «Капуста»
Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками на клавиатуру (пуговицы), сопровождая произнесение стиха:
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
Тема «Ягоды». Самомассаж рук
Ребенок катает грецкий орех (каштаны, воздушный шарик, наполнен-ный мелкими камушками) между ладонями (по кругу), приговаривая:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Язык двигать вверх-вниз.
2. Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить.
Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На полянке растет малина.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять вверх.
Язык вынуть и напряженно тянуть к носу.
4. Собираем малину в корзину.
Переплести пальцы «корзиной».
Язык – «чашечкой».
5. Дома сварим из малины варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху – жест одобрения.
Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам.
Плавное движение широким языком вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони «лодочкой». Руками делать волнообразные движения.
Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягивать язык вперед и убирать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).
Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра «В лес идем мы погулять»
Лес – решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Рисование (пальчиками, веревочками).
Тема «Дикие животные»
Самомассаж ладоней
Мочалками для чистки раковин, щеткой для волос – на ударные слоги.
Гладила мама ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат».
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Язык двигать вверх-вниз.
2. Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить.
Рот открыть, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На опушке большое-большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
4. Вот крона дерева.
Пальцы чуть согнуть.
Язык – «чашечкой».
5. На дереве дупло. В нем живет белка. Она то выглядывает из дупла, то прячется.
Руки соединить ребрами ладоней «чашечкой».
Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны.
Язык «чашечкой» двигать вверх-вниз и попеременно в стороны или убирать за зубы.
Пальчиковая игра «В зоопарке»
Используется решетка для раковины, мыльница (плоская) с шипа-ми. Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам на каждый ударный слог стиха делать шаг.
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд -
Медвежат, волчат, бобрят.
«Загадки»
Клавиатура (пуговицы) и мяч-прыгун. Ребенок, прокатывая мяч по пуговицам пальцами правой (левой) руки, сопровождает игру загадками.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж.)
* * *
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимою спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь.)
* * *
Что за зверь лесной
Встал, как столбик,
под сосной
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
У косого нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Не нужна ему нора,
А от голода – кора. (Заяц.)
Тема «Семья»
Самомассаж пальчиков
- массаж «четками» – перебирание бус («четок»), считать количество бус (в прямом и обратном порядке);
- воздушными шарами-«шалунами» (наполнители – соль, мука, рис, мелкие камушки) массировать пальчики, приговаривая:
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
Чтобы его узнать -
Надо вслух назвать. (Имя.)
Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.
Язык двигать вверх-вниз.
2. Подошли к опушке – ровной-ровной, гладкой-гладкой.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить.
Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. На опушке – большое дерево. Вот его ствол.
Локти, ладони соединить, пальцы поднять вверх.
Язык высунуть и напряженно тянуть к носу.
4. Вот крона дерева.
Пальцы чуть согнуть.
Язык – «чашечкой».
5. Крона состоит из веток и листьев.
Пальцы напряженно вытянуть и широко расставить.
Ладони соединить «чашечкой».
Язык – «чашечкой».
6. Листья так весело играют с ветерком летом, а осенью опадают.
Пальцы широко расставить и попеременно двигать.
Кисти расслабить, руки свободно опустить.
Язык двигать вверх-вниз (со скругленными краями), затем расслаблено опустить на нижнюю губу.
7. Вот корни дерева.
Кисти рук тыльной стороной соединить у запястья, пальцы напряженно тянуть вниз.
Язык напряженно тянуть вниз.
Пальчиковая игра «Кто живет в моей квартире»
Квартира – решетка для раковины или подставка под горячее (с клеточками). «Ходить» указательным и средним пальцами по клее-точкам, на каждый ударный слог стиха делать шаг. Можно «ходить» в любом направлении одной, другой, обеими руками.
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять -
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра,
Бабушка, дедушка и я -
Вот и вся моя семья.
«Пальчик-мальчик» – две пробки от пластиковых бутылок положить резьбой вверх или взять две большие пуговицы с углублением. На них поставить указательный и средний пальцы. Двигаться, делая шаг на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, дву-мя руками одновременно (4 пробки).
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Игра «Моя семья»
Используются «забавные узелки» на веревке (12 шт.). Перебирать узелки пальцами, на каждый узелок называть членов своей семьи.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
Игра «Поиграем в пальчики»
Бельевой прищепкой (проверить, чтобы не была слишком тугой) по-очередно «кусать» ногтевые фаланги («подушечки») на ударные сло-ги стиха от большого пальца к указательному, среднему, безымян-ному, к мизинцу правой руки, затем левой.
Большаку дрова рубить,
А тебе воды носить,
А тебе печь топить,
А тебе тесто месить,
А малышке песни петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики с использованием бельевой прищепки, зубной щетки, аппликатора).
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, (Загибать пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«шагать» по столу средним и указательным пальчиками)
«У Лариски—две редиски»
У Лариски—две редиски. (По очереди разгибать пальчики из
У Алешки—две картошки. кулачка, начиная с большого.
У Сережки-сорванца— Сначала на одной руке, затем—на
Два зеленых огурца. обеих руках)
А у Вовки—
Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
«Компот»
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой руки
«мешать»)
Будем яблоки крошить, (Загибать пальчики по одному, начи-
Грушу будем мы рубить. ная с большого)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варить» и «мешать»)
Угостим честной народ.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются»,
начиная с больших)
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и
средними пальцами по столу)
За черникой, (Загибать пальчики, начиная с боль-
За малиной, шого)
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
«Игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопать в ладоши и
Куклы Катины сидят: стучать кулачками)
Два медведя, Буратино, (Загибать поочередно все пальчики)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибать поочередно все пальчики)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопать в ладоши и
Мы игрушки сосчитать. стучать кулачками)
«Аленка»
Аленка-маленка (Хлопок ладонями, удар кулаками
Шустра, быстра: друг о друга—2 раза)
Воды наносила, (Загибать пальчики по одному,
Сарафан дошила, начиная с большого)
Носок довязала,
Ягод насбирала,
Песню допела,
Везде поспела. (Хлопок ладонями, удар кулаками
В охотку ей дело. друг о друга—2 раза)
«Гномики-прачки»
Жили-были в домике (Сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (Загибать пальчики, начиная с боль-
ших)
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибать пальчики, начиная с ми-
зинцев)
Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга)
Токи—рубашки, (Загибать пальчики, начиная с боль-
Пики—платочки, ших)
Лики—штанишки,
Чики—носочки.
Мики умница был,
Всем водичку носил.
Пальчиковая гимнастика
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и
Сколько обуви у нас. удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви заги-
Для Наташки и Сережки, бать по одному пальчику, начиная с
Да еще ботинки большого)
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (Загибать пальчики, начиная с
большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире. (Сжимать и разжимать кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибать пальчики, начиная с
А в буфет поставим чашку. большого)
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопать в ладоши и
Много мебели в квартире. стучать кулачками)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга,
хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой
по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, (Загибать пальчики по одному,
Ложку начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (Загибать пальчики по одному,на-
Ковшик тоже развалился, чиная с большого)
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали—
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга,
хлопок в ладоши; повторить)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибать пальчики, начиная с
большого)
Мы с тобой снежок («Лепить», меняя положение
слепили. ладоней)
Круглый, крепкий, (Показать круг, сжимать ла-
очень гладкий дони вместе, гладить одной ла-
донью другую)
И совсем-совсем не (Грозить пальчиком)
сладкий.
Раз—подбросим. (Смотреть вверх, подбрасывать
воображаемый снежок)
Два—поймаем. («Поймать» снежок)
Три—уроним и …сломаем. («Уронить» и «сломать»)
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли («Идут» по столу указательные
гулять. и средние пальчики)
Бабу снежную лепили, («Лепить» комочек двумя ладо-
нями)
Птичек крошками («Крошить хлебушек» всеми
кормили, пальчиками)
С горки мы потом (Вести указательным пальцем
катались, правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то од-
ной, то другой стороной)
Все в снегу домой (Отряхивать ладошки)
пришли.
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой лож-
кой; руки под щеку)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке (Ритмично сжимать и разжи-
нашей мать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибать по одному пальчику)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимать и разжимать
кулачки)
«Елочка»
Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из
больших пальцев—верхушка
«елочки»)
Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчи-
ки выставлены)
Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх,
вниз)
Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и
среднего пальцев; обе ладони
сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы рас-
правлены; средний и указатель-
ный пальцы стоят на столе)
«Уточка»
Шла уточка бережочком, («Идти» двумя пальчиками по
столу, переваливаясь)
Шла серая по крутому.
Вела деток за собою,
И малого, и большого, (Загибать безымянный палец;
большой палец)
И середнего, и меньшого, (Загибать средний палец; ми-
зинец)
И самого любимого. (Загибать указательный палец)
«Теленок»
Бу-бу, (Попеременно стучать кулач-
ками и ладошкам по столу)
Я рогатый. («Рожки» из пальчиков)
Бу-бу,
Я хвостатый. («Хвостик» из руки—за спину)
Бу-бу,
Я ушастый. («Ушки» из ладошек)
Бу-бу, (Попеременно стучать кулач-
Очень страшный. ками и ладошками по столу)
Бу-бу,
Испугаю. (Хлопки)
Бу-бу,
Забодаю. («Бодается»)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары ку-
Продает она орешки. лачками друг о друга попере-
менно)
Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчи-
Воробью, синичке, ку, начиная с большого)
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями
Кому в зобок, и удары кулачками)
Кому в лапочку.
«Что принес нам почтальон?»
Что принес нам почтальон? (Сжимать и разжимать ку лачки)
С толстой сумкой ходит он. («Шагать» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету, (На каждое наименование загиба-
В бандероли—две кассеты ют по одному пальчику, начиная с
И письмо от тети Вали большого)
Чтоб ее приезда ждали.
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня: (Хлопать в ладоши и ударять кулач-
ками друг о друга попере менно)
Паровоз, и два коня, (Загибать пальчики на обеих
Серебристый самолет, руках)
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран—
Настоящий великан.
Сколько вместе? (Хлопать попеременно в ладо ши и
Как узнать? ударять кулачками друг о друга)
Помогите сосчитать!
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, (Показать руками круглое сол-
Золотое донышко. нышко)
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, («Побежали» пальчики по сто-
Прилетели сто грачей, лу; взмахи руками—«летят»)
А сугробы тают, тают, (Показ руками вниз)
А цветочки подрастают. (Тянуть руки вверх)
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая (Ритмичные хлопки в ладоши и
Да веселая. удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят, (Загнуть большие пальцы на
обеих руках)
Два учиться хотят, (Загнуть указательные паль-
цы на обеих руках)
Два Степана у сметаны (Загнуть средние пальцы)
Объедаются.
Две Дашки у кашки (Загнуть безымянные пальцы)
Питаются.
Две Ульки в люльке (Загнуть мизинцы)
Качаются.
«Козочка»
Я козочка Ме-ке-ке, («Идут» средний и указательный
Я гуляю на лужке. пальцы по столу)
Острые рожки, (Показать «рожки»)
Тоненькие ножки.
На самой макушке— (Ладошками показать «ушки»)
Бархатные ушки.
Язык полотняный, (Показать язык «лопатой»)
Хвостик конопляный… (Рукой показать «хвостик»)
Как прыгну—сразу забодаю. («Бодается»)
«Дудочка»
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, (Пальцы обеих рук сложены в колечки и
Потерял пастух дуду. поднесены ко рту; дети выполняют
круговые движения—«играют на дудоч-
ке»)
А я дудочку нашла, (Ритмичные удары в ладоши и кулачка-
Пастушку я отдала. ми друг о друга попеременно)
--Ну-ка, милый («Идут» указательный и средний паль-
пастушок, чики по столу)
Ты спеши-ка на лужок. (Ритмичные удары в ладоши и кулачка-
Там Буренка лежит, ми друг о друга попеременно)
На теляток глядит.
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашу варить, (Указательным пальцем правой руки
Сашу кашей кормить. «варить кашу» на левой ладошке)
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, (На каждую строку большой палец
Милая касаточка, «здоровается» дважды с одним паль-
Ты где была, чиком, начиная с указательного,--сна-
Ты с чем пришла? чала на правой, потом на левой руке)
--За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну.
«Пчела»
Прилетела к нам вчера (Махать ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (На каждое название насекомо-
И веселый мотылек, го загибать один пальчик)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делать кружочки из пальчи-
ков и подносить к глазам)
Пожужжали, полетали, (Махать ладошками)
От усталости упали. (Ронять ладони на стол)
«Жил да был один налим»
Жил да был один налим, (Плавные движения сложенными ладош-
ками, имитирующие движения плавников
Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты порознь)
Прилетали к ним три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладоня-
По четыре раза в сутки ми)
И учили их считать: (Сжимать и разжимать кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики, начиная с большого)
«Грибы»
На полянке—толстячок. (Правая рука сжата в кулак и поднята
перед собой)
Белый гриб—боровичок. (Ладонь левой руки накрывает кулак
правой)
А под ним, дрожа немножко, (Левая рука остается, правую убираем)
Подняла улитка рожки. (Указательный и средний пальцы пра-
вой руки подняты, большой палец при-
держивает остальные, можно слегка
повращать рукой)
«Овощи»
Словно красный светофор (Развести полукругом пальцы обеих рук
В огороде помидор. и соединить одноименные пальцы—
«помидор»)
И зеленый огурец— (Развести руки в стороны, показывая
Очень длинный молодец! длину воображаемого огурца)
С грядки мы умеем ловко (Пальцы каждой руки собраны в ще-
Дергать рыжую морковку. Поть, поочередно поднимаем руки—
«дергаем морковку»)
Назови маленький:
-помидор—помидорчик, огурец--…, морковь--…
«Фрукты»
Я не бью баклуши— (Левая рука полукругом перед грудью--
Собираю груши! «корзина», правая—«рвет груши с де-
рева и кладет в корзину»)
Яблоки сорву— (Смена рук)
Друга позову.
Чищу я банан— (Левая рука «держит банан», правая—
«чистит»)
Другу тоже дам! (Протянуть вперед руку с «бананом»)
Назови каким цветом:
-банан—желтый, груша--…, яблоко--…
«Осень»
Осень золотая под зонтом (Правая рука перед грудью, сжата в
гуляет, кулак—«держит зонтик»)
Под дождем гуляет— («Гуляем» указательным и средним
листья собирает: пальцами левой руки)
Лист березовый (5), (Загибаем поочередно пальцы правой
Кленовый (4), руки по номерам)
Вот—рябиновый (3),
Дубовый (2)
И осиновый—багровый (1).
Назови каким цветом: туча—синяя, дерево--…, зонт--… .
«Игрушки»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем—разжи-
маем пальцы обеих рук)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперед—«бросаем
мяч»)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз пооче-
редно кладем друг на друга несколько
раз)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскры-
той кистью правой руки—«катаем
машинку»)
Расскажи, как играют с этими игрушками:
- мяч—бросают, ловят, катают,…,
- пирамидку--…, …,…
- машинку--…, …,…
«Одежда»
Мы наденем шапки, (Показываем на голову, шею и руки)
Шарфики, перчатки.
Можем мы немножко (Левая рука на животе, правая дви-
Застегнуть застежки, жется от живота к шее—«застеги-
ваем молнию»)
Обувать на ножки (Показываем на ноги)
Яркие сапожки.
Назови ласково:
- шапка—шапочка,
- куртка--…,
- сапоги--… .
«Дикие животные»
Зайка—ушки на макушке— (Руки у висков, указательные и сред-
ние пальцы выпрямлены—«ушки»)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди—«ска-
чет»)
Шел за ним колючий ежик, (Переплели пальцы и пошевелили)
Шел по травке без дорожек,
А за ежиком—краса— (Плавные движения руками перед
Рыжехвостая лиса. собой)
Расскажи, какие они:
- заяц—серый, пушистый,…
- еж--…, …, …
- лиса--…, …, …
«Птицы»
(На правой руке поочередно соединяем все пальцы с большим)
(1-2)—большой с указательным, (1-3)—большой со средним, (1-4)—большой с безымянным, (1-5)—большой с мизинцем
1-2 1-3 1-4 1-5 1-5 1-4 1-3 1-2
Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве,
(На левой руке поочередно соединяем все пальцы с большим)
1-2 1-3 1-4 1-5 1-5 1-4 1-3 1-2
И среди больших лугов, Мух зеленых и жуков.
Скажи «один—много»:
-дятел—дятлы, ворона--…, воробей--… .
«Домашние животные»
Добрая корова (Руки перед собой, пальцы полусогну-
Молоко дает. ты, поочередно поднимаем-опускаем
кисти—«доим корову»)
Мышку съест и снова (Хватательный жест правой рукой-
«ловим мышь»)
Кошка морду трет. (Умываемся как кошка)
Пес других смелее— (Локти прижаты, руки перед собой
Дом он стережет. ладонями вниз, пальцы слегка согнуть
и растопырить)
Каждый—как умеет— (Две руки пожимают друг друга)
Пользу принесет.
Назови ласково:
- корова—коровушка,
- кошка--…
- собака--…
«Домашние птицы»
(Самомассаж подушечек пальцев: большой палец ставится на но-
готь массируемого пальца, а указательный и средний—под подушеч-
ку снизу. На каждое слово—разминание подушечки одного пальца. Начинаем с мизинца)
5 4 3 2 1
Вот проснулся, встал цыпленок сам.
5 4 3 2 1
Пальцы щиплет он спросонок нам.
Скажи «один—много»:
- Яйцо—яйца
- Цыпленок--…
- Курица---…
- Петух---…
«Зима»
Снег зимой летает, (Опускаем руки ладонями вниз, ше-
лим пальцами)
Тихо отдыхаем. (Руки ладонями вниз разводим в сто-
роны)
Я его жалею (Одна ладонь накрывает другую--
И в ладонях грею. «лепим снежок»; дуем на руки)
Назови ласково:
- Зима—зимушка,
- Снег--…,
- Снеговик--…
«Новый год»
К нам приедет Дед Мороз, (Гладим подбородок—«поглажива-
ем бороду»)
Привезет подарков воз. (Рисуем руками полукруг)
И конфеток два мешка--- (Обе руки перед собой ладонями
вверх)
Для меня и для дружка. (Сначала прижимаем правую руку к
груди, затем отводим в сторону—
«показываем на друга»)
Расскажи, какие они:
- Елка—зеленая, колючая,
- Шарик--…, …,
- Мешок с подарками--…, …
«Части тела»
(Самомассаж подушечек пальцев: большой палец ставится на но-
готь массируемого пальца, а указательный и средний—под подушеч-
ку снизу. На каждые две строчки стиха—разминание одного пальца. Начинаем с большого)
1 3
Это—пальчик мой большой, Это—пальчик средний,
Он с широкою душой. Выше, чем соседний.
2 4
Это—указательный, Это—безымянный,
Умный и внимательный. Он немножко странный.
5
И мизинчик маленький,
Смелый да удаленький.
Сосчитай, сколько у тебя:
- Глаз,
- Носов,
- Ушей,
- Пальцев на руке, пальцев на ноге.
«Транспорт»
Вот на небо самолет (Прямая кисть «взлетает» вверх)
Отправляется в полет.
Вот кораблик поплывет, (Одноименные пальцы, кроме боль-
Носом волны разведет. ших, соединены подушечками, про-
тягиваем руки вперед)
А от самого порога (Руки перед собой сжаты в кулаки
Для машин идет дорога. и движутся по кругу—«крутим
руль»)
Расскажи, что
- Едет--…
- Плавает--…
- Летает—
«Мебель»
Это стул, на нем сидим. (Указательный палец и мизинец—
вверх, остальные пальцы вместе—
вперед)
Это стол, за ним едим. (Руки напротив друг друга, пальцы
согнуты под прямым углом)
Вот кровать, на ней мы спим. (Прямые пальцы одной руки упира-
ются в кулак другой руки)
Назови маленький:
- Стул—стульчик,
- Стол--…
- Кровать--…
«Посуда»
Мясо резали ножом, (Прямая ладонь ходит вперед-назад)
Вилочкою брали. (Указательный и средний пальцы вы-
прямлены, остальные придержива-
ются большим)
Сели чай попить вдвоем, (Левая рука с полусогнутыми паль-
цами—«чашка»--описывает полу-
круг и ставится на ладонь правой—
«блюдце»)
Сахар размешали. (Левая рука остается «чашкой»,
вращаем над ней указательным
пальцем правой руки—«размеши-
ваем сахар в чашке»)
Назови маленький:
- Нож—ножик,
- Вилка--…
- Ложка--…
- Чашка--…
- Блюдце--…
- Поварешка--…
«Защитники Отечества»
Вот верхом сидят, смотри, (Ноги на ширине плеч, руки перед
собой, пальцы сжаты—«держим
поводья»)
Русские богатыри. (Показали бицепсы)
Шлем у них до самых плеч, (Руки подняли над головой, соеди-
нили «домиком» и опустили на
плечи)
Есть кольчуга, щит и меч. («Кольчуга»--соединили большие
и указательные пальцы «колечка-
ми», «щит»--рисуем в воздухе овал
«меч»--ставим кулак на кулак)
Для чего были нужны шлем, щит и меч?
(Если ребенок не справляется, объясните сами)
«Профессии»
Детишки ходят в сад, (Указательный и средний пальцы
«идут»)
Им воспитатель рад. (Разводим руки в стороны)
Им повар варит суп, (Вращательные движения правой
Чтоб были сыты тут. рукой, кисть наклонена—«поме-
шиваем суп»)
А если скажешь: «Пчи!»-- (Показываем стетоскоп: указа-
Придут лечить врачи. тельные и средние пальцы «идут»
от ушей, и руки соединяются на
груди)
Что делает:
-воспитатель--…
-повар--…
-врач--…
«Мамин день»
Мне сегодня просыпаться, (Пальцы обеих рук, сжатые в ще-
поть, резко раскрыть на уровне
глаз)
Подметать и улыбаться, (Руки перед собой: левая как буд-
то держит совок, а правая—под-
метает)
Чашки мыть совсем не лень— (Руки перед собой: левая полукру-
гом согнута—в ней «чашка», а
кистью правой вращаем—«моем»
Потому, что мамин день! (Рисуем в воздухе большую
цифру 8)
Назови:
-праздник мамы—мамин,
-праздник бабушки--…
-праздник дочки--…
«Семья»
(Загибаем пальцы по одному)
1 2 3 4 5
Деда с бабой, мама с папой, брат,
(Смена рук)
5 4 3 2 1
Сестра и я—вот моя семья!
Назови имена всех членов своей семьи.
«Ранняя весна»
Стало солнце пригревать, (Рисуем в воздухе указательным
пальцем круг)
И набухли почки. (Соединили ладони—касаются
только подушечки пальцев и за-
пястья, пальцы полусогнуты)
Скоро выйдут из земли (Не меняя положения, поднимаем
руки)
Первые цветочки. (Разводим пальцы в стороны)
Подскажи словечко.
Пригревает…(солнышко).
Тают…(снега, сосульки).
Появляются…(цветочки).
«Первоцветы»
Только-только на земле (Руки ладонями вниз разводим в
След растаял снежный, стороны)
А уже кивает мне (Сгибаем-разгибаем ладони)
Первый листик нежный.
Измени слово.
На солнце растут одуванчик, подснежник, нарцисс. В тени нет оду-
ванчика,…,… .
«Возвращение птиц»
Как снега растают— (Руки ладонями вниз разводим в
стороны)
Птицы прилетают, (Машем руками, как крыльями)
Гнезда вьют из веток (Соединили руки ладонями вверх,
пальцы полусогнуты—«гнездо»)
Для птенцов, для деток. (Пальцы переплетены, сгибаем-
разгибаем пальцы)
Скажи «один-много»:
- Гнездо—гнезда,
- Яйцо--…
- Птенец--…
«Космос»
Мы встали—солнышко восходит. (Поднимаем руки вверх)
Ложимся спать—луна встает, (Ладони под щеку)
А с нею звездочки приходят (Пальцы сложены в щепоть, ука-
зываем «в разные точки неба»)
И ночью водят хоровод. (Описать руками круг перед со-
бой)
Измени слово.
На небе есть солнце, звезды, луна.
На небе нет солнца,…, …, …. .
«Животные жарких стран»
Вместо носа носит он (Тянем руку от носа вверх—по-
Длинный хобот—это слон! казываем хобот)
Как ни мни ты черепашку— (Мнущие движения пальцами)
Не сомнешь ее рубашку!
Не большая голова— (Взяться за голову, затем рука-
Просто грива есть у льва. ми показать гриву)
Сравни. Кто больше: слон или лев?
Кто меньше: лев или черепаха?
«Насекомые»
Жук жужжит, жужжит, жужжит (Правая ладонь движется по
И по веточке бежит. левой, перебирая пальцами)
Вот комар к нему летит (Средний палец согнуть, ос-
И звенит, звенит, звенит. тальные—прямые, кисть дви-
жется вперед, покачиваясь
влево-вправо)
А трудяга муравей (Руки на плечо—как будто
Груз несет для всех друзей. взваливаем груз на спину)
Назови ласково:
- Жук—жучок,
- Комар--…
- Муравей--…
«Цветы»
По полянке ходишь ты— («Ходим» указательным и
средним пальцами)
Расцвели вокруг цветы. (Показать круг рукой, рука ла-
донью вверх)
Белокрылые ромашки, (Рука ладонью вверх,пошевелить
растопыренными пальцами)
Васильки, тюльпанов чашки. («Васильки»--пальцы собрать в
щепоть, затем резко развести
пальцы в стороны; «тюльпаны»
пальцы собрать «чашечкой»)
Измени слова: одна ромашка—много ромашек, один василек—много васильков, один тюльпан—много тюльпанов.
«Город»
Я по лестнице иду, («Идем» указательным и средним
пальцами «по лестнице»)
Свой этаж я сам найду. (То же самое другой рукой)
Там, я знаю, дверь моя, (Рисуем в воздухе прямоугольник)
Сам ее открою я. (Изображаем «поворот ключа» и
«открываем дверь»)
Сосчитай.
- Сколько дверей в доме?
- Сколько этажей?
- Сколько окон на каждом этаже?
«Лето»
Нет ни шубы, ни берета— (Положить обе руки на грудь,
затем провести одной рукой по
голове)
Потому что греет лето. (Руки развести в стороны и
опустить вниз)
Убираем рукавицы— (Одной ладонью проводим по
другой—«снимаем рукавицы»)
Будем плавать, веселиться! (Движения руками как при пла-
вании брассом, затем кисти
вверх и повращать)
Нарисуй грибы, цветы и бабочки.
Вспомни, что ты делал прошлым летом. Помечтай и расскажи, чем бы ты хотел заняться этим летом.
Упражнения с массажными мячиками
Перед тем, как проводить с ребенком комплекс представленных упражнений, необходимо познакомить его с названием частей ладони и пальцев.
Следить, чтобы при выполнении упражнений для рук, пальцы обеих рук находились всегда в сомкнутом состоянии, плечи не поднимались. Желательно, чтобы на ребёнке была одежда с коротким рукавом. Когда взрослый показывает комплекс упражнений для рук необходимо снять с запястья часы и кольца с пальцев.
Упражнения показывать в среднем темпе, акцентируя внимание ребенка на некоторые нюансы при их выполнении.
Эти комплексы упражнений способствуют развитию у детей мелкой моторики рук, которая в свою очередь, напрямую связана с развитием речи. Как говорил В. Сухомлинский «…источник знаний находится на кончиках пальцев».
Комплекс 1 Упражнения для рук
Упражнение 1
Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть друг к другу полукругом. В одну из них вложить мячик (мячик должен быть по размеру ладошки ребёнка). Перекидывать мячик из одной руки в другую, сохраняя положение ладошек. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.
Упражнение 2
Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Ладошки повернуть вверх, приняв положение “лодочки”. В одну из ладошек вложить мячик. Перекидывать мячик из одной ладошки в другую, постоянно удерживая исходное положение «лодочка». Когда идет перекидывание мячика, ладошку, которая делает бросок, необходимо слегка поворачивать и стараться, мячик высоко не подкидывать. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.
Упражнение 3
Описание упражнения. Ладошку сделать «лодочкой». В неё вложить мячик. С силой сжать ладошку с мячиком. Затем ладошку разжать. На руке должны остаться вмятинки от колючек мячика. Следить за тем, чтобы ребенок старался сжимать мячик одной рукой. Упражнение повторить 8-10 раз одной рукой, потом тоже повторить другой рукой. Потом можно предложить выполнить это упражнение двумя руками сразу же.
Примечание. Чтобы ребенок понял, с какой силой необходимо сжимать мячик, взрослый сначала сам выполняет это упражнение, демонстрируя ребенку вмятинки на своей ладошке от колючек мячика. Обратите внимание ребенка на то, что при правильном выполнении этого упражнения, ему будет больно. Это делается для того, чтобы ребёнок почувствовал момент, когда у него рука напряжена (сжимает мячик и при этом ему больно), а когда рука расслаблена и мячик свободно лежит в ладошке.
Упражнение 4. «Скатаем шарик»
I вариант
Описание упражнения. Обе руки локтями прижать к себе. Пальцы ладошек плотно сжаты друг с другом и напряжены. На левую ладошку положить мячик, сверху прикрыть его другой ладошкой. Делать круговые движения верхней ладошкой по нижней как при лепке шарика из пластилина.
Примечание. Следить, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. Упражнение выполнять внутренней частью ладошки, а не пальцами!!! Затем поменять положение рук.
II вариант
Описание упражнения. Локти поставить на стол, ладошками напротив друг друга. Между ними вложить мячик. Делать движения обоими ладошками вверх-вниз.
Примечание. Следить, чтобы пальцы обеих рук были сжаты плотно друг с другом и напряжены. При выполнении упражнения локти держать на столе. Упражнение выполнять в одинаковом темпе. Как только упражнение будет усвоено ребёнком, темп его выполнения можно ускорить.
Упражнение 5
I вариант
Локоть левой руки прижать плотно к себе, кисть руки развернуть ладошкой вверх. Пальцы плотно сомкнуты между собой. Положить на ладошку мячик, второй рукой накрыть мячик. Пальцы верхней ладошки плотно сжаты между собой. Производить движения верхней ладошкой вперёд-назад по длине всей ладони. Следить, чтобы во время выполнения этого упражнения у ребенка не поднималось плечо. То же повторить другой рукой.
Примечание. Упражнение выполнять не торопясь, с хорошей амплитудой движения.
II вариант
Такие упражнения проводятся, когда мячик катают по тыльной стороне ладони. При этом ладошка лежит на столе, тыльной стороной кверху.
Упражнение 6. «Горка»
I вариант
Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.
II вариант
Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху.
Комплекс 2 Упражнения для ног (выполняются сидя на стуле)
Упражнение 1
I вариант
Снять с ног обувь. Мячик положить на пол. Одну ногу положить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Катать мячик ногой вперед-назад, не торопясь. Затем, то же движение выполняется другой ногой.
Примечание. Это упражнение можно выполнять двумя ногами, катая мячик поочередно, либо обеими ногами одновременно.
II вариант
Снять с ног обувь. Мячик положить на пол. Сесть ровно, спину прижат ь к спинке стульчика. Одну ногу поставить сверху мячика. Другая нога стоит плотно на полу. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Делать круговые движения одной ногой, затем другой.
Упражнение выполняется в медленном темпе с хорошей амплитудой движения.
Примечание. Это упражнение можно выполнять двумя ногами сразу же либо поочередно, либо обеими ногами одновременно.
III вариант
Снять с ног обувь. Мячик положить на пол. Сесть ровно, спину прижать к спинке стульчика. Обе ноги поставить на мячик. Выполнять движения обеими ногами вперед-назад.
Упражнение 2. «Горка»
Снять с ног обувь. Сесть на стульчик. Одна нога стоит плотно на полу, а другая прямо выставлена вперед, носок вытянуть. Мячик взять в противоположную от выставленной ноги руку. Этой рукой начать поднимать мячик по ноге вверх. Накрыть мячик рукой и подержать его на счет до 5, затем «спустить» его по горке вниз. То же упражне-ние повторить с другой ногой. Затем увеличить счет до 10. Упражне-ние выполняется не торопясь, с хорошей амплитудой движения.
Комплекс 3 Упражнения для рук
Упражнение 1
Описание упражнения. Обе руки локтями плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять круговые движения сначала кистью одной руки, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Круговые движения выполняются к себе и от себя. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо.
Примечание. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками одновременно.
Упражнение 2
Описание упражнения. Обе руки локтям и плотно прижать к себе. Взять мячик в одну руку. Выполнять движения кистью руки вперёд-назад, затем мяч переложить в другую руку и выполнять то же упражнение. Движения выполнять медленно, не торопясь. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения, темп можно увеличить. Следить, чтобы ребенок не поднимал плечо.
Примечание. Когда ребенок усвоит правильность выполнения упражнения одной рукой, можно ему предложить выполнить то же упражнение двумя руками поочередно, либо одновременно.
Руки при выполнении некоторых упражнений можно ставить на стол. Высота стола должна быть такой, чтобы ребенок сидел за столом ровно, не горбясь.
Упражнение 3
Дети сидят на стульчиках друг за другом. Мячик держат в правой руке. Делать круговые движения по спине впереди сидящему ребенку. Затем дети поворачиваются в другую сторону.
Примечание. Упражнение можно выполнять сидя на ковре, сложив ноги «по-турецки» (возраст: 6–7 лет).
Комплекс 4 Упражнения для рук
1.Катать мячик между ладошками сначала в медленном, затем в быстром темпе.
2.На счет до пяти сжимать мячик сначала в правой ладошке, затем в левой и, наконец, двумя ладошками.
3.Катать левой рукой по ладошке мячик вперед-назад сначала в медленном темпе, затем в быстром. Аналогично выполнять правой рукой.
4.Левую ладошку раскрыть и повернуть в сторону. По пять раз ударять мячиком по пальцам, начиная с большого, затем столько же раз по центру ладошки. То же самое выполнять правой рукой.
5.Мячик поочередно прикатить к пальцам левой руки под счет до пяти, начиная с большого. Дойдя до мизинца, вернуться к большому пальцу. То же самое выполнять с пальцами правой руки.
6.Осуществлять круговые движения мячиком по левой ладошке сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки под счет до пяти. Аналогичную работу проводить с правой рукой.
7.Тыльную сторону кисти руки положить на стол. Пальцы расставить в разные стороны. Мячик катать вперед-назад по каждому пальцу, начиная с большого. Дойдя до мизинца, аналогичными движениями вернуться к большому. Работает сначала левая, затем правая ладошка.
8.Мячик положить на стол и удерживать правой рукой. Каждым пальцем левой руки, начиная с большого, с усилием нажимать на мячик. Упражнение повторить с пальцами правой руки.
9.Массажный мячик катать по столу вперед-назад под счет до пяти, затем пять раз ритмично нажимать ладошкой на мячик.
10.Удерживая мячик в правой руке, на счет до пяти выполнять вращательные движения кистью руки сначала против часовой стрелки, потом по часовой стрелке.
11.Массажный мячик положить на стол. Всеми пальцами правой руки ухватить его, поднять над столом, затем опустить на стол и разжать пальцы рук. Упражнение повторить левой рукой, затем одновременно обеими руками.
12.Мячик удерживать в левой руке, раскрыв пальцы правой руки. Передать на весу мячик в правую руку и раскрыть пальцы левой руки. Упражнение повторить под счет до десяти сначала в горизонтальном, затем в вертикальном положении.
13.Поглаживающими движениями двигать мячик от центра ладошки к пальцам, затем от пальцев к центру ладошки сначала правой руки, затем левой.
14.Левую ладошку с собранными вместе пальцами удерживать на весу. Проводить мячиком вперед-назад по тыльной стороне левой руки, потом правой.
15.Мячик удерживать в левой руке между большим и указательным пальцами. Под счет до пяти сжимать его между пальцами. В ходе упражнения мячик удерживать и сжимать поочередно всеми пальцами руки.
16.Мячик положить на стол между двумя руками. Правой рукой поднять его над столом, опустить, положить правую руку рядом с мячиком. То же самое выполнить левой рукой. Упражнение выполнять сначала в медленном, затем в быстром темпе.
17.Два мячика положить на стол. Обхватить первый мячик всеми пальцами правой руки, положив левую руку на второй мячик, растопырив пальцы. Поднять правую руку с мячиком над столом, опустить, растопырив пальцы в стороны, придерживая ладошкой первый мячик. Далее обхватить второй мячик всеми пальцами левой руки, поднять над столом, опустить, растопырив пальцы в стороны, придерживая левой ладошкой мячик на столе. Упражнение выполнять в умеренном темпе, поочередно двигая правой и левой рукой.
18.Два мячика положить на стол. Ухватить левой рукой правый мячик за шипик, а правой рукой левый. Правую руку положить на левую. Переместить левый мячик в правую сторону, правый мячик—в левую. Повторить упражнение десять раз. Аналогичную работу проводить в положении, когда левая рука находится над правой.
19. Левую и правую руки положить на мячики, попеременно двигая ими вперед-назад. Далее вращать мячиками по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Пальцы рук растопырить.
20.Каждым пальцем правой руки вращать мячик сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Аналогичное упражнение выполнять пальцами левой руки. Далее вращательные движения осуществлять пальцами обеих рук в разных направлениях.
Пальчиковые игры с использованием колючего коврика
(аппликатора).
«Поглаживание»
Для игры можно использовать весь коврик, или разделить его на части. Погладьте одной ручкой, затем другой. Скажите, что коврик колючий, как ежик. Проделайте такие упражнения 4-5 раз.
«Перекаты»
Слегка надавите ручкой на коврик. Затем надавите ладошкой, а после пальчиками. Делайте перекаты на коврике с ладошек на пальчики, и наоборот, с пальчиков на ладошки. Проделайте упражнение 4-5 раз.
«Пианино». Задеваем коврик только кончиками пальцев. Отрывистые движения кончиков пальцев, как бы боясь уколоться. В музыке такое движение называется стоккатто.
Упражнение «Зайки».
Это упражнение включает в себя комплекс упражнений. Кроме того, это занимательно и интересно, так как сопровождается стихотворением.
На полянке, на лужайке
(отрывистые движения кончиками пальцев)
Целый день скакали зайки.
И катались по траве
(перекаты от ладошки к пальчикам и наоборот)
От хвоста и к голове.
Мимо змеи проползали,
(ребром руки изображаем ползущую змею)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
(поочередно каждой рукой гладим коврик)
Всех зайчат зайчиха мать.
Развивающие игры с фасолью.
«Какой формы?»
Игры с крупами развивают тактильные ощущения. Положите фасоль в чашку. Дайте ребенку чашку с крупой, пусть он перебирает фасолинки пальчиками. Скажите, что фасоль гладкая, овальная, прохладная, фасоль можно сыпать. Пусть ребенок пересыпает фасоль из ладошки в чашки.
С ребенком постарше усложняем занятие. Стимулируем его к более подробному и детальному описанию наводящими вопросами: «Крупа какая? Сыпучая? Гладкая? Шершавая? Прохладная? Круглая?»
Когда ребенок усвоит название круп и сможет соотносить форму с содержанием, усложните условия игры. Поместите несколько видов крупы в непрозрачные чашечки, или полотняные мешочки. Добавьте к фасоли другие знакомые крупы. Попросите ребенка на ощупь распознавать крупы, их названия. Пусть он постарается описать их.
«Дождик».
Покажите ребенку, что фасоль можно сыпать. Пусть ребенок сыпет фасоль, подняв руку над чашкой. Получается дождик из фасоли. Обратите внимание ребенка, что звук громкий и звонкий.
«Раз фасолька, два фасолька».
- Соедините 2 вида фасоли в одну чашку. Попросите ребенка разложить фасоль в разные чашки – белую в одну, а темную – в другую.
- При помощи игры с фасолью можно изучать такие понятия как много, мало, одинаково.
- С ребенком постарше можно играть в игры на счет. Попросите ребенка в одну чашку положить 2 фасолинки, в другую 3, а в третью чашку 2 белых и 3 темных. Так вы будите развивать в малыше мелкую моторику, а заодно и изучать счет.
«Сыпем, сыпем».
- Пусть ребенок рассыпает фасоль в разные чашки – это можно делать при помощи маленькой ложечки или руками, пальчиками. Пусть угостит курочку или петушка фасолью.
- Дайте ребенку маленькую бутылку, пусть он пальчиками или ложечкой накладывает туда фасоль. Потрясите бутылкой, получилась погремушка! Звук какой? Громкий!
«Прятки».
Спрячьте в фасоли какой-нибудь маленький предмет, например, игрушку из киндера. Попросите ребенка найти этот предмет в чашке с фасолью. Пусть ребенок спрячет ручки в фасоли, а вы будете их потихоньку откапывать.
«Фигуры».
- Постройте из фасоли дорожку для зайки или для другого персонажа.
- А можно одну дорожку построить длинную, а другую короткую.
- Сделайте цветочную полянку из фасоли.
- Из фасоли можно выкладывать разные геометрические фигуры.
Аппликации из геометрических фигур "Животные".
Аппликации из геометрических фигур очень разнообразны, и помогут вашему ребенку изучать фигуры, соотношение цвета, развивать фантазию, чувство пространства. Аппликацию следует выполнять в такой последовательности:
1. Вырезать из боковой части страничек шаблоны. По образцам изготавливаются детали для аппликации.
2. Из подготовленного набора цветной бумаги вырезать по шаблонам детали и прикрепить их на соответствующие части картинок.
Часть картинки можно раскрасить.
Кошка Мышка
Божья коровка Белка
Заяц Волк
Слоник Лиса
Медведь Собака
Лошадь
Приключения пальчиков на кухне
«Песчаные рисунки». Насыпьте на поднос немного муки – пусть малыш соз-дает шедевры своими ловкими пальчиками. Для этой игры лучше использовать однотонный поднос, а на художника надеть фартук.
«Кондитерский цех». Известно, что лепка очень полезна для развития мелкой моторики. Однако многим детям трудно лепить из пластилина, тут на помощь придет соленое тесто. И в отличие от пластилина у него масса преимуществ. Во-первых, соленое тесто абсолютно безвредно, и ребенок может утолить свое любопытство, попробовав его на вкус. Во-вторых, его легко убрать с пола, ра-бочей поверхности и одежды. В-третьих, тесто более податливо. Кстати, его то-же можно сделать цветным – достаточно только добавить немного пищевого красителя. Приготовить соленое тесто довольно просто: на 2 части муки возь-мите 1 часть мелкой соли и немного воды, по консистенции оно должно быть пластичным и однородным. Чтобы тесто не подсохло, накройте его целло-фаном. Изделия можно просто высушить и раскрасить, а можно запечь в духовке.
«Угадайка». Возьмите несколько знакомых ребенку фруктов и овощей и поло-жите в таз. Малышу завяжите глаза и предложите доставать их из таза и угады-вать на ощупь. Такая игра прекрасно развивает не только мелкую моторику, но и тактильные ощущения. В игру можно включить и предметы, например, чай-ную и столовую ложки, прихватку. Главное, чтобы ребенок мог назвать предмет.
Ребенку постарше можно доверить помогать маме в приготовлении блюд, на-пример, нарвать на мелкие кусочки зелень, почистить вареные яйца, положить несколько щепоток соли, вытереть блюдца. Такие действия помогают ребенку научиться манипулировать предметами, тренируют координацию движений и развивают в целом речь.
Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).Покройте тонким сло-ем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин.
Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручиваю-щиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детс-кого питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня.
Пальчиковые игры по лексической теме "Грибы. Лесные ягоды" в режиме дня с детьми средней группы развивают мелкую моторику, умение выполнять упражнения правой, левой и двумя руками. В конспект включены...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов, диалогов по темам.
Уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика, поэтому стимулировать речевое развитие детей путём тренировки пальцев рук очень важно....
Картотека логоритмических, пальчиковых игротренингов по лексическим темам.
Картотека логоритмических, пальчиковых игротренинговпо лексическим темам....