Картотека игр пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели
картотека по развитию речи (старшая группа)
комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_palchikovoy_gimnastiki_po_razvitiyu_rechi.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели
Старший дошкольный возраст
Сентябрь.
«Планета Земля – наш общий дом»
В темном небе звезды светят.
(сжимают и разжимают кулачки)
Космонавт летит в ракете
(ладони соединены под острым углом)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит
(указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз)
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
(зажимают по одному пальцу)
Видит он весь шар земной,
Шар земной-наш дом родной.
(ладонями изображает шар)
«Здоровье нашей планеты»
«Весёлый человечек.»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю.
(Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).
Разотру ладошки сильно,
(Растирают ладони.)
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
(Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.)
Руки я затем помою,
(Потирают ладони.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
(Складывают пальцы в замок.)
Октябрь
«Страна, в которой мы живем»
«Мы Тамбовчане»
«Я по городу хожу»
Я по городу хожу,
(Ходьба на месте)
Я про город расскажу.
Поликлиника, аптека,
(Сгибают пальцы на обеих руках)
Магазин, библиотека.
Много здесь жилых домов
(Разжимать по очереди пальцы)
И деревьев, и цветов.
Школа, детский сад, музей,
(Стучать пальчиком о пальчик)
Город нужен для людей.
(Хлопки)
«Мой дом»
«Дом»
На опушке дом стоит
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.
(Пальцы прижаты, ладони расставлены, -напоминают крышу дома. Сцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов «Мы ворота открываем…»- ладони разводить в стороны, затем быстро соединять).
«Семья, друзья»
«Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потекши ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потекши ребенок хлопает в ладоши)
Ноябрь
«Портрет осени»
«Осень.»
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
«Осень.»
Ветер северный подул, - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу
Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу
«Осень.»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый (Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (Спокойно уложить ладони на стол)
«Перелетные птицы»
«Перелетные птицы»
Птицы перелетные
В стаи собираются,
В края теплые летят,
До весны прощаются.
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода –
Не найдется им еда.
(Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
Сжимают пальцы рук в кулаки.
Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.
Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».
Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди)
«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
Царство животных»
(дикие животные)
«Сидит белка.»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).
«Дикие животные.»
На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак.)
Медвежата, барсучата, (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
днем лесной тропой («шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
«Хитрая лисичка»
Разминаем пальчики: раз, два, три! (Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по столу.
Разминаем пальчики, ну-ка посмотри
Вот бежит лисичка, раз, два, три! Выражение лица очень хитрое)
Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)
Что же получилось? Ну-ка посмотри!
Хитрая лисичка-вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Движения по тексту)
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Царство животных»
(домашние животные)
«Я в деревне отдыхаю…»
Я в деревне отдыхаю,
(Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.)
Всех зверей домашних знаю:
(Разводить и соединять пальцы левой руки.)
Кролик, лошадь и коза,
(Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.)
Кот, корова и свинья.
(Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого.)
А еще баран с овцой,
Да верный пес
(Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.)
Помощник мой.
(Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)
«Домашние птицы.»
Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
***
Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! Показывают пальчики, играя ими.
Декабрь
Времена года
«Времена года»
Зимние месяцы: декабрь, январь
К ним не забудем добавить февраль
(руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок)
Весне отдаем март, апрель, теплый май
(руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок)
Для лета — июнь, июль, август давай
(руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение «рыбка плывет»)
А если к нам в гости осень придет,
Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!
(имитируем сбор ягод в корзинку)
«День-ночь, сутки прочь»
«Планеты Солнечной системы» :
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой - Нептун,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
На Луне живет звездочёт
Он планетам ведёт учёт.
«Портрет зимы»
«Зима»
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Принесла мороз. пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, трем ладошки друг о друга
Замерзает нос. ладошкой массажируем кончик носа
Снег, плавные движения ладонями
Сугробы, кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед. ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед! обе руки протянуть вперед
«Зима»
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Да похлопаем в ладошки. Хлопать в ладоши
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть
Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.
Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями,
Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки.
Январь
«Волшебница вода»
" Дождик"
Дождик песенку поет (пальцы постукивают по столу)
Только, кто её поймет. (сначала медленно, потом быстрее.)
Не пойму ни я, ни ты, (пальцы барабанят быстро - быстро.)
Но зато поймут цветы,
и зеленая трава,
и весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно, (пальцы стучат все медленнее и останавливаются.)
подрастать начнет оно.
Кончился дождик.
«Транспорт будущего»
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
«Дорожных правил очень много.»
Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)
«Есть такая профессия -Родину защищать»
«Сегодня праздник всех отцов»
Сегодня праздник всех отцов, Сжимают и разжимают пальцы
Всех сыновей, всех кто готов, Хлопают в ладоши
Свой дом и маму защитить, Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу
Всех нас от бед отгородить! Сжимают и разжимают пальцы
«Бойцы»
Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках,
Удалые молодцы. сжать их в кулак.
Два больших и крепких малых Приподнять два больших пальца,
И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных, Приподнять средние пальцы,
Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышки Приподнять безымянные пальцы,
– Очень славные мальчишки! Хлопнуть в ладоши
Март
Женский день – 8 марта
«Наши мамы.»
Много мам на белом свете,
(Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи).
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер,
(Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой рук).
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!
(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)
«Семья»
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я
(поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
«Царство растений»
«Цветы»
Наши алые цветки распускают лепестки.
(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(потихоньку пошевелить пальчиками)
Наши алые цветки, закрывают лепестки,
(сомкнуть пальцы вместе в бутон)
Тихо засыпают, головками качают.
(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).
«Деревья. Кустарники»
«Деревья в лесу»
Друг от друга деревья росли далеко
(показать дерево обеими кистями)
Человеку пройти этот путь нелегко,
(Шагать указательным и средним пальцами)
Только корни деревьев (Приложить кисти друг к другу тыльными
Однажды сплелись, сторонами, пальцы вниз)
Будто дерева два навсегда обнялись. («Деревья»)
«Ветер по лесу летал»
Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)
Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)
«Портрет весны»
«Весна»
Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)
Два – капель, (согнуть безымянный палец)
Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)
Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)
Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)
Апрель
«Реки и их обитатели»
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (сложенными ладонями изображают, как плывет рыбка)
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (изображают рыбку)
Крошку хлебную взяла. (хватательные движения)
Рыбка хвостиком махнула, (снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
«День космонавтики»
«Начинаем мы взлетать»
Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди сгибают пальцы на обеих руках)
Начинаем мы взлетать. (по очереди выпрямляют пальцы на обеих руках)
На ракете улетим (соединяют пальцы рук, поднять руки вверх)
И всю Землю облетим. (руки развести в стороны, сделать круг)
На Луне мы «прилунимся» (сжать пальцы в кулак)
И на Землю возвратимся. (соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони)
«Мир насекомых»
«Пчела»
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (на каждое название загибают один пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают круги из пальцев, подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладони на стол)
«Природа и человек»
«Наш дом родной, наш общий дом»
Наш дом родной, наш общий дом
(Ладонями изображают шар.)
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг!
(Развести руки в стороны)
Тут – речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь!
(Растопырить пальцы «имитация» деревьев)
Воды в пустыне не найдешь.
(Указательным пальчиком поводить в стороны)
А где-то снег лежит горой,
(руки вверх «имитация» гор)
А где-то жарко и зимой …
Чудес нам всех не перечесть,
(поочерёдно загибать пальчики)
Одно у них названье есть: Леса и горы, и моря,
Все называется – Земля.
А если в космос ты взлетишь,
(«имитация» полёта ракеты)
То из окна ракеты увидишь шар там голубой –
(Ладонями изображают шар.)
Любимую планету!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Методические рекомендации для родителей по развитию речи....
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели...
Пальчиковая гимнастика "Пейзаж". Лексическая тема недели "Профессия. Художник" для детей дошкольного возраста средней группы
За окном метет метельМы займемся творчеством в этот дивный день? (ответ детей: «дааа») На планшет свою бумагу мы закрепим синююпоказываем класс обеими рука, делаем нажимы больши...